Мечты о европейском танке будущего рухнули

Западная военная мысль не в состоянии предложить ничего нового для защиты танков от ударных дронов

Польский военный портал Defence24 опубликовал статью с говорящим названием «Конец мечты о европейском танке будущего?»

«Франко-германская программа по созданию танков следующего поколения может обернуться катастрофой для французских бронетанковых войск. Спустя девять лет после запуска программа не достигла существенного прогресса и фактически всё ещё находится на стадии обсуждения вопросов разделения труда и установления тактико-технических, эксплуатационных требований и общей концепции целого семейства машин, включая основной боевой танк, на единой платформе», – отмечает издание.

В отличие от Германии, которая сохранила свои мощности по производству танков, продолжает производить и совершенствовать танки Leopard 2 на экспорт и работать над танками следующего поколения на их основе Франция, которая, как указывает автор статьи Дамиан Ратка, «зашла в критический тупик!».

«Франция совершила роковую ошибку, поставив всё на одну карту, с программой MGCS, которая явно страдает от так называемого синдрома “Звезды смерти”. Сроки поставки первых машин постоянно переносятся – сегодня график всё ещё указывает на 2040 год и более. Французские руководители, похоже, начинают признавать провал программы MGCS, поскольку остаётся неясным, принесёт ли она хоть какой-то результат, а французские военные опасаются потери реальных боевых возможностей в бронетанковой сфере», – пишет Ратка.

Он в данном случае не вполне прав. Синдромом «Звезды смерти», то есть стремлением сделать танк будущего суперсмертоносным и суперзащиненным страдает, как мы писали, все западное танкостроение.

Проблема французов, причем нерешаемая в обозримой перспективе, состоит в том, что их попросту, образно выражаясь, «кинули», причем неоднократно.

В июле 2016 года Париж и Берлин выдвинули проект совместной разработки преемника Leopard 2 и французского Leclerc. Французская государственная компания Nexter Systems S.A. и германская компания Kraus-Maffei Wegmann GmbH & Co. KG (KMW) создали холдинг, который специализировался на производстве бронетанковой техники и артиллерийского вооружения. Холдинг получил название KNDS (от KMW and Nexter Defense Systems). 

В 2019 году под давлением США начались переговоры о покупке доли в акционерном капитале KNDS гигантским германским оборонным концерном Rheinmetall, подконтрольным американскому инвестфонду BlackRock.

Эти переговоры не увенчались успехом из-за сопротивления самонадеянных французов. Но им всё же пришлось пойти на уступки американцам и допустить Rheinmetall к разработке эскизного проекта MGCS

Летом 2021 года на фоне дефицита финансовых и интеллектуальных ресурсов KNDS все же лёг под Rheinmetall для совместного производства тяжелых танков и боевых роботов в рамках проекта Main Ground Combat System (MGSC). 

«KNDS заключила промышленное партнерство с немецким производителем Rheinmetall в рамках франко-германского проекта по разработке и созданию тяжёлого танка и сетевых транспортных средств, включая наземных боевых роботов», – политкорректно сообщил эту новость американский военный портал Second Line of Defense. 

Заокеанским хозяевам Rheinmetall этого показалось мало, и они решили радикально обнулить шансы единого европейского танка нового поколения.

В июне 2022 года Rheinmetall представил на международной выставке Eurosatory свой «новый танк Panther KF51, который должен стать конкурентом MGCS», как отметила немецкая газета Handelsblatt.

«Разработка франко-германского боевого танка будущего находится под угрозой. Разногласия между странами настолько велики, что успех проекта так называемой основной наземной боевой системы (Main Ground Combat System – MGCS) всё чаще ставится под сомнение»,написала Handelsblatt со ссылкой на правительственные и промышленные круги. 

Сложившаяся ситуация донельзя встревожила Париж и Берлин, которые попытались противопоставить долларовому монстру BlackRock свою политическую волю к оборонной независимости от Вашингтона.

Министры обороны Германии и Франции Борис Писториус и Себастьен Лекорню в июле 2023 года договорились активизировать работы по программе Main Ground Combat System (MGCS), или «танка будущего», который должен заменить немецкие Leopard-2 и французские Leclerc к 2035-2040 гг. 

Лекорню раскритиковал торможение совместных франко-немецких оборонных мечтаний, из-за чего MGCS не сдвинулся дальше ранней проектной стадии, объяснив задержку тем, что ожидания немецкого руководства не совпадают с возможностями промышленности. «То, что хотят канцлер [Олаф Шольц] и министры, не всегда соответствует тому, чего хочет промышленность» [читай: BlackRock], – посетовал французский министр.

«Мы иногда становимся свидетелями разногласий не внутри политического аппарата Германии, а внутри руководства немецкой промышленностью», – отметил Лекорню. 

Французский министр слукавил, так как формально германский концерн Rheinmetall, фактически похоронивший франко-германский проект MGCS, давно уже полностью контролируется американцами. Газета Berliner Zeitung подчёркивает, что Rheinmetall старается не раскрывать информацию о том, кто является акционером компании. Однако, как следует из данных Комиссии по ценным бумагам и биржам США, более 280 акционеров концерна зарегистрированы в Соединённых Штатах. 

«Самые крупные из них – инвестиционные фонды и компании BlackRock, Wellington, Fidelity, Harris Associates, John Hancock, Capital Group, Vanguard, EuroPacific Growth Fund… Как и большинство более мелких акционеров, они зарегистрированы в США. Таким образом, Rheinmetall – далеко не немецкая компания», – констатирует издание.

Об особой связи Rheinmetall с США свидетельствует и тот факт, что наибольшее количество зарубежных предприятий и филиалов концерна, а именно 10 структур корпорации, располагаются в США. «Являясь давним партнером НАТО, Rheinmetall поддерживает национальную оборонную стратегию США», – демонстративно подчеркивает руководство компании.

Два года назад Себастьян Лекорню на заседании комиссии сената по иностранным делам, обороне и вооружённым силам раскритиковал медленное развитие франко-немецких оборонных программ, посетовав, что немецкие промышленные лоббисты препятствуют достижению целей правительства Германии в оборонной сфере. Он также признал, что во Франции сталкиваются с похожей проблемой.

Это неудивительно. Президент Франции Эмманюэль Макрон, как мы писали, фактически продал Францию американскому капиталу, приведя в страну инвестфонд Black Rock, заслужив прозвище Президент BlackRock France. 

«Генерал Филипп Ле Карфф во время празднования Дня национальной кавалерии, проходившего в рамках программы Генерального штаба французской армии, ясно дал понять, что больше не желает верить в мечты. Если это не работает, значит, не работает – возможно, пора признать ошибку: за девять лет никаких результатов не было достигнуто, а программа MGCS уже стоила значительных средств и драгоценного времени. Вместо того чтобы стать годом прорыва для программы MGCS, 2025 год стал годом напрасной траты времени, усилий и ресурсов, – пишет Дамиан Ратка, отмечая, что «Польша потратила бы время, силы и ресурсы на бесплодные программы, проистекающие не из реальных оперативных потребностей и промышленных возможностей, а исключительно из амбиций и фантазий нескольких европейских политиков».

Недавно правительство Польши и южнокорейский концерн Hyundai Rotem подписали сделку по продаже 180 основных боевых танков K2 Black Panther для армии восточноевропейской республики. Об этом пишет портал Military Watch Magazine.

Впрочем, этот танк скорее франко-немецкий, чем корейский.

В корейской «Пантере» используется немецкий дизель MTU MB-883 Ka-500 мощностью 1500 л. с. разработки компании MTU Friedrichshafen и автоматическая пятиступенчатая трансмиссия, разработанная немецкой фирмой Renk. Основное вооружение составляет 120-мм пушка, разработанная на основе немецкой Rh-120. Автомат заряжания скопирован с французского танка «Леклерк». 

Всё это не имеет никакого отношения к танку будущего. 

Что касается представленного концерном Rheinmetall своей версии танка будущего под зловещим названием KF51 Panther, то, как сообщил генеральный директор Rheinmetall Армин Паппергер, концептуально немецкая «Пантера» является продолжением семейства танков «Леопард – 2», то есть никаких принципиальных новшеств в ней нет.

Нет ни гибридной силовой установки, ни необитаемой башни, как у русской «Арматы». Новый танк от Rheinmetall весит всего 59 тонн, то есть он гораздо проходимей «Леопардов» всех модификаций, но менее защищён. Для борьбы с ударными дронами на танке будет установлена система распыления аэрозоля. Как будет защищаться эта «Пантера» от русских «Ланцетов» в ветреную погоду, сокрыто туманом информационной войны.

Ну а что же американские учёные, чем они могут похвастаться в плане создания танка будущего? 

В сентябре 2023 года армия США удивила военных аналитиков своим решением отказаться от модернизации M1A2 Abrams и начать разработку нового танка M1A3 Abrams (или AbramsX). 

«Мы понимаем, что будущие поля сражений создают новые проблемы для танка, поскольку мы изучаем недавние и продолжающиеся конфликты, заявил бригадный генерал Джеффри Норман, директор межфункциональной группы боевых машин следующего поколения. – Мы должны оптимизировать мобильность и живучесть “Абрамса”, чтобы позволить танку продолжать сближаться и уничтожать противника как главного хищника на будущих полях сражений».

Компания General Dynamic Land Systems (которую контролирует всё тот же BlackRock), производящая танк Abrams, представила то, что она назвала AbramsX, на ежегодной конференции Ассоциации армии США в октябре 2022 года. AbramsX – это демонстратор технологий с уменьшенным весом и той же дальностью пробега, что и нынешний танк, но с меньшим на 50% потреблением топлива. 

Новый танк будет оснащён системами активной защиты Trophy в качестве временного решения для повышения живучести. Разработкой Trophy занимается израильская компания Rafael Advanced Defense Systems. Но поскольку система не интегрирована в конструкцию танка, она существенно увеличит его вес, жертвуя мобильностью.

Первоначальная эксплуатационная готовность ожидается в начале 2030-х годов, то есть тот случай, когда или ишак, или падишах…

Ни в германских, ни в американских разработках новых основных боевых танков не предусмотрено их оснащение разведывательными дронами. То есть западные танки не смогут своевременно узнавать о приближении ударных дронов противника, от которых на данный момент не существует эффективной защиты.

В текущей военной реальности никакой комплекс активной защиты (КАЗ) танк защитить не может – просто потому, что атак сверху может быть слишком много, массовые и дешёвые FPV-дроны позволяют атаковать танк многократно, что приведёт к быстрому отстрелу всех зарядов КАЗ и к последующему поражению утратившего способность защищаться танка.

На условия боевого применения танков оказала ключевое влияние ситуационная осведомлённость противоборствующих сторон на поле боя. СВО на Украине – первый случай в истории, где ситуационная осведомлённость даже младших командиров абсолютна: они могут наблюдать всю нейтральную полосу перед своими позициями по всей ширине назначенного для обороны участка фронта или полосы наступления, и на глубину до нескольких километров. У вышестоящих командиров осведомлённость ещё выше – до десятков километров.

Сейчас танку почти невозможно выйти на дальность стрельбы прямой наводкой скрытно или хотя бы так быстро, чтобы не попасть под огонь артиллерии и удары FPV-дронов. 

Именно по этой причине США рекомендовали ВСУ использовать американские танки лишь для стрельбы с закрытых позиций в отдалении от линии фронта.

Как показывает анализ новейших разработок США, Великобритании и Германии, ничего принципиально нового в плане защиты танков от ударных дронов западная военная мысль, кроме сомнительной дымовой завесы, не придумала.

США сознательно обнулили европейские мечты о создании своей наземной «Звезды смерти», чтобы продать горе-политикам Старого Света свои бронетанковые разработки, которые сгорят на полях сражений, освещая научно-технический тупик, в который зашла военная мысль коллективного Запада.  Но ребята из BlackRock на этом заработают свои «трудовые» миллиарды. 

Другие материалы