Россия – Центральная Азия: итоги и перспективы взаимовыгодного сотрудничества

В отличие от Турции и других игроков, Россия предлагает подлинно равноправную модель взаимодействия

В ходе прошедшего в минувшем октябре в Душанбе Второго саммита Россия – Центральная Азия Владимир Путин подтвердил твёрдый настрой «на дальнейшее укрепление стратегического партнёрства и союзничества с вашими государствами, углубление взаимовыгодных политических, экономических, гуманитарных связей». По итогам 2024 года российский товарооборот с центральноазиатской «пятёркой» превысил 45 миллиардов долларов, что, конечно же, далеко не предел. В контексте санкционного давления немаловажен «переход на приоритетное использование национальных валют во взаиморасчётах. Для платежей по контрактам широко задействуется российская система передачи финансовых сообщений и аналогичные системы» в государствах региона, ширится «практика открытия прямых корреспондентских счетов между кредитными учреждениями наших государств».

Совокупный объём российских инвестиций составляет более 20 миллиардов долларов, однако и здесь явно есть куда расти. В странах Средней Азии работает в общей сложности примерно 25 тысяч компаний с российским капиталом, динамично расширяется промышленная кооперация. Важной задачей видится обустройство проходящих через территорию наших стран магистральных маршрутов «Север – Юг» и «Восток – Запад», а также прокладка новых евразийских коридоров и смежных проектов, которые «можно было бы объединить в единую сеть с современными электронными сервисами и транспортными услугами», что «позволит кратно увеличить объёмы международных транспортных перевозок через наш общий регион».

Более 33 миллионов долларов выделено на совместные с центральноазиатскими государствами программы, включая «мониторинг состояния бассейнов рек Амударья и Сырдарья, применение технологий водосбережения и повторного использования вод, организацию системных лесопосадок в зоне Приаралья и на осушённом дне Аральского моря. Видим хорошие перспективы для совместной работы в сфере освоения природных ресурсов». В рамках программ по обеспечению биобезопасности «государствам региона передано более 20 мобильных лабораторий, работают очень эффективно и оказываются там, где нужно и в нужное время. Регулярно проводятся совместные учения по локализации вспышек инфекций».

Более 1 миллиарда долларов выделено на поддержку экономик государств Центральной Азии по линии учреждённого в 2009 г. Евразийского фонда стабилизации и развития: «Эти средства могут быть использованы для обеспечения устойчивости национальных бюджетов и платёжных балансов, упрочения системы госуправления. В свою очередь Евразийский банк развития уже профинансировал в Центральной Азии проекты на сумму 8,7 миллиарда долларов – это более трети всех средств, выделенных региону по линии международных финансовых структур».

Интенсифицируются гуманитарные контакты: «В России обучается порядка 212 тысяч студентов из ваших государств. В регионе успешно работают филиалы 25 российских вузов, открываются школы с преподаванием на русском языке». Единые, либо близкие подходы по ключевым вопросам региональной и мировой повестки, координация подходов в ООН и других международных организациях способствуют усилению позиций российской дипломатии в текущих непростых условиях формирования подлинно многополярного мира. Едины и подходы в отстаивании традиционных ценностей: на днях парламент Казахстана окончательно утвердил закон, запрещающий в стране публичную пропаганду запрещённой в России экстремистской ЛГБТ*-идеологии. По словам замминистра юстиции Ботагоза Жакселекова, запрет ЛГБТ не нарушает международное право, так как оно допускает ограничение свободы выражения мнений при наличии законных оснований. После завершения необходимых юридических процедур в Казахстане будет запрещена пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений в социальных сетях и СМИ и, таким образом, можно уверенно утверждать, что наши страны двигаются в едином направлении.

Конечно, всё вышесказанное не означает полную идиллию и полное отсутствие спорных и проблемных вопросов: достаточно упомянуть информацию ряда телеграм-каналов о предполагаемых планах по строительству в том же Казахстане (граница которого с Россией – одна из самых протяжённых в мире) 4 заводов по производству боеприпасов по стандартам НАТО. Немногим ранее по СМИ поползли не нашедшие подтверждения слухи о возможном прекращении транзита через территорию Казахстана российской нефти в Китай из-за риска попасть под вторичные санкции. Украинский терроризм в Каспийском регионе представляет собой общий вызов прибрежным государствам, ставя под сомнение стабильное функционирование трансграничных логистических маршрутов.

Несмотря на субъективные и объективные препятствия, весьма откровенно и конструктивно обсуждаемые в экспертной среде, Россия и её южные соседи выражают намерение расширять направления сотрудничества. К примеру, в недавнем докладе Фонда развития гражданского общества «Десятилетие новых возможностей» отмечается, что Россия и Средняя Азия, кроме традиционных сфер для совместной работы, развивают также новые перспективные направления. На текущем этапе наблюдается выстраивание нового баланса между «традицией» и «новацией». Ключевыми направлениями сотрудничества остаются энергетика, сельское хозяйство, логистика, финансы и инвестиции, миграционная сфера, однако в последнее время, в соответствии с духом времени, всё чаще упоминается также ИИ и большие данные.

Приведенная выше информация весьма точно отражает внешнеполитические приоритеты Москвы, кровно заинтересованной в сохранении стабильности и процветании стран региона, активно развивающегося экономически, растущего демографически, исторически теснейшим образом связанного с Россией. В отличие от других игроков, стремящихся закрепить влияние в регионе, в Москве готовы развивать взаимовыгодное сотрудничество, не ставя его в прямую зависимость от каких-либо политических либо же идеологических требований, касающихся, например, отдельных аспектов внешней и внутренней политики того или иного государства. 

К слову сказать, подобное невозможно утверждать о Турции и проводимой ею напористой внешнеполитической линии. В особенности это касается неуместного усиления культурной экспансии в государствах Средней Азии, всё чаще именуемых в турецкой политической публицистике и в научных исследованиях Туркестаном. Так сравнительно недавно благодаря усилиям Ак-Сарая 15 декабря на 43-й генеральной конференции ЮНЕСКО был объявлен Всемирным днем тюркских языков. Своеобразный политический триумф Эрдогана, который не забывает напоминать своим тюркским партнером, «кто в тюркском доме хозяин». 

Помимо прочего, турецкий лидер инициировал переводы на выдуманный его придворными толмачами общетюркский алфавит двух значимых для Казахстана и Киргизии литературных произведений – «Слова назидания» Абая Кунанбаева и «Белый пароход» Чингиза Айтматова, которые представила основанная в том же 2022 году в Астане Тюркская академия.

И в этом есть великая стратегическая хитрость турецкого султана: переводы, якобы сделанные не в турецкой столице, вроде бы не дают стороннему наблюдателю особых оснований полагать, что все связанные с «Великим Тураном» инициативы рождаются в Турции и реализуются исключительно в ее интересах. 

На недавнем 12-м саммите Совета глав Организации тюркских государств (ОТГ)  в Габале Эрдоган предложил углубить тюркскую интеграцию путём принятия всеми тюрками изобретённого якобы в стенах Тюркской академии единого тюркского алфавита. Это предложение получило поддержку со стороны лидеров Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. И не без незримого участия Лондона на 43-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей в Самарканде с 1 по 13 ноября 2025 года, данную неоднозначную с научной точки зрения инициативу поддержала еще 21 страна, не имеющая никакого отношения к так называемому тюркскому миру.

ЮНЕСКО же, в свою очередь, учредив Всемирный день тюркских языков, акцентирует внимание на значимости языкового взаимодействия, культурного обмена и межцивилизационного диалога. Согласно постановлению данной организации, в этот день будут проводиться разнообразные культурные и научные события, включая выставки, посвященные языковому наследию, лекции, публичные дискуссии, литературные и поэтические встречи.

Известно, что оная Тюркская академия, помимо работы над алфавитом, ведёт несколько десятков научных исследований, направленных на изучение истории, языка и культурного наследия тюркских народов. В 2025 году было выпущено 50 книг, среди которых выделяется «История тюркских стран», создаваемая по поручению лидеров тюркских государств.

Однако в реальности истинные цели перечисленных (и многих других) инициатив совсем иного свойства – политические и стратегические. И все данные инициативы, преподносимые как сугубо гуманитарные, необходимо рассматривать в плоскости развернувшейся сегодня борьбы за Среднюю Азию, в которой Анкара действует в интересах всего коллективного Запада, всеми силами пытающегося не допустить укрепления позиций континентальных держав.

С этой точки зрения российская сторона фактически защищает и отстаивает не только собственные интересы, но также и интересы стран региона, который она рассматривает как самодостаточный организм. Именно Российская Федерация остаётся ближайшим и максимально емким рынком труда не только для неквалифицированной рабочей силы из стран региона, но и для высококвалифицированных специалистов, не говоря уже об интеллектуальной элите. Неслучайно в этом году Москва и Душанбе заключили соглашение о медицинском освидетельствовании граждан Таджикистана, а также обменялись протоколом о внесении изменений в соглашении об организованном наборе граждан Республики. Российская сторона готова к долгосрочному сотрудничеству, инвестиционным вложениям, взаимодействию в обмене и взаимном развитии высокотехнологичного производства. На сегодняшний день ни один международный игрок не способен гарантировать и совместить в себе такой набор многогранного и разнопланового взаимодействия.

Другие материалы