Растаявшие надежды

65 лет назад президентом США стал Джон Кеннеди

Президентские выборы 1960 года стали полем ожесточенного сражения между демократом Джоном Кеннеди и республиканцем Ричардом Никсоном. В результате победил первый. Однако Кеннеди обогнал конкурента всего на 0,2 (!) процента. К тому же многие считали, что за его победой стоит небывалое по своим масштабам мошенничество. 

Американские газеты писали о небывалом количестве нарушений на избирательных участках, причём особенно много ловчили демократы. В Чикаго, где мэром был член этой партии Ричард Дэйли, «голосовали» даже… мертвецы. По свидетельству журналиста The New York Herald Tribune Эрла Мэзоу, имена с могильных памятников вносились в списки избирателей. Также поступили с именами жителей опустевших домов.

Сторонники Никсона требовали пересчета голосов, однако их жалобы на фальсификацию выборов власти пропустили мимо ушей. Сам претендент был ошеломлен и на какое-то время даже отошел от политики. Но потом Никсон вернулся – и триумфально! Спустя девять лет после обидного поражения он одержал внушительную победу и стал хозяином Белого дома. 

…В семье Кеннеди многие мужчины были политиками. Дед Джона по отцовской линии – Патрик Джозеф Кеннеди, избирался в палату представителей США от штата Массачусетс. Другой дед, по матери, Джон Фрэнсис Фитцджеральд пошел дальше – вошел в конгресс и позже стал мэром Бостона. Между прочим, он предсказал внуку не просто большое будущее, но и великую победу. И даже точно назвал год – 1960-й!

Отец президента Джозеф Кеннеди тоже прослыл известной личностью. Но он был не из тех, кто вызывает симпатии. Этот резкий и категоричный господин сколотил состояние на незаконной торговле алкоголем, биржевых спекуляция, сделках с недвижимостью. Все в Америке знали, что он близок к преступным кланам.

Старое знакомство с Франклином Рузвельтом помогло Кеннеди-старшему стать послом США в Великобритании. Там он действовал весьма недальновидно: выступал за союз с нацистской Германией, говорил, что евреев надо «сплавить» в Африку. И даже просил посла Третьего рейха в Лондоне Герберта фон Дирксена организовать встречу со своим кумиром Адольфом Гитлером. 

Но когда премьер-министром Великобритании стал Уинстон Черчилль, ненавидевший нацистскую камарилью, Джозефу Кеннеди пришлось распрощаться с Лондоном. Крах на дипломатическом поприще обрушил и его президентские амбиции. Их он передал Джону. 

Сначала отец помог сыну обосноваться в сенате, затем – в конгрессе. Но это были лишь трамплины на пути к вершине. Теперь Джону предстояло сделать решающий прыжок. Однако Джозеф даже не сомневался, что сын победит.

…Соединённые Штаты радостно встретили успех Кеннеди. Не потому, что американцы ждали от этого 43-летнего мужчины чего-то выдающегося. Просто он был красивый, стильный, с широкой голливудской улыбкой. У него была потрясающая жена Джеки и чудесные дети. Кеннеди был символом счастья, здоровья и благополучия, о которых мечтала вся Америка. 

Самый молодой президент в истории США был действительно богат и счастлив в браке, хотя не упускал случая увлечься очередной красоткой. Самый известной его пассией была Мэрилин Монро, которая не стеснялась звонить Джеки, предлагать ей собирать вещи и уматывать из Белого дома.

Однако со здоровьем, несмотря на цветущий вид, у 35-го президента США было неважно. Во время Второй мировой Джон служил на торпедном катере и после атаки японских кораблей его судно получило большие повреждения. Джону вместе с другими моряками пришлось вплавь добираться до берега. К тому же раненый Кеннеди тащил на себе одного из товарищей, у которого увечья оказались сильнее.

