Холокост XXI века: у нацизма одно лицо

«Банальность зла» на Ближнем Востоке

На днях корреспонденты CNN в Израиле обратили внимание на то, что в секторе Газа бульдозеры ЦАХАЛ сваливают в придорожные канавы и другие углубления трупы убитых палестинцев и устраивают таким образом массовые захоронения без соответствующего процесса опознания и оповещения властей и родственников. Эпицентр этой работы находится у пограничной деревни Зиким, через которую в Газу въезжают грузовики с гуманитарной помощью. По плану они должны продолжать движение вглубь Газы, но оголодавшие палестинцы собираются здесь в толпы, останавливают их и пытаются разобрать продукты, в основном пакеты с мукой. Они знают, что израильтяне не хотят этого позволять и открывают огонь по толпе, однако чувство голода заставляет их действовать, несмотря на страх смерти. Ведь кого-то убьют, а кому-то повезёт, и он принесет семье еду. Военнослужащие ЦАХАЛ на самом деле расстреливают голодных с заранее оборудованных позиций. Убитых много, они разлагаются. Над местностью стоит зловоние. Это скорбное место приобрело в Газе название «перекресток Зиким». На запрос со стороны корреспондентов военные отрицают, что бульдозеры используются в массовых захоронениях. Они якобы просто расчищают дороги в инженерных целях. Обычная рутина. Мысль о том, что подобное обращение с покойными лежит за пределами нормального человеческого понимания и нарушает международные законы, не приходит им в голову. В конце концов, кто такие, эти палестинцы? 

Хотя по международным законам враждующие стороны должны сотрудничать в захоронении мёртвых и в их идентификации. Когда же массовые захоронения производятся бесконтрольно, то они превращают убитых в без вести пропавших и скрывают реальное число погибших мирных людей. Более того, таким способом трупы подвергаются расчленению и другим действиям, нарушающим человеческое достоинство, и это вполне подпадает под женевскую конвенцию о глумлении над мертвыми. Более того, ЦАХАЛ не оставляет никаких знаков на местах массовых бульдозерных захоронений, и они со временем исчезнут из памяти местного населения. 

В этой связи приходят на память слова немецко-американского философа Ханны Арендт, основоположницы теории тоталитаризма: «Цель постоянной лжи не в том, чтобы заставить людей поверить в ложь, а в том, чтобы никто больше ничему не верил. Народ, который больше не может отличить правду от лжи, не может отличить добро от зла. И такой народ, лишенный способности мыслить и судить, волей-неволей полностью подчиняется господству лжи. С такими людьми можно делать все что угодно».

Ханна Арендт использовала термин «банальность зла», под которым понималось бездумное подчинение законам, направленным против самих основ жизни. Она приходит к выводу, что зло рождается от «бездумной нормальности», от неспособности чувствовать чужую боль, от обыденности насилия и несправедливости, от безразличия. Зло совершают обычные люди, принимающие как норму установленный порядок и добросовестно (если уместно употребить это слово) бездумно выполняющие обязанности в рамках «своих компетенций». 

Солдатам ЦАХАЛ безразлично, что они создали ад на перекрёстке Зиким, ведь они добросовестно выполняют приказ. Так же как они выполняли приказ, разрушая жилые районы Газы вместе с мирными жителями. Значит, в их сознании не задержались кадры «бульдозерных работ» немецких нацистов в Бабьем Яре, которые делали то же самое с их недалекими предками? Им не приходит в голову, что они заступили на смену немецким нацистам в варварском уничтожении других наций. 

Ханна Арендт умерла в 1975 году, не увидев новой версии холокоста в Газе, но самая знаменитая ее фраза «банальность зла» в полной мере относится к делам ЦАХАЛ, так же как она относилась к делам нацистов.

Между тем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обратился к президенту Герцогу с просьбой помиловать его по обвинениям в коррупции, за которые ему грозит немалый срок. В просьбе явно звучит подтекст о заслугах его перед Израилем, которые нельзя не учитывать без авантюры в Газе. По мнению международной правозащитной общественности, события в Газе стали вопиющим нарушением прав человека и воплощением геноцида. Рано или поздно они станут предметом рассмотрения соответствующего трибунала.

Ну а пока время для этого события не наступило, остаётся помнить мысль, высказанную Ханной Арендт на процессе нацистского преступника Адольфа Эйхмана: «Идеальный субъект тоталитарного режима – не убеждённый нацист или убеждённый коммунист, а люди, для которых больше не существует различия между фактом и вымыслом».
 

Другие материалы