К сожалению и тревоге, прогнозы автора этих строк о том, что Страна восходящего солнца может рано или поздно отбросить пацифизм и «неядерные принципы» и заявить о себе как о ядерной державе, оправдываются. И причиной такого ускоренного перевоплощения станут даже не сами японцы, хотя в правящих кругах этой страны немало желающих грозить соседям оружием массового уничтожения, а заокеанский сюзерен, сиречь США.
В Токио отнюдь не пропустили мимо ушей слова Дональда Трампа, который в свою, как ныне модно говорить, первую президентскую каденцию открыто рекомендовал «богатым Японии и Южной Корее» быстро обзавестись ядерными бомбами, ракетами и снарядами, дабы перестать бояться «нападения» Корейской Народно-Демократической Республики. И пока токийские политики судят и рядят, как убедить народ принять решение, чреватое повторением Хиросимы и Нагасаки, американцы, похоже, уже определились.
Об этом рассказала в одном из майских номеров японская газета «Санкэй симбун», предпослав статье своих авторов Ясуси Сугимото и Ясухито Танака броский заголовок: «Япония – потенциальная четвертая ядерная сверхдержава и ключ к переговорам с Китаем и Россией? Доклад CSBA: "Утраченное искусство интриги и торга"». А в подзаголовке читаем: «США хотят сделать Японию ядерной державой для сдерживания КНР и России».
Выясняется, что CSBA – это американский Центр стратегических и бюджетных оценок, который в феврале этого года опубликовал вышеуказанный доклад со столь интригующим заголовком. Хотя интриги здесь особой нет – составитель документа Дэвид Купер, на протяжении многих лет работавший в Министерстве обороны США, где занимался вопросами контроля над вооружениями и нераспространением ядерного оружия, рассматривая «перспективы урегулирования напряженности между Соединенными Штатами и Китаем», предлагает нынешней вашингтонской администрации ни много ни мало, как… начать новую гонку ядерных вооружений.
По мнению Купера, этот шаг вызовет обеспокоенность КНР и Российской Федерации и побудит их согласиться на трехсторонние переговоры по контролю над ядерными вооружениями. Ключевую роль в такой гонке должны сыграть союзники США, в частности Япония. «Именно стране, пострадавшей некогда от атомных бомбардировок, досталась сомнительная честь принять на себя бремя ядерной сверхдержавы и послужить своего рода инструментом для сдерживания Китая и России», – отмечают авторы статьи в «Санкэй симбун».
Сомнений в том, что Япония уже сейчас может начать производить ОМУ, у составителя доклада нет. Он приводит общеизвестные факты: «Япония обладает передовыми ракетными технологиями и достаточным количеством ядерного вещества для производства тысяч единиц ядерного оружия. Эта страна могла бы быстро стать четвертой ядерной сверхдержавой, если бы она того пожелала». То есть, другими словами, Страна восходящего солнца должна будет не только создать образцы ядерного оружия, но и быстро организовать его массовое производство, опередив по арсеналу ОМУ все признанные и непризнанные ядерные государства, за исключением России, США и Китая.
При этом не скрывается, что делать это должна Япония в интересах США. А именно потому, что растёт обеспокоенность тем, что США отстают от КНР и РФ в сфере разработки и развертывания ракет средней и малой дальности. «В связи с этим перспективы подключения Японии к клубу ядерных сверхдержав выглядят для американской стороны весьма привлекательно», – считает Купер и его работодатели.
От себя напомним, что американцы уже обращались к японским властям с просьбами оказать помощь в создании гиперзвукового вооружения, с которым у янки не все хорошо получается, хотя Трамп бахвалился каким-то мифическим «супер-пупер» оружием. Да еще договорился до того, что представил не мифическое, а реально существующее российское гиперзвуковое оружие… как «украденное у США».
