Вадим Давыденко был убит в Ирландии

Условия жизни некоторых украинских беженцев за границей становятся смертельно опасными

В принимающих странах уже не так жаждут помогать украинцам

Недавняя трагедия в ирландском Дублине с убийством юного киевлянина ярко проиллюстрировала ухудшение отношения к украинским беженцам в странах Запада как на государственном уровне, так и в межличностных отношениях.

Молодой 17-летний парень Вадим Давыденко окончил в этом году среднюю школу в Киеве и уехал в Ирландию, чтобы получить там статус беженца. Агентство по делам детей и семьи поселило его в одном из многоквартирных домов, который используется для проживания многочисленных беженцев из разных стран. 

Именно там 15 октября живший в этом же доме 17-летний выходец из Сомали нанес Давыденко смертельные ножевые ранения головы, рук и тела, а также ранил нескольких других подростков. Несмотря на то что полиция и медики прибыли на место происшествия почти сразу после вызова, ранения оказались крайне тяжелыми, и юноша умер на месте происшествия.

Ирландский министр юстиции О’Каллаган выразил сочувствие семье и друзьям погибшего, а премьер Мартин заявил, что он «мыслями с семьей погибшего и с теми, кто получил ранения во время этого инцидента».

Однако все это лишь слова, чтобы затушевать безответственность ирландских государственных служб, создавших неудовлетворительные условия для совместного проживания беженцев из разных стран, что и привело к этой трагедии.

Убийство в Ирландии напомнило аналогичную трагедию, произошедшую меньше двух месяцев назад в августе этого года в метро американского города Шарлотт штата Северная Каролина. Тогда 34-летний афроамериканец Браун-младший напал на 23-летнюю беженку с Украины Ирину Заруцкую и несколько раз ударил ее ножом. От полученных ранений она скончалась на месте.

Комментируя случившееся, президент Трамп назвал это убийство «ужасным» и заявил: «Над зверем, который так жестоко убил красивую молодую девушку с Украины, приехавшую в Америку в поисках мира и безопасности, следует провести "быстрый" (в этом нет никаких сомнений) суд и вынести только смертный приговор. Другого варианта быть не может». Однако судебная власть ещё рассматривает это дело.

Пока Трамп сокрушался над убитой Заруцкой, Служба гражданства и иммиграции США (USCIS) приготовила украинским беженцам неожиданный «подарок». Согласно появившемуся официальному сообщению, начиная с 16 октября все они должны заплатить 1000 долларов за подачу заявки на продление пребывания в США по программе Uniting for Ukraine. Причем этот сбор требуется внести за каждого члена семьи, независимо от его возраста.

Конечно, формально для малоимущих есть исключения, но с учетом проблем с бюджетом крайне сомнительно, что американские чиновники будут идти навстречу желающим не оплачивать этот обязательный сбор.

Нужно отметить, что ухудшение ситуации для украинских беженцев ранее уже произошло в Канаде и ряде других стран, которые хотят уменьшить свои социальные расходы, а также принудить часть мужчин мобилизационного возраста вернуться на Украину. Концепция все та же – пусть воюют против России, а не проедают наши деньги. Но вернемся к проблемам с безопасностью самих беженцев на Западе.

До убийства украинского подростка в Ирландии и девушки в США еще два похожих случая произошли в немецком городе Оберхаузене. В феврале 2024 года четверо жителей Германии напали с ножами на двух украинских юношей (17-летнего Владимира Ермакова и 18-летнего Артема Козаченко). От полученных ранений они оба скончались в больнице. Конечно, в Германии стараются не уточнять расу преступников, но, по опубликованным в СМИ сведениям, нападавшими были подростки в возрасте 14-16 лет родом из других стран мира.

В целом, несмотря на огромное количество украинских беженцев в Европе, многие страны стали ужесточать условия пребывания в них украинцев. Так, с 1 апреля 2025 года новым беженцам с Украины перестали назначать в Германии специальные выплаты на проживание, а стали предоставлять лишь пособия, предусмотренные законом об убежище, как это сделано в других странах ЕС.

