Очень «Большая игра» или Третья мировая экономическая война?

Между США и Китаем развернулась ожесточенная битва за морские пути и порты

«Большая игра» – так называли геополитическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Центральной Азии в XIX – XX вв. В широкий оборот выражение «Большая игра» попало благодаря роману «Ким» Редьярда Киплинга, опубликованному в 1901 году. Об этом напомнило недавно американское агентство Bloomberg, описывая развернувшуюся сейчас в мире борьбу за контроль над морскими торговыми путями и портами. Только сегодня эта «Большая игра» идёт уже не между США, Англией и Россией, как это было во времена Киплинга, а в основном между США и Китаем. 

Как сообщила 19 мая греческая газета Katimerini, в настоящее время Вашингтон поставил своей целью взять под контроль крупнейшие греческие порты Пирей и Салоники как «входные ворота в Европу». В сфере американских интересов, продолжает газета, также находится порт Александруполис на севере Греции, который сейчас служит в качестве перевалочной базы для поставок оружия на Украину. Но этот порт рассматривается также как потенциальный узел торгового транспортного коридора ИМЕС: Индия – Ближний Восток – Европа. 

О планах создать транспортно-экономический коридор «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC) было объявлено на полях саммита G20 в Нью-Дели в сентябре 2023 года. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали представители Индии, США, ОАЭ, Саудовской Аравии, Франции, Германии, Италии и ЕС. Целью этого масштабного транспортно-инфраструктурного проекта его участники называют стимулирование экономического развития путем экономической интеграции между Азией, регионом Персидского залива и Европой. Проект предусматривает объединение железных дорог и портов в единую трансграничную сеть в дополнение к существующим морским и автомобильным транспортным маршрутам. Участники проекта надеются, что IMEC позволит снизить зависимость от транзита через Суэцкий канал. По мнению экспертов, благодаря высокоскоростным грузовым поездам, способным развивать скорость 120 км/ч, новый маршрут сократит сроки доставки товаров на 40%.

Порт Пирей

«Это, – отмечает Katimerini, – долгосрочный проект, который направлен на то, чтобы «обойти» Китай, что и объясняет американский интерес в отношении греческих портовых инфраструктур».

Кимберли Гилфойл

По сведениям греческой газеты, именно такую цель президент США Дональд Трамп поставил перед прибывающим скоро в Афины новым американским послом в Афинах Кимберли Гилфойл. Она должна заняться лоббированием, чтобы добиться перехода под американский контроль порта Пирей, который сейчас контролирует крупнейшая китайская компания COSCO. Задание команде, с которой приезжает миссис Γилфойл в Афины, – добиться ограничения китайского влияния, и, в частности, создание плацдарма для экспансии США, свидетельствует Katimerini.

А «яркий американский интерес» к порту Александруполис, отмечает издание, уже больше не связан как к месту перевалки военной техники на Украину, а рассматривается как звено для IMEC. Этот проект находится на повестке дня, ему совместно с США в регионе содействуют Афины, Иерусалим и Никосия, а также он отвечает геостратегическим интересам Индии в основном из-за её соперничества с Пакистаном.

Интерес Трампа к портам Греции, которая обладает одним из крупнейших торговых флотов в мире, не случаен. Это лишь один из эпизодов его вызова, который он решил бросить морской мощи Китая. Как сообщил в феврале портал Iarex, администрация Дональда Трампа предлагает ввести сборы за использование коммерческих судов Китая, что может помочь противостоять доминированию страны на море. Офис торгового представителя США изложил план введения сборов на суда китайского производства, перевозящие товары, а также предписаний, требующих, чтобы часть американской продукции перевозилась на американских судах. 

Предложение вытекает из торгового расследования практики Китая в морской, логистической и судостроительной отраслях, которое началось при администрации Байдена и завершилось отчетом всего за четыре дня до вступления в должность президента Дональда Трампа. Расследование США пришло к выводу, что Пекин несправедливо доминирует в секторах, и заявило о необходимости «срочных действий» для решения этой проблемы.

Однако в случае принятия решения сборы могут обернуться дополнительными расходами для американских потребителей из-за роста расходов на доставку. Также неясно, будет ли этих предложений достаточно для восстановления американских судостроительных мощностей, которые были подорваны, несмотря на вековые меры защиты, призванные поощрять использование судов, построенных и эксплуатируемых в США.

В то время как США самостоятельно и стабильно строят военные корабли, а Европа лидирует в мире по строительству круизных судов, в мировом торговом судостроении доминируют три азиатские страны: Китай, Южная Корея и Япония, на долю которых в совокупности приходится более 90% коммерческого судостроения, отмечает агентство Bloomberg

Доля Китая на рынке выросла с менее чем 5% мирового тоннажа в 1999 году до более чем 50% в 2023 году. По состоянию на январь прошлого года Китаю принадлежало 19% мирового торгового флота, и он контролирует производство 95% транспортных контейнеров. А общий флот одной только китайской компании COSCO Shipping состоит из 1417 судов грузоподъёмностью 116 млн т, что делает компанию номером один в мире. Вместимость контейнерного флота COSCO Shipping составляет 3,05 млн TEU, что делает его четвёртым в мире.

Активно действует Трамп и на других морях и океанах. В марте этого года президент США Дональд Трамп во время обращения к совместной сессии Конгресса США заявил о намерении крупной американской компании купить оба порта вокруг Панамского канала. 

