Периодически возобновляющиеся в Сербии, в частности в Белграде, массовые беспорядки и «сопутствующие» события в регионе позволяют предположить в качестве одного из вероятных сценариев попытки прямого вмешательства в дела балканской страны. Очевидная цель такого вмешательства – принудить правительство Александара Вучича отказаться (по крайней мере фактически) от края Косово, после чего «вмонтировать» Сербию в Евросоюз, в том числе в антироссийские санкции Брюсселя, что выведет страну из зоны свободной торговли с РФ-ЕАЭС, действующей с середины 2021 года.
Как известно, 18 марта главы военных ведомств Хорватии, Албании и Косово заключили соглашение о взаимодействии в военной области, фактически о военном союзе, предполагающем совместное противодействие внешним угрозам. Документом предусматривается взаимодействие в военной области, в т. ч. совместная подготовка военных кадров и проведение совместных учений, а также и обмен разведывательной информацией и, что ещё более значимо, «согласование политики и позиций участников с Евроатлантическими многосторонними структурами в области безопасности и обороны». При этом Загреб, Тирана и Приштина заявляют о готовности подключить к соглашению другие страны. Можно предположить, что в первую очередь речь идёт о Турции, активно развивающей военно-техническое взаимодействие со своими давними албанскими клиентами. Так, ещё в начале января с. г. сообщалось о договорённости т. н. «Республики Косово» с турецкой компанией Makine ve Kimya Endüstrisi о создании на территории отторгнутого сербского края военно-промышленных объектов. Не позже октября с. г. планируется построить как минимум один завод по производству боеприпасов и одну научно-техническую лабораторию для реализации проектов, связанных с БПЛА. Работы по этим объектам уже проводятся невдалеке от границ Косово с Сербией и Черногорией, уже участвующей, напомним, в НАТО.
Примечательно, что соглашение «балканской тройки» было подписано в Тиране в преддверии очередного обострения ситуации в Сербии. Министр обороны Хорватии Иван Анушич рассказал, что «цель состоит в укреплении политического и оборонного сотрудничества между нашими странами и поддержке Косово и Албании на их евроатлантическом пути». «Прошло время, когда Загреб спрашивал у Белграда разрешения, как ему действовать и с кем сотрудничать. Наши три страны не обязаны запрашивать одобрения ни у кого – ни у Сербии, ни у НАТО», – заявляет хорватский премьер Андрей Пленкович.
В Белграде отреагировали весьма резко: министр обороны Сербии Братислав Гашич заявил, что подписание трёхстороннего меморандума между Хорватией, Албанией и «так называемым Косово» является «провокационным шагом, который подрывает усилия по укреплению региональной безопасности». Министерство иностранных дел Сербии направило «срочный запрос» коллегам в Хорватии и Албании с просьбой предоставить подробные разъяснения по поводу подписания трёхстороннего меморандума. «Предприняв шаги, подрывающие региональную стабильность, эти две страны вместе с нелегитимным представителем временных институтов самоуправления в Приштине инициировали действия, которые представляют серьёзную угрозу миру и безопасности в регионе», – говорится в пресс-релизе ведомства. Президент Александар Вучич заявил, что меморандум является «нарушением Соглашения о субрегиональном контроле над вооружениями», подписанного Боснией и Герцеговиной, Хорватией, Черногорией и Сербией в 1996 году. Согласно информации сербских СМИ, Вучич и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан начали «серьёзные переговоры о военном союзе между двумя странами».
Невозможно не заметить, балканский «союз трёх», два участника которого входят в НАТО, а третий является кандидатом на присоединение к альянсу, с учетом нынешней обстановки в Сербии вполне может стать инструментом прямого вмешательства во внутренние дела страны с использованием территорий соседних государств. Едва ли случайно ближайшие военные учения новоявленной балканской «тройки» планируются на вторую половину июля – начало августа на севере Албании или в бывшей Сербской Краине в Хорватии, примыкающих к границам Сербии.
Наряду с Турцией, Хорватия признала «Республику Косово» одной из первых. Согласно данным «Регистра хорватских защитников», в армии наследников усташей служили до трёх тысяч албанцев (в основном добровольцев), подавляющее большинство которых было выходцами с юга Сербии. Некоторые из них позже вернулись в Косово и Метохию и вступили в ряды террористической «Армии освобождения Косово». Комплексная же модернизация так называемых «сил безопасности Косово» последние 3 года проводится усиленными темпами под зарубежные инвестиции почти в 240 млн. евро. В качестве «доноров безопасности» (они же – поставщики вооружений косовским боевикам) выступают профильные компании ФРГ, Турции, Великобритании, США, Франции, Италии. Активно действует созданный еще в конце 1990-х гг. коридор для доставки военно-технических грузов через порты северной Албании (Шкодер, Шенгьин) в Косово; периодически появляется информация о таких же поставках со второй половины 2010-х гг. через Черногорию.
В последние годы Албания значительно модернизировала свою военную инфраструктуру, в первую очередь благодаря поддержке НАТО, в том числе за счёт основательной модернизации авиабаз в Кучове и Фарке. Только на месте старого военного аэродрома в Кучова в 80 км к югу от Тираны НАТО потратило 50 миллионов долларов на преобразование базы в крупный региональный авиационный узел для военно-воздушных сил НАТО. Со своей стороны, «продвинутая» Хорватия активно продвигает интеграцию беспилотных летательных аппаратов и совместное морское патрулирование с Албанией. Косово, не являющееся членом НАТО, получает от альянса материально-техническую и консультационную поддержку в стремлении укрепить свой потенциал в области безопасности и обороны.
Более того, в начале с. г. сообщалось (тоже без чьих-либо опровержений) о начале патрулирования воздушного пространства центральных и западных Балкан американскими беспилотниками MQ-9A Reaper, к которым присоединился Challenger 650 Artemis – новейший американский авиаразведчик, дистанционно прослушивающий каналы связи и сверхбыстро обрабатывающий получаемую ими информацию.
Известно также, что к середине января с. г. на авиабазу Превезе (вблизи границ Греции с Албанией и Северной Македонией) доставлено 3 самолёта дальнего радиолокационного действия Е-3А ОВВС НАТО, способных в том числе подавлять действия ПВО и связанных объектов. Заметим, что схожая милитаризация Балкан имела место в канун натовских бомбардировок Сербии и Черногории в 1999 г.
Обращает на себя внимание и то, что, по данным «Афинских новостей» от 29 июня с. г., Вооруженные силы Греции «находятся в состоянии повышенной готовности. Они оснащены тепловизионными камерами и соответствующим оборудованием для тушения пожаров – шесть регионов Греции классифицированы, как зоны с очень высоким риском возникновения огня». К слову, в основном речь идёт о регионах, сопредельных с Северной Македонией и Албанией, хотя лесные пожары преобладают пока в других областях Греции.
Предпринимаются попытки «взорвать» обстановку в соседней Северной Македонии, участие которой в новых антисербских комбинациях, похоже, не гарантировано. Опыт на этот счёт имеется – в начале 2000-х годов в Тетово и других населённых албанцами западных районах страны развернулись настоящие бои, развязанные боевиками местного филиала «АОК» при активной поддержке западных спецслужб, в результате чего правительство Скопье было вынуждено пойти на серьёзные уступки албанскому меньшинству.
В наши дни раскачка ситуации ведётся ещё более иезуитскими методами. Например, еще в конце марта в Скопье были арестованы прибывшие в Северную Македонию активисты прозападного сербского «Движения сводобных граждан». По информации местных СМИ, они вошли в контакт с представителем ультралевацкой партии «Левица», некоторыми антиправительственными группировками, местным студенческим радикалом Кириллом Митановски, а в соцсетях появилась запись беседы македонских и сербских «коллег» о том, как спровоцировать массовые беспорядки во время протестов.
Премьер-министр Христиан Мицкоски заявил, что понимает людей, «протестующих демократическим путём», не оправдывает «политических грызунов и стервятников, которые не хотят сильного ВМРО – ДПМНЕ – правительства, не допускающего разрушения Македонии». Наследники «Внутренней македонской революционной организации» отличалась традиционной пророссийской и просербской ориентацией, что вызывало явную изжогу у «глобалистского» истеблишмента. При поддержке структур международного жулика Сороса в стране инспирировали очередной «майдан», приведший в 2019 г. к власти прозападный «левацкий» Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) в альянсе с албанскими партиями. Новые власти поспешили сменить название страны на Северная Македония (СМ), что позволило прийти к компромиссу в давнем споре с Грецией, и поспешно включили страну в 2020 г. в НАТО. Кроме того, они признали албанский язык вторым государственным и договорились о передаче половины портфелей в македонском правительстве этническим албанцам, издавна требующим создания почти на трети территории страны албанского «квазигосударства» наподобие Косово.
Вернувшаяся к власти в 2024-м ВМРО-ДПМНЕ предпринимает некоторые шаги по стабилизации обстановки в стране и исправлению допущенных ранее перекосов, однако ситуация в СМ остается труднопредсказуемой и потенциально взрывоопасной. Неизбежным следствием активизации местных и заезжих охотников организовать очередной «майдан» станет очередное обострение «албанского вопроса», которого небольшая страна рискует просто не пережить.
Таким образом, западная геополитическая инженерия на Балканах ведёт только лишь к дальнейшей фрагментации региона, обострению стародавних и появлению новых противоречий и споров, чреватый вовлечением в дела региона внешних игроков и общим ростом политической и военной напряжённости.