Японцы со «вторым пришествием» Трампа стали серьезно сомневаться, что вашингтонские политики действительно намерены защищать своих союзников, подставляя под удар свою страну. Вот и «Санкэй симбун» повторяет ныне расхожее среди японцев опасение по поводу того, что дядя Сэм едва ли готов защищать Токио и Сеул, рискуя в ответ получить сокрушительный удар по Лос-Анджелесу или Нью-Йорку. Авторы статьи пишут: «Потенциальная атака Китая или Российской Федерации по какой-нибудь стране-союзнице США в Азии или Европе ракетами средней дальности потребует от Вашингтона симметричного ответа. Придется запустить межконтинентальные баллистические ракеты или прибегнуть к иному оружию аналогичного характера. В таком случае высока вероятность, что КНР и РФ ответят залпом МБР по материковой части США. Далеко не радужные перспективы беспокоят союзников. Участники альянса задаются вопросом: а будет ли Америка вообще защищать Токио и Сеул, если в итоге ей придется оборонять Лос-Анджелес? Результатом этого, по мнению Купера, может стать появление ядерных арсеналов в таких странах, как Австралия, Германия, Республика Корея и Япония.
Но станет ли запасаться ядерным оружием Япония, страна, где этот тип оружия особенно не любят? Маловероятно. Хотя автор доклада утверждает, что, если, например, в ряды ядерных сверхдержав встанет Республика Корея (Южная Корея. – А.К.), это создаст своего рода эффект домино: союзники тоже начнут вооружаться один за другим».
В докладе признается, что такое развитие ситуации «вряд ли пришлось бы по вкусу Китаю и Российской Федерации». Но Купер почему-то убеждён, что только это заставит эти страны вступить в трехсторонние переговоры по контролю над ядерными вооружениями с Соединенными Штатами. Поэтому-де надо пугать их такой перспективой.
Авторы же статьи в «Санкэй симбун» не разделяют оптимизма составителя доклада о готовности японцев создавать свой ядерный арсенал. Они отмечают: «Трудно представить себе ситуацию, в которой японскому правительству действительно пришлось бы решать, стоит ли их стране сформировать собственный ядерный потенциал. Однако в докладе есть кое-что, что может в итоге поставить Японию перед нелегким выбором».
Вместе с тем, представляя США как поборника переговорного процесса по вопросу контроля над ядерными вооружениями с Китаем и Россией, Сугимото и Танака отмечают, что Китай не является участником Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который США и СССР подписали в 1987 году. При этом в Китае-де куда больше ракет средней дальности, чем в Соединенных Штатах: «Если Китай продолжит доминировать на этом поле, любое участие в переговорах по контролю над вооружениями окажется практически бесполезным».
На этот случай у Купера есть свой провокационный рецепт – Соединённым Штатам необходимо-де «срочно разместить ракеты средней дальности в Азии и Европе, чтобы сохранить ядерный статус-кво и защитить своих союзников». Но он сознает, что этому могут воспротивиться союзники США. Поэтому он считает «на данный момент наиболее разумным сохранить ядерный потенциал морского базирования, но дать понять Китаю и России, что в будущем возможно создание ядерного арсенала на суше».
И не только «дать понять», но и подтвердить свое намерение развязать гонку ядерных вооружений, для начала развернув в союзных государствах мобильные наземные пусковые установки Typhon. До сих пор системы Typhon находятся на Филиппинах на краткосрочной основе, однако в докладе предполагается обсудить перспективы их постоянного базирования в данном регионе. Наземное ударное средство способно запускать как баллистические, так и крылатые ракеты, в том числе ракеты Tomahawk с ядерной боевой частью.
А до того как связанные военными договорами союзные государства, видимо, в первую очередь Япония и Южная Корея, обзаведутся собственными ядерными потенциалами, строить на их территориях хранилища ядерного оружия для его быстрого использования при первой необходимости.
Напоминают авторы статьи и о том, что в конце 2010-х годов правительство США закулисно обращалось к Токио с предложением разместить на территории Японии ракеты средней дальности. Однако тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ настаивал на размещении в своей стране японских ракет большой дальности, а не американских.
Заявив о себе, как о стороннике довольно абсурдной концепции «разоружение через гонку вооружений», Купер предлагает также американскому правительству возобновить подземные испытания ядерного оружия, приостановить плановую утилизацию ядерных боеголовок и приступить к созданию новых боеголовок. Однако при всей приверженности своим «идеям» он все же сознает, что предлагает японцам самоубийственную программу ядерного вооружения, которая их не спасет, а без каких-либо вариантов погубит. Купер заключает доклад CSBA словами: «Правительство и народ Японии, будучи единственной страной, пострадавшей от атомной бомбардировки, неоднократно называли отмену ядерного оружия своей государственной политикой. Полагаю, услышать все это им будет больно…»