В то же время некоторые немецкие политики давно требуют приведения всех выплат приехавшим украинцам к одному (меньшему) уровню, однако пока этот вопрос остается в подвисшем состоянии. 

Вся проблема в том, что около 700 тыс. безработных украинских граждан в Германии, получающих социальные пособия, создают бюджетную нагрузку в общей сумме около 6,3 млрд. евро в год. На сегодня лишь один украинец из трех официально работает и платит налоги, а все остальные продолжают сидеть на шее немецкого бюджета еще с 2022 года.

На днях газета Bild опубликовала результаты опроса населения Германии, по результатам которого оказалось, что 66% немцев заявили о необходимости вообще прекратить выплату пособий украинским беженцам. И только 17% опрошенных согласились с тем, что у украинцев все-таки есть право на получение социальных пособий.

При этом 62% граждан Германии считают, что мужчины призывного возраста, приехавшие с Украины после начала СВО, должны вернуться обратно к себе домой. 

Не исключено, что таком подходу способствовала инициатива главы немецкого минобороны Писториуса, который инициировал возобновление военного призыва. По его словам, это станет сдерживающим фактором для России: «Сейчас мы строим новые, современные структуры. Мы будем готовы к середине 2027 года. Тогда мы сможем снова проводить общенациональный призыв».

14 октября правительственная коалиция согласовала прохождение военной службы сроком на 6 месяцев по принципу лотереи, начиная с 2026 года, причем как для женщин, так и для мужчин.

Согласно комментариям социологов, результаты указанного опроса свидетельствуют о чётком запросе немецкого общества на изменения в сфере помощи беженцам. Словно отвечая на это, немецкое правительство в проекте государственного бюджета на 2026 год планирует сократить социальные выплаты сразу на 1,5 млрд. евро, так что можно ожидать ухудшения условий выплат украинцам.

Не следует забывать, что срок европейской директивы о временной защите украинских беженцев истекает 4 марта 2027 года, то есть меньше, чем через полтора года. За это время всем им надо решить, что они планируют делать дальше. Придется либо поменять свой статус в стране пребывания, либо получить местное гражданство, либо выехать в какую-то другую страну. 

Не исключено, что часть украинских граждан захочет поехать в Россию. Особенно с учётом, с одной стороны, все менее благоприятных условий жизни для украинских беженцев на Западе и, с другой стороны, утверждения новой концепции российской миграционной политики, направленной на «увеличение числа иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности».

Пока же всё идёт к тому, что украинцы продолжат интегрироваться в местное общество, пусть и на худших условиях, чем раньше – с необходимостью работы, оплаты налогов и меньших социальных выплатах (в случае права на них в новом статусе).

Если украинский конфликт будет разрешен и боевые действия прекратятся, то часть граждан, конечно, вернется домой, но чем позже это произойдет, тем меньше людей пойдут на это, если вообще пойдут.

Этот факт подтвердило сентябрьское исследование Мюнхенского института экономических исследований (IFO). Результаты опроса украинских беженцев в 30 странах Европы показали, что 47% из них готовы вернуться на Украину в случае возвращения страны к границам 1991 года, получения гарантий безопасности путем вступления в НАТО, перспективы членства в ЕС и улучшения внутренней экономической ситуации, а также преодоления коррупции.

А без удовлетворения всех этих условий (что кажется абсолютно нереальным) вернуться на Украину готовы лишь 3% украинцев, что находится на уровне статистической ошибки.

В то же время такие условия, как возвращение границ 1991 года, увеличивает количество тех, кто вернется, на 10,8%, членство в НАТО с гарантиями безопасности – на 7,1%, хорошие перспективы на рынке труда – на 4,1%, перспективы вступления в ЕС – на 3% и так далее.

Таким образом, все будет зависеть от условий, на которых завершится украинский конфликт. А пока граждане Украины продолжат пользоваться «гостеприимством» западных стран и периодически гибнуть от «комфортных» условий жизни в переполненных беженцами странах.

Заглавное фото: Irishtimes

Другие материалы