Ранение и спустя много лет напоминало о себе сильнейшими болями в спине. К тому же Джон страдал приступами астмы и аллергии, у него время от времени воспалялись лимфатические узлы. Да и с желудком были проблемы. Кеннеди вынужден был принимать массу лекарств, отдыхать днем, принимать различные процедуры…

В Кремле почти «не заметили» победы Кеннеди. Только лидер СССР Никита Хрущёв прислал поздравительную телеграмму. Там были такие слова: «Мы надеемся, что во время Вашего пребывания на этом посту отношения между нашими странами войдут в ту колею, в которой они находились во время Франклина Рузвельта, что отвечало бы коренным интересам не только народов СССР и США, но и всего человечества, жаждущего избавления от угрозы новой войны…»

Как вспоминал сын Хрущёва Сергей Никитич, исход выборов в США обрадовал первого секретаря ЦК КПСС. Он шутил, что победа Кеннеди – лучший подарок к очередной годовщине Октябрьской революции. Но если серьезно, Хрущев надеялся наладить отношения с молодым президентом. С прежним хозяином Белого дома Дуайтом Эйзенхауэром он вроде бы подружился во время турне по Америке в 1959 году и даже называл его my friend.

Президент США собирался в Советский Союз с ответным визитом, но в мае 1960-го советская ПВО сбила над Свердловском – ныне Екатеринбург – американский шпионский самолет У-2. После этого советская пресса разразилась гневными статьями в адрес США, а Эйзенхауэру пришлось распаковывать чемоданы. Отношения двух стран снова покрылись льдом холодной войны…

Хрущев хотел встретиться с Кеннеди вскоре после выборов, но не получилось. Рандеву состоялось только в июне 1961 года на саммите в Вене. Политики ничего не подписывали, только говорили о жизни, мировом процессе развития, соревновании социализма и капитализма. Хотя актуальных тем для обсуждения было немало…

Во время беседы Хрущев давил на своего собеседника, то и дело повышая голос. Пока оппонент – американский миллионер – искал ответ на реплику русского коммуниста, тот ошеломлял его следующим аргументом. После встречи сам Кеннеди признался, что Хрущев его «отколошматил».        

Советский лидер был чрезвычайно доволен собой и поставил Кеннеди безжалостный «диагноз»: «Это очень неопытный, может, даже незрелый человек. По сравнению с ним, Эйзенхауэр – глубоко мыслящий деятель».

Это была слишком суровая и необъективная оценка. В то время Кеннеди только набирался политического опыта, к тому же не привык разговаривать в тоне, навязанном Хрущевым. Когда наступил Карибский кризис и судьба поставила Кеннеди перед тяжелым выбором, он проявил себя реалистом и принял верное решение. Хотя американские военные давили на него, требуя вступить в схватку с Россией…   

В конце беседы в Вене Хрущёв, насупившись сказал: «Мы не хотим войны, но если вы ее навяжете, то она будет». «Да, кажется, в этом году будет холодная зима», – не без намека ответил Кеннеди. 

Осенью 1962 года угроза ядерного столкновения между СССР и США казалась неизбежной. Но Хрущев отправил послание Кеннеди, в котором звучали примирительные нотки. Президент США ответил письмом, где были такие строки: «Я почувствовал, что у вас есть понимание сложившейся ситуации и осознание ответственности. Это я ценю. Мы не должны подвергаться угару и мелким страстям».

Спустя несколько дней Москва согласилась убрать ракеты с территории Кубы, Вашингтон обещал оставить в покое Остров свободы. Кроме того, США убирали из Турции ракеты средней дальности, угрожавшие югу Советского Союза.

После этого вполне можно было попытаться развить отношения, но этого не произошло. Обе стороны по-прежнему не доверяли друг другу…   

Говорят, когда Хрущев узнал о трагедии в Далласе, он заплакал. Возможно, ему казалось, что с этим американцем можно иметь дело. Да и многие в СССР так думали и убитого Кеннеди искренне жалели. А советское радио исполняло щемящую песню, которую исполнял Марк Бернес: «Колокола в Америке взывают / И птицы замедляют свой полет / А статуя Свободы вся седая / Печально по Америке бредет. / Она бредет средь сумрака ночного, / Покинув свой постылый постамент / И спрашивает горько и сурово: / Американцы, где ваш президент?..» 

Другие материалы