В июне этого года центральноамериканская страна Сальвадор пополнила список государств, которые приняли закон об иностранных агентах. Закон, принятый Законодательным собранием Сальвадора и опубликованный 6 июня, устанавливает строгие правила в отношении организаций, получающих иностранное финансирование, требуя от них регистрации в качестве “иностранных агентов” и соблюдения жестких требований к отчетности. Хотя президент Букеле активно сотрудничает с США, в том числе по вопросу размещения в сальвадорских тюрьмах мигрантов из стран Латинской Америки, этот шаг явно не понравился коллективному Западу.
Первым выразил серьезную обеспокоенность Европейский союз, назвав новый закон угрозой гражданскому обществу и демократическим свободам в центральноамериканской стране. В заявлении, опубликованном 7 июня 2025 года, Европейская служба внешних действий (EEAS) призвала Сальвадор выполнять свои международные обязательства в области прав человека и защищать пространство для независимой гражданской активности.
“ЕС сожалеет о законе об иностранных агентах, принятом Законодательной ассамблеей Сальвадора и опубликованном вчера”, – заявил представитель EEAS. “Этот закон… рискует ограничить доступ субъектов гражданского общества к финансированию, которое необходимо для их функционирования и жизненно важно для любой здоровой демократии” – было сказано в официальном сообщении.
Нужно отметить, что, помимо международно-правовой части этого закона, в нем есть и экономическая составляющая: теперь иностранные агенты в Салвадоре должны платить налог 30%.
С учетом волатильности экономики Сальвадора (а ранее принимались и экстраординарные меры, такие как использование криптовалюты наравне с обычными платежными средствами и даже ее привязка к обменному курсу), такой тариф на иноагентскую деятельность мог бы частично пополнить казну.
Однако если рассматривать новый закон в контексте политических процессов Центральной и Южной Америк, беспокойство ЕС, прежде всего, связано с тем, что хоть и медленно, но поступательно страны региона отвоевывают свой суверенитет и применяют зарекомендовавшие себя иностранные практики.
Так, в Никарагуа подобный закон об иностранных агентах был принят еще в октябре 2020 г. Очевидно, что многие НПО там работали на внешние интересы, а если точнее – США. Поскольку с 2017 г. до момента введения закона в силу только USAID перевел местным структурам более ста миллионов долларов США. И эти средства фактически работали на организацию государственного переворота.
Теперь там относительно стабильно, а в экономическом плане Никарагуа показывает удивительную устойчивость.
Впрочем, помимо интересов ЕС в Латинской Америке, изменение внешней политики США при второй администрации Дональда Трампа фактически провозглашает доктрину Монро № 2, что означает прямое вмешательство Вашингтона. И этот сигнал был воспринят с тревогой правительствами многих стран, где у власти стоят как левые, так и правые.
При этом в запасе у США есть довольно много эффективных инструментов – от заново провозглашенной доктрины борьбы с нелегальными мигрантами и помощи правительствам Латинской Америки по уничтожению наркокартелей до всяческих рамочных соглашений по поводу финансовой прозрачности и следовании "международным стандартам". В частности, для давления на государства региона и дискредитацию неугодных правительств уже давно применяются так называемые антикоррупционные механизмы.
Так, по данным Latin Business Chronicle, ранее в Латинской Америке наблюдался рост числа нарушений Закона США о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA). В США ряд консалтинговых компаний занимаются отслеживанием контрактов и бизнес-процессов в странах Латинской Америки. Например, фирма FTI, специализирующаяся по рискам, во времена Барака Обамы отмечала, что 50% дел, рассматриваемых компанией в Латинской Америке, были связаны с FCPA. Она же делала прогнозы на сохранение тенденции по коррупции, то есть одновременно оправдывала свою деятельность под крылом правительства США и обосновывала необходимость вмешательства в политику стран Латинской Америки.
Фактически это означает, что любого конкурента для бизнеса из США можно представить как коррумпированную структуру и обрушить на него санкции и судебные иски. Как правило, агентов Вашингтона интересуют контракты в правительствах стран Латинской Америки, особенно в области строительства, нефти, газа и других природных ресурсов, медицинское оборудование или фармацевтические препараты. Эти стратегические секторы предпочтительны для американских компаний и лобби-групп, поэтому агентура США предлагает информаторам на местах и сотрудникам международных корпораций крупные финансовые вознаграждения, за любые сведения, связанные с нарушением Закона США о коррупции за рубежом. Иными словами мощнейший коррупционный механизм США под названием лобби активно вмешивается в дела стран Латинской Америки и пытается перестроить под себя политические и экономические системы этих государств.
Поэтому новые законы об иностранных агентах могут стать костью в горле у истэблишмента коллективного Запада. И если Никарагуа, Куба и Венесуэла находятся у Вашингтона в почетном списке "левых диктатур", что является главным поводом для дискриминации в виде санкций и бойкота, то пример Сальвадора показывает, что возможен более гибкий вариант защиты собственного суверенитета. К тому же первый закон об иностранных агентах был принят в США еще в 30-х гг. прошлого столетия, что дает повод правительствам Латинской Америки говорить о некоем копировании «демократических прогрессивных практик».
Безусловно, это не снимает риск другого типа вмешательств, которые будет предпринимать Вашингтон в рамках своей новой внешней политики. Например, попытки заговора против президента Колумбии Густаво Петро, которые были недавно вскрыты и стали причиной внутреннего политического скандала и консультаций с послом Колумбии в США. Однако законы об иностранных агентах, по крайней мере, будут ограничивать и в лучшем случае предотвращать действие пятой колонны внутри страны.