Россия и Турция в Сирии: кто даст больше?

Среди соавторов головокружительной карьеры Ахмеда аш-Шара`а – теневой британский политтехнолог

В Дамаске заявили о ведении переговоров с Россией по пересмотру действующих соглашений о сотрудничестве. По словам главы МИД Сирии Асаада аш-Шибани, речь идёт, в частности, о российских военных базах в республике, а также судьбе бывшего президента Башара Асада и военных, покинувших страну, пишет газета Asharq Al-Awsat.

Сирийский дипломат также пояснил, что на данном этапе принципиально новых договоренностей между сторонами нет, а заключённые прежним режимом соглашения приостановлены и неприемлемы. Министерство работает над преодолением последствий прежней дипломатии, которую аш-Шибани назвал «шантажом», в пользу подхода, открытого для диалога и сотрудничества.

Вместе с тем глава сирийской дипломатии подчеркнул неприемлемость уступок в отношении прав сирийцев: диалог с внешними партнёрами строятся на статусе Сирии и должны быть использованы на благо народа.

Любопытнее всего, как именно это «благо» видят и понимают новоиспеченные хозяева Сирии на фоне некоторых параллельных процессов, обусловленных тесным военно-техническим сотрудничеством между Дамаском и Анкарой. 

На днях проправительственная газета Turkiye сообщила, что сирийские власти планируют закупить у Турции вооружение, в том числе эшелонированные системы ПВО. По данным издания, финансирование может быть обеспечено специальным фондом с участием стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Ранее Дамаск действительно обращался к Анкаре с запросом о продаже систем ПВО, бронетехники, БПЛА, а также модернизированных артиллерийских систем. В апреле же оппозиционная пресса утверждала, что власти Турции могут в обозримой перспективе передать в Сирию купленные у России системы ПВО – ЗРК С-400 «Триумф» (в целях урегулирования известных противоречий с США).

Более того, по данным Bloomberg, Анкара работает над соглашением, которое позволит ей поставлять военное оборудование в Сирию и расширить сотрудничество в области безопасности между двумя странами, что даст возможность проводить операции против курдских сил в приграничных районах. По словам источников, поставка оборудования ожидается в ближайшие недели, и развернуть его предполагается на севере Сирии. Таким шагом Турция стремится укрепить приграничную «безопасность», как её понимают в Анкаре.

По словам официальных лиц, Турция и Сирия рассматривают возможность расширения подписанного ещё при Асаде-старшем соглашения о безопасности, с целью предоставления Анкаре более широких полномочий на проведение трансграничных операций, радиус которых может увеличен с 5 до 30 километров.

Как явствует из интенсивной динамики развития турецко-сирийских отношений, пока сотрудничество Москвы с Дамаском оказывается ограниченным в силу региональных обстоятельств. Турция постоянно напоминает временному президенту аш-Шара`а, кто в доме хозяин, а он, кажется, тому и не сопротивляется. Впрочем, ограниченность возможностей недавнего предводителя запрещенной в России террористической группировки «ХТШ» удивляться не приходится, если принять во внимание некоторые аспекты его биографии.

Ещё в мае издание Eurasia Today подробно раскрыло роль западных спецслужб в трансформации аль-Джулани в респектабельного политика. Экс-посол США в Сирии Роберт Форд признал, что программа идеологической переориентации реализовывалась при активной поддержке британских структур. Известно, что в 2023 году Форд получил приглашение от британской НПО Inter Mediate присоединиться к процессу «реабилитации» главаря боевиков «зоны безопасности» Идлиба на северо-западе Сирии. Организацию возглавлял Джонатан Пауэлл, лично встречавшийся с лидером «ХТШ».

Более того, как оказалось, американские и британские спецслужбы давно работали с аль-Джулани, рассматривая его как ключевого игрока в Сирии, переодев в цивильный костюм, и добившись отказа от агрессивной риторики в адрес Израиля. По данным военных отчётов, он получил от США масштабную финансовую поддержку (около 100 млн долл.) на поддержку экономики «свободных земель Идлиба». 

Но особого внимания заслуживает фигура упомянутого в статье Джонатана Пауэлла – бывшего главы администрации Тони Блэра и младшего брата Чарльза Пауэлла, советника по международной политике Маргарет Тэтчер (сейчас заседает в Палате лордов и входит в советы ряда компаний, включая оружейные). 

Джонатан Пауэлл присутствовал почти в каждый значимый момент новейшей британской истории – от смерти принцессы Дианы до недавнего перемирия в Газе. При этом долгое время у прессы даже не было фотографии загадочного англосакса, изображаемого газетами в виде силуэта. Объясняя своё нежелание общаться с прессой, Пауэлл писал: «Хорошо выполнять работу можно только из-за гобелена».

В начале 1990-х, как раз в бытность его брата советником при Тэтчер, Джонатан получил назначение в Вашингтон, где втёрся в доверие к малоизвестному тогда Биллу Клинтону – как он его называл, «кандидату с небольшими шансами». Эта прозорливость окупилась: в 1993 г. он организовал визит Блэра в Вашингтон, что стало основой идеологического сближения Блэра и Клинтона вокруг концепции «третьего пути» – попытки соединить капитализм и социал-демократию, после чего Пауэлл как раз и стал главой администрации. 

В декабре 2024 года он вернулся в правительство, став советником по национальной безопасности уже премьер-министра Кира Стармера, причём его влияние на британскую политику намного превосходит формальный пост.

Турецкий источник охарактеризовал его так: «Джонатан Пауэлл играет важную роль в решении очень деликатных вопросов. Он как министр иностранных дел. На Ближнем Востоке Пауэлл играет более важную роль, чем Дэвид Лэмми». Если верить некоторым утверждениям, именно он убедил PKK в Турции распуститься. Также Пауэлл разработал план мира для Газы из восьми пунктов, и через день 22 арабские страны подписали декларацию ООН.

Философия Пауэлла имеется в его книгах, написанных в перерывах карьеры. В «Разговоре с террористами: как положить конец вооружённому конфликту» он рассматривает терроризм как «тактику», которую могут применять не только государства, но и отдельные группы, что даёт Лондону моральное право вести переговоры с террористами.

По мнению британского мастера тайных операций, любой конфликт можно разрешить диалогом. «Проблема не в том, чтобы разговаривать с террористами, а в том, чтобы уступать им». В 2008 году Пауэлл публично предложил западным правительствам открыть переговоры с Талибаном, ХАМАС и запрещённой в России «аль-Каидой». В том же году из тюрьмы Камп-Букка был освобождён тот самый аш-Шара`а, связанный как раз с «аль-Каидой». Из той же тюрьмы выпустили Абу Бакра аль-Багдади и других будущих командиров запрещённой в России террористической группировки ИГИЛ.

«Политическая власть не находится на Даунинг-стрит, 10, – писал Пауэлл в «Новом Макиавелли». – Власть, как горшок с золотом на конце радуги, никогда не находится там, куда вы доберётесь». По его словам, власть принадлежит сети элитариев, действующих через институты, а не институтам власти (то самое глубинное государство – Прим. авт.).

Список похождений Пауэлла простирается от Северной Ирландии до Гонконга, от сближения между Трампом и Зеленским до переговоров с Россией. Возможно, дипломатические успехи террориста Джулани связаны именно с тем, что его карьерой занимался один из самых влиятельных серых кардиналов мира.

Кстати, на днях известный турецкий оппозиционер эмигрант Джан Дюндар дал примечательный комментарий по сирийскому сюжету. По его мнению, речь идёт о полном изменении подхода как Москвы, так и Вашингтона к джихадистам в Сирии. «Вчерашний «террорист» в одночасье превратился в «государственного деятеля, а Белый дом, обвинивший Эрдогана в переправке оружия и денег, теперь поздравляет его с этим». 

Как считает бывший редактор газеты Cumhuriyet, арестованный в 2015 г. за публикацию о связях турецкой разведки с боевиками в Сирии, Эрдоган оказался едва ли не единственным лидером, не изменившим свою позицию по Сирии. С самого начала он поддерживал джихадистов, воюющих с Асадом в Сирии всеми возможными способами, превратив свою страну в настоящую базу для воюющих против «режима Асада» радикальных исламистов. Теперь же он пожинает плоды своих инвестиций, будучи восхваляемым в Вашингтоне как «завоеватель Дамаска» и играющий роль «защитника сирийского режима».

Тем временем старший научный сотрудник программы «Европа, Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований Ханна Нотте в своей статье «Россия не закончила с Сирией» пришла к выводу о том, что в ближайшие годы не только у Анкары, но и у Москвы точно будет, что предложить и чем заинтересовать Дамаск, особенно учитывая, что в ослабленной и фрагментированной Сирии роль и влияние внерегиональных игроков будет оставаться весьма высокой.

Другие материалы