«Чтобы еще больше укрепить нашу национальную безопасность, моя администрация вернет контроль над Панамским каналом. Только сегодня крупная американская компания объявила, что покупает оба порта вокруг Панамского канала и многое другое, связанное с Панамским каналом, а также пару других каналов», – сказал он.

Контрольный пакет акций в портах Панамского канала намерен выкупить консорциум американских инвесторов во главе с инвестиционной компанией BlackRock. Речь идет о портах Бальбоа и Кристобаль, которыми управляет гонконгская компания CK Hutchison. BlackRock с огромным пулом активов в размере $11,6 триллиона согласилась возглавить группу, которая купит контрольный пакет акций гонконгской фирмы CK Hutchison в 43 других портах по всему миру, включая 199 причалов в 23 странах. 

Трамп неоднократно заявлял о намерении восстановить контроль над Панамским каналом. Он объяснял это тем, что американские суда сильно переплачивают за проход по каналу и что влияние на канал имеет Китай (грузовые терминалы по обе стороны обслуживает подразделение гонконгской компании Hutchison Whampoa Ltd). После претензий главы Белого дома Панама отказалась от продления действия меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс, один путь», сообщил президент этой страны Хосе Рауль Мулино после переговоров с американским госсекретарем Марко Рубио.

Однако, как сообщила недавно CNN, китайские антимонопольные органы расследуют сделку американского консорциума по приобретению двух портов в зоне Панамского канала, что отодвигает закрытие сделки на неопределенное время. 

Всё это происходило на фоне заявлений президента США Дональда Трампа, который уверял, что Китай контролирует канал (контролирует его на самом деле Панама, а Китай владеет портами по обе стороны важнейшего морского пути). Трамп пригрозил, что Соединенные Штаты снова возьмут под свой контроль канал между Атлантическим и Тихим океанами.

Как известно, Панамский канал был построен Соединенными Штатами в начале XX века и завершен в 1914 году. Большую часть этого столетия он эксплуатировался США, пока администрация Картера не договорилась о его передаче Панаме по договору, против которого в то время выступали многие республиканцы. В настоящее время канал – ключевая часть экономики Панамы. В 2024 году он принес почти 5 миллиардов долларов общей прибыли. Согласно исследованию, опубликованному в декабре IDB Invest, 23,6% годового дохода Панамы генерируется каналом и компаниями, которые предоставляют услуги, связанные с эксплуатацией канала. 

Майк Уолтц, советник Трампа по национальной безопасности, сообщил, что руководство Панамы вступило в «переговоры о решении проблем портов по обе стороны канала». Но устранение китайского влияния – это лишь одно из требований Трампа к Панаме. Президент США также хочет, чтобы Панама прекратила взимать плату с американских судов. 

Но смогут ли США за счет агрессивной политики на морях, установлению своего контроля над морскими перевозками и портами остановить экономический рост Китая? Эксперты считают, что вряд ли. Как бы Трамп ни суетился, как бы грозно ни хмурил брови, китайский «поезд» уже ушел далеко вперед. По данным Организации Объединённых Наций по промышленному развитию, Китай в настоящее время производит около трети мировых промышленных товаров. Это больше, чем Соединенные Штаты, Япония, Германия, Южная Корея и Великобритания, вместе взятых. 

 Китай нарастил свой экспорт за счет огромных инвестиций в образование, фабрики и инфраструктуру, сохраняя при этом довольно высокие тарифы и другие барьеры для импорта. Университеты выпускают больше выпускников по инженерным и смежным специальностям каждый год, чем общее количество выпускников по всем специальностям американских колледжей и университетов.

Вопрос в том, сможет ли КНР сохранить свое лидерство, если другие страны повысят тарифы. Тем не менее многие импортеры считают, что Китай остается самым конкурентоспособным местом для покупки товаров. В последние недели ряд международных экономистов и Всемирный банк пересмотрели свои прогнозы по Китаю в сторону повышения, чтобы отразить влияние пакета стимулов Пекина на сумму 1,4 триллиона долларов и устойчивого экспорта. 

Однако возобновление торговой напряженности с Соединенными Штатами все-таки может остановить эту позитивную динамику. Даже обычно оптимистичные китайские аналитики, например из брокерской компании China Galaxy Securities, признают, что тарифы Трампа, «превосходящие ожидания», могут стать решающим фактором.

Пекин уже дал понять, что готов нанести ответный удар в возобновленном торговом конфликте. Он пригрозил расследованиями в отношении американских компаний, работающих в Китае, и ограничением экспорта ключевых материалов, используемых для производства аккумуляторов и электроники, где он доминирует в производстве. Вместе с тем китайские чиновники также пытались склонить на свою сторону новую администрацию Трампа с помощью пропаганды, подчеркивающей преимущества здоровых торговых отношений.

«Многочисленные случаи показывают, что инвестиции американских компаний в Китай не только приносят прибыль, но и приносят пользу народам обеих стран», – заявила официальная газета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао». В комментарии в качестве примера общих выгод приводятся продажи Tesla в Китае, которые в 2024 году выросли на 8,8% в годовом исчислении. 

Так что нынешняя агрессивная политика Трампа в торгово-экономических отношениях с Китаем может стать бумерангом, который нанесет больший ущерб самим Соединённым Штатам.