Запад развернул информационную кампанию против властей Словакии из-за их нежелания продолжать оказание военной помощи киевскому режиму. После нападок на премьер-министра Роберта Фицо пропагандистские залпы прозвучали в адрес главы Словацкой информационной службы (SIS) Павола Гашпара, сына видного депутата от партии Фицо Smer Тибора Гашпара.
«37-летний Павол Гашпар стал директором SIS в конце августа 2024 года... За один год он проделал путь от заместителя министра юстиции до руководителя главного разведывательного аппарата страны, в то время как Словакия сталкивается с российской агрессией в соседней Украине, масштабными усилиями по дезинформации и напряженной внутриполитической обстановкой.
Под руководством Павола Гашпара SIS не является надёжной структурой. Служба не выполняет свою важнейшую функцию по обеспечению нашей безопасности», – сыплет обвинениями оппозиционный политик, бывший министр Мария Коликова.
Оппозиция настаивает, что Гашпар выполняет политические решения Фицо, ставит под угрозу демократические устои Словакии, не обладает нужным опытом для занимаемой должности, а его отец находился под следствием по обвинению в коррупции.
Конкуренты Фицо заявляют, что назначение Гашпара грозит превратить SIS в учреждение, которому нельзя полностью доверять, и указывают, что спецслужбы Чехии уже сократили объёмы сотрудничества со словацкими коллегами.
«Посмотрите, как обстоят дела с момента прихода Гашпара: это явно пророссийская позиция», – возмутилась депутат от оппозиции Зузана Стевулова. На митинге 21 октября один из оппозиционных депутатов объявил: «Словакии должен быть кто-то, кто был бы лучшим директором SIS. Нас всё ещё так много, что мы можем найти порядочного, добросовестного и трудолюбивого человека – и это будет не Павол Гашпар».

Нападки на Гашпара активизировались после слов Фицо о возможности антиправительственного заговора в стране. Расследованием этого дела занимался Гашпар. Фицо сообщил о связях главаря Грузинского легиона ВСУ Мамуки Мамулашвили со словацкой оппозицией с целью свержения действующей власти. Впрочем, Гашпар опроверг обнаружение его спецслужбой конкретных лиц, причастных к планам свержения.
На вопрос, почему Мамулашвили не выдворили из Словакии во время его приезда в Братиславу в июле 2025, Гашпар отаетил: «Для меня важнее знать, с кем он встречается, чем высылать его».
В Словакии идёт тонкая внутриполитическая игра и поиск баланса сил между правительством Фицо, стремящимся проводить суверенный курс, и прозападной оппозицией. В 2027 г. в Словакии состоятся выборы в парламент, и прозападная оппозиция заранее пытается ослабить позиции Фицо и его партии. Бывший министр обороны Мартин Скленар, тоже оппозиционер, обвиняет Фицо в том, что тот открыл двери для «российской пропаганды». Соответственно, назначение Гашпара главой SIS – ход Фицо для обеспечения проникновения «российской пропаганды» в словацкое общество, уверяет Скленар.
Словакия – маленькое государство (население 5,5 млн), но она занимает стратегически выгодное положение. На северо-западе граничит с Чехией, на севере – с Польшей, на юго-западе – с Австрией, на юге – с Венгрией и на востоке – с Украиной. Во время попытки госпереворота в Чехословакии в 1968 г. («пражская весна») НАТО рассматривал вариант выхода таковых колонн через словацкую территорию к границам Советского Союза с целью раскола надвое Варшавского блока.
Словакии западными стратегами отводится роль «моста» между Украиной и Восточной Европой, представленной Вышеградской группой. В состав Вышеградской группы входят Чехия, Словакия, Венгрия и Польоша. Группа учреждена в 1991 г. для содействия евроинтеграции постсоветских республик – Украины, Белоруссии, Молдавии. На данный момент группа расколота на два лагеря – Словакия и Венгрия сопротивляется давлению Чехии и Польши. Первые две призывают к прекращению оказания военной помощи Киеву и нормализации отношений с Москвой, другие две – к продолжению войны и прекращению диалога с российской стороной.
Словакия и Венгрия образовывали левый фланг Вышеградской группы. Теперь левый фланг просел. Без них стратегическая прочность этой конструкции существенно снижается. Даже при условии наличия союзнических контактов между Будапештом и Варшавой Вышеградская группа значительно проигрывает при ослаблении геополитической оси Прага – Братислава.
Для Запада Словакия – дополнительный элемент воздействия на политику Украины. Нежелание правительства Фицо быть таким инструментом раздражает Запад. Словакам важно иметь соседом предсказуемую и дружественную Украину, но в условиях войны Украина таковой быть не может. Следовательно, задача Братиславы – погасить огонь войны, не допустив дестабилизации у своих границ.
Прозападная оппозиция хочет изменить курс Братиславы на проукраинский, пока среди словаков окончательно не возобладали уравновешенные взгляды. Напомним, в 2023 г. 51% словаков считали альянс виновником кровопролития на Украине, что резко контрастировало с другими европейскими странами, огульно обвинявшими Россию.
Чем дольше длится война, тем выше вероятность роста антиукраинских настроений. Оппозиция торопится.