По горячим следам саммита ЕС, проходившего 18-19 декабря, я уже сообщил вкратце о главном его решении – одобрении кредита Незалежной на сумму 90 млрд евро. Большинство наблюдателей ожидали, что в Брюсселе будет принято решение о предоставлении Незалежной кредита на сумму 140 млрд евро за счет конфискованных российских активов, которые с конца февраля 2022 года находились в «заморозке». Это фактически означало бы хищение активов под благозвучным названием «репарационный кредит».
Многие политики и эксперты как в Европе, так и за ее пределами понимали, что такой шаг неизбежно подорвал бы доверие к Старому Свету со стороны остальной части мира. И потери для Европейского союза были бы неизмеримо больше той временной выгоды, которую Брюссель (а в конечном счете Киев) получил бы от такого грабежа. Будущее Европы с 18 на 19 декабря (когда без перерыва в течение 14 часов проходило заседание саммита) висело буквально на волоске. Больше всего обсуждался вопрос о гарантиях, которых от остальных 26 стран-членов ЕС добивалась Бельгия. Ведь основная часть замороженных российских активов была сосредоточена в депозитарии Euroclear, находящемся в юрисдикции Бельгии. Последняя небезосновательно опасалась, что вся ответственность за кражу российских активов (в том числе финансовая) может пасть на ее голову. А потому требовала от стран-членов ЕС гарантий того, что они в случае чего будут готовы принять на себя солидарную ответственность. Только одна Германия твердо и однозначно выразила готовность взять на себя кусок общей ответственности в размере 50 млрд евро. Остальные не были так решительны и однозначны, а некоторые вообще отказывались брать на себя хотя бы какое-то бремя обязательств. Но, к счастью для Европы, авантюрный план помощи Украине в виде «репарационного кредита» был заблокирован семью странами (Бельгия, Италия, Болгария, Мальта, Венгрия, Словакия и Чехия).
На смену упомянутому варианту («Плану А») пришел заготовленный загодя «План Б» – предоставление Незалежной помощи за счет бюджета Европейского союза. И он в конце концов был одобрен. Еще раз повторю ключевые параметры этой помощи. Она представляет собой беспроцентный кредит на сумму 90 млрд евро для покрытия расходов Незалежной в течение двух лет: 2026 и 2027 гг. Кредит, как сказано в заключительном документе саммита, будет выдан под обеспечение средств бюджета ЕС. Подчеркиваю: не за счет бюджета, а под его обеспечение.

Поначалу многим, болеющим за будущее Европы, показалось, что принятое на саммите ЕС решение стало спасительным для Старого Света. Но это только на первый взгляд. Оказывается, что «План Б» не менее опасен, чем «План А» в виде «репарационного кредита». Как говорится, «хрен редьки не слаще».
Решение на саммите ЕС опасно тем, что долг в размере 90 млрд евро ложится в первую очередь не на Украину, а на Европу. СМИ говорят, что помощь будет идти из «общего котла» под названием «бюджет ЕС». Не совсем так. Деньги будут не из «общего котла», а от инвесторов, которые будут покупать специальные долговые бумаги ЕС. А покупать бумаги этого займа инвесторы будут лишь в том случае, если будут неплохие проценты.
Такая схема помощи Украине уже разделила Европу. Поскольку ряд стран не проявил желания участвовать в обслуживании этого займа, т. е. в выплате процентов по долговым бумагам. Уже сообщили, что, согласно разработанному в Брюсселе плану, выплаты процентов по таким бумагам «спасения Незалежной» будут выплачиваться начиная с 2027 года. По 3 миллиарда евро в год, как сообщили немецкие СМИ.
Еще раз подчеркиваю, что проценты будет выплачивать не Украина (для нее-то кредит беспроцентный), а Европа, страны-члены ЕС. Срок погашения долговых бумаг «спасения Незалежной» не установлен. Может два года с момента размещения займа, а может десять. Сами понимаете, что деньги немалые. И их источником будут бюджеты стран-членов ЕС. Главное бремя, как всегда, возьмет на себя Германия, Мерц согласился на выплату по 0,7 млрд евро ежегодно.
А кто-то не будет выплачивать ни одного евро. Это Венгрия, Чехия и Словакия. Они в ночь с 18 на 19 декабря выставили ультиматум, что проголосуют за «План Б» только в случае освобождения от подобных выплат. И они добились своего. Понятно, что 24 страны ЕС смотрят на указанную троицу с завистью. Вот вам и еще одна трещина, возникшая после саммита ЕС. Кстати, политики ряда стран-членов ЕС не согласились с принятым на саммите ЕС решением о выдаче кредита. Так, в Болгарии лидер партии «Возрождение» Костадин Костадинов заявил, что внесет в парламент проект решения об отмене согласия Болгарии на выделение кредита Украине и предложит его рассмотреть уже на первых заседаниях парламента в новом году.
Представим себе, что Европа собрала требуемые 90 млрд евро с помощью европейского займа и передала их Незалежной в виде кредита. Срок погашения кредита, естественно, не определен. Срок наступит тогда, когда Украина получит желанные репарации от побежденной России. Проходит год, второй, пятый… А репараций все нет. Европейские страны все громче ворчат: мол, нам надоело каждый год выделять деньги на оплату процентов по долговым бумагам. Не пора ли закругляться и погасить наконец-то основную сумму долга по бумагам европейским инвесторам?

И тогда все вспоминают, что погасить этот долг можно за счет бюджета ЕС. Ведь кредит Незалежной выдан не под гарантии и залоги Украины, а под обеспечение бюджета ЕС. Еврочиновники из Брюсселя начинают активно отбиваться от подобных притязаний, ссылаясь на то, что этот бюджет не «резиновый» и что он и так сводится с большим дефицитом.
Бюджет ЕС действительно не «резиновый». В Брюсселе такой бюджет принимают раз в семь лет. Он формируется за счет ежегодных взносов стран-членов ЕС согласно установленным квотам. Самая большая квота у Германии (более 20%). В настоящее время действует бюджет ЕС на период 2021-2027 гг. В первоначальной версии бюджета в него были заложены расходы на семь лет в размере 1,08 трлн евро. Таким образом, величина среднегодовых расходов около 150 млрд евро.
Понятно, что выделить единