Турецкий ВПК пишет новую страницу в авиастроении

Производители «Байрактаров» берут новые горизонты военных технологий

На днях мировое авиастроение облетела новость о том, что первый турецкий беспилотный стелс-истребитель Bayraktar Kizilelma поразил ракетой класса «воздух-воздух» GÖKDOĞAN сверхзвуковую воздушную мишень вне прямой видимости. Цель (самолёт) была обнаружена с помощью радара MURAD AESA, сообщила пресс-служба компании Baykar Defence.

«Сегодня мы открыли дверь в новую эру в истории авиации!» – пафосно возвестил исполнительный директор Baykar Сельчук Байрактар. Таким образом, Kizilelma стал первым и единственным в мире БПЛА с подтверждёнными боевыми возможностями ведения воздушного боя.

Ранее, осенью 2025 года, ударный беспилотник Kizilelma прошёл серию лётных испытаний с подвешенными на внешних пилонах боеприпасами – сперва с планирующей бомбой TOLUN (высокоточная планирующая бомба со спутниковой и инерциальной навигацией дальностью до 110 км), а затем с управляемой TEBER-82 (аналог JDAM, превращающий обычные бомбы Mk-82 в управляемые с помощью GPS и лазерного наведения). 

Сообщается, что Kizilelma скоро получит оптико-локационную станцию Aselsan ARAT-100 и систему наведения TOYGUN-100, впервые представленные на 17-й международной выставке IDEF-2025 в Стамбуле в минувшем июле. Развитие Kizilelma и всего беспилотного комплекса Baykar стало технологическим прорывом, но вместе с тем – ответом на исключение Анкары из межгосударственной программы по производству многофункциональных истребителей F-35 под эгидой Вашингтона. Несмотря на некоторое потепление американо-турецких отношений после повторного прихода в Белый дом Дональда Трампа, турецкий ВПК с разной степенью эффективности работает над созданием максимально независимых от Запада высокотехнологичных боевых систем (авиация, беспилотники, ракетные комплексы, бронетехника, корабли и др.). К примеру, большинство разрабатываемых беспилотных истребителей в мире предназначены для ударов по объектам на земле. Ещё в 2017 году американский БПЛА MQ-9 Reaper в ходе испытаний с помощью ракеты класса «воздух – воздух» поразил маневрирующую мишень, а в июне 2025 года поражение воздушной цели ракетами отработал американский дрон MQ-20 Avenger. 

Создаётся впечатление, что в Анкаре стремятся не отставать от американских партнёров по части передовых технологий и новых возможностей, и уж точно не имеет смысла отрицать постоянно наращиваемый потенциал турецкого ВПК, в том числе с прицелом на экспорт. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) на 2024 год, общий доход пяти наиболее крупных оборонных компаний из этой страны, вошедших в топ-100 крупнейших производителей оружия в мире, превысил 10 миллиардов долларов (в 2023 г. их было три). Примечательно, что из этой турецкой «пятёрки» (ASELSAN, TUSAS, Baykar, ROKETSAN, MKE) компания Baykar оказалась единственной, доходы которой немного снизились, составив 1,9 млрд долл. – на 12 % меньше, чем в 2023 году (73-е место). Спад может обусловлен относительным насыщением рынка после периода стремительного и заметного роста поставок, причём, как предполагают авторы доклада, «быстрый рост» компании Baykar за последние годы во многом был обусловлен спросом на её продукцию со стороны режима Зеленского. Напомним, в июле Министерство обороны Латвии разнесло новость о присоединении Турции к «коалиции дронов» под водительством Великобритании и Латвии. Официальных комментариев на этот счёт из Турции не последовало, что более чем объяснимо в контексте активных посреднических усилий правительства Эрдогана, на тот момент ещё не утративших первоначального импульса.

Так или иначе, турецкий ВПК стремится не отставать в «дроновой гонке». Несмотря на то что активно обкатываемый беспилотник Kizilelma ещё не включён в оперативный состав национальных ВВС, это достижение выводит его на уровень ключевых факторов, способных в ближайшие годы изменить баланс сил в воздухе, настаивает издание Yeni Safak. Более того, турецкие издания специально разъясняют сомневающимся ясное намерение Турции «занять лидирующую позицию в мировой военно-технической сфере». Аналитики отмечают, что ни США, ни Китай, ни Россия ранее не демонстрировали успешного поражения реальной воздушной цели ракетой с активным радиолокационным самонаведением (АРГСН), запущенной полностью автономным беспилотником.

Генерал Зия Джемаль Кадыоглу, командующий ВВС Турции, назвал очередное испытание Kizilelma «новой эрой в истории авиации»: «Как командующий ВВС Турции, я считаю, что мы являемся свидетелями исторического дня, и когда мы оглянемся назад в будущем, каждый лучше поймет, что это на самом деле значит».

Проправительственное издание Daily Sabah пишет, что в настоящее время концепция Loyal Wingman находится на переднем крае текущих проектов беспилотных реактивных истребителей по всему миру. Речь идёт о концепции, предполагающей сопровождение пилотируемых истребителей тяжёлыми беспилотниками, сопоставимыми или даже превосходящими по лётным характеристикам. Таким образом, истребитель как бы управляет действиями дрона, играющего роль «длинной руки», выносной сенсорной платформы и носителя дополнительного вооружения. В числе наиболее перспективных российских проектов в данной категории турки назвали С-70Б «Охотник».

Надо отметить, турецкая сторона уже достаточно давно и внимательно следит за успехами российского ВПК в сфере создания компонентов и технологий для БПЛА. Ещё в 2021 г. Анкару интересовали проекты российской группы компаний «Кронштадт», специализирующейся на разработке и производстве беспилотных аппаратов, картографических и навигационных решений, тренажёров для морской, авиационной и другой техники, корабельного бортового оборудования и другой продукции.

В любом случае успехи Турции в сфере авиастроения не могут не тревожить ее соседей, особенно сопоставимых по совокупности военного потенциала. Невозможно не заметить, что в последние годы Ак-Сарай формирует целую сеть региональных альянсов, состоящих как из союзных государств, таких как Пакистан, Азербайджан, Сирия, Западная Ливия (Триполи), так и из лояльных туркам вооружённых формирований и этноконфессиональных групп в ряде регионов мира.

К слову сказать, на днях стало известно, что Турция будет искать нефть и природный газ в 3 морских и 2 сухопутных районах Пакистана. Вероятно, последние успехи в сфере авиастроения должны еще раз напомнить всем потенциальным соперникам и противникам Анкары (прежде всего соседней Индии), насколько рискованно с ней связываться.

Кроме того, ASFAT, турецкая компания, обслуживающая гособоронзаказ, впервые в истории продала боевой корабль стране-члену НАТО и Евросоюза. Речь идёт о корвете TCG Akhisar, строительство которого закончили в 2024 году на Стамбульской верфи (покупатель – ВМС Румынии). 

По факту в морском подбрюшье России формируется весьма неблагоприятная для российских интересов среда. Такое впечатление видится ещё более обоснованным, если иметь в виду, что недавние атаки на гражданские сухогрузы под флагом РФ произошли также в Чёрном море, а успешные испытания вышеописанного беспилотника примерно в эти же дни проходили в районе Синопа – символизм, который можно трактовать по-разному.

Широко известно, что продукция турецкой компании Baykar Makina и других оборонных компаний широко рекламируется и пользуется популярностью в ряде стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии, однако боевой корабль – это качественно иной уровень доверия и технологической компетенции, на что обращают внимание турецкие СМИ. Будущее покажет обоснованность подобного рода предположений.