Начиная с 2014, когда Запад бессильно клацал зубами, видя мирное возвращение Крыма в Россию, западные страны принялись искать пути нанесения вреда РФ.
Даже в ущерб себе они вводили антироссийские санкции, ограничивали двусторонние торговые отношения и вредили гражданам и компаниям РФ. Не меньше, а скорее намного больше старались навредить украинские националисты, которые взрывали линии электропередач и перекрывали воду в каналах, ведущих на Крымский полуостров. Декларируя, что «Крым – это Украина», они одновременно стремились побольнее ударить по его инфраструктуре и экономике в целом, по ушедшим из-под их контроля новым российским гражданам.
Однако настоящая истерия случилась после начала СВО. Бесчисленные санкции против всех и вся со стороны Запада и Украины, усиление военных ударов по Донбассу и другим новым российским регионам, нападения на мирные поселения в соседних с Украиной областях, убийства и пытки мирных граждан, отравление или уничтожение источников воды, подрыв объектов инфраструктуры и так далее.
Отступая с территории Донбасса, боевики ВСУ оставляли за собой выжженную землю, насильно вывозя детей, уничтожая коммунальное хозяйство городов, делая все для нанесения как можно большего вреда, чтобы России пришлось с нуля восстанавливать нормальную жизнь на бывших украинских территориях.
В 2024 году зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев призвал ускорить разработку реестра причиненного России ущерба как реального, так и упущенной выгоды от ограничений экономической деятельности, наложенных многочисленными пакетами западных санкций. По его словам, в дальнейшем «требования о компенсациях будут предъявлены как в нашей стране, так и в иностранных юрисдикциях».
И вот 19 мая 2025 года российский Президент Владимир Путин своим указом поручил органам прокуратуры организовать и вести «сбор, проверку и систематизацию сведений» о вреде, причиненном государству, его гражданам и компаниям. Соответствующий мониторинг должен осуществляться прокуратурой путем ведения «регистра сведений об указанном вреде» во взаимодействии с другими органами власти.
Почти сразу же, 5 июня этого года Генпрокуратура утвердила положение о порядке такого мониторинга, а также формат самого регистра с разграничением по категориям потерпевших.
В раздел «А» вынесены физические лица, которым нанесли ущерб в имущественной (жилье, транспорт и т. д.) или экономической (санкции) форме, а также личный вред (лишение свободы, пытки, вред здоровью, утрата трудоспособности, принудительный труд и прочее).
В разделе «Б» речь идет об уничтожении или повреждении собственности компаний и организаций, включая коммунальную инфраструктуру, жилой фонд, а также ущерб культурно-историческим и религиозным объектам. Сюда же относится потеря контроля над имуществом и ущерб из-за его перемещения или наложенных санкций.
В раздел «С» включены все виды причиненного «иностранными источниками» вреда государству, его учреждениям и организациям, в том числе медицинским, спортивным и образовательным, ущерб собственности и окружающей среде, а также расходы, связанные с гуманитарной помощью пострадавшим, оказанием им медицинской или иной помощи, а также выплатой компенсаций за нанесенный вред.
Согласно майскому указу к «иностранным источникам» автоматически отнесены все недружественные России страны, перечень которых был утвержден еще в марте 2022 года, а также физические и юридические лица этих стран.
На сегодня в этот список включена Украина и почти все страны Европы западнее Беларуси (кроме нескольких балканских государств), ряд стран Америки (США и Канада), Океании (Австралия и Новая Зеландия) и Азии (Сингапур, Южная Корея, Япония и Тайвань), а также британские заморские территории, под юрисдикцией которых работает множество западных компаний.
Откуда же в созданный российский регистр поступает необходимая информация?
Во-первых, из материалов уголовных дел и проверок о преступлениях военнослужащих ВСУ и других иностранных боевиков против мирных жителей, совершенных путем терактов, диверсий и обстрелов, в т. ч. с применением беспилотников.
Во-вторых, выписки из гражданских и арбитражных дел, связанных с причинением вреда, а также из данных, полученных при осуществлении прокуратурой надзора за исполнением закона и соблюдением прав граждан.
В-третьих, это обращения федеральных и местных органов власти, организаций и физических лиц.
В-четвёртых, это сообщения СМИ, публикации в интернете и социальных сетях.
На днях под руководством Дмитрия Медведева состоялось совещание по наполнению указанного регистра сведениями о вреде, который нанесли России, ее гражданам и компаниям недружественные иностранные государства.
Согласно докладу председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, за период с 2014 года возбуждено более 7,5 тысячи уголовных дел по преступлениям киевского режима. Нанесенный ущерб из-за уничтожения объектов только гражданской инфраструктуры уже составляет более 500 млрд рублей. Сообщается, что «работа по установлению ущерба в результате украинской агрессии продолжается».
Очевидно, что полнота сведений в регистре будет зависеть от получения государством в лице прокуратуры необходимых для его заполнения данных, их полноты и обоснованности.
Материалы СМИ часто описывают преступные действия киевского режима, направленные против России. Например, в одной из недавних статей на сайте приводилась информация о подрыве объекта нефтепровода «Дружба» в Брянской области, по которому был нанесен очередной удар 22 августа. Однако урон от этого и других подобных преступлений прокуратура наверняка внесет в регистр без всяких напоминаний со стороны четвертой власти.
А вот у российских граждан, особенно в пострадавших от боевых действий регионах, появилась возможность внести информацию о полученном ими ущербе в указанный регистр. Возможно, в дополнение к тем запросам, которые они уже сделали или будут делать, обращаясь за компенсацией стоимости своего имущества, уничтоженного или поврежденного обстрелами ВСУ.
И тут возникает вопрос. Почему бы государству не создать удобный инструмент для подачи гражданами таких данных с целью их последующего внесения в регистр? Тем более что в России существуют соответствующие инструменты для общения с государством – онлайн-платформа «Госуслуги» (для тех, кто освоился с ее работой) и сеть многофункциональных центров «Мои документы». Они вполне могли бы помочь и гражданам, и государству в регистрации ущерба.
Такой подход позволило бы регистру достаточно оперативно и наиболее полно учесть все преступления киевского режима и урон от действий «иностранных источников», исходящих из недружественных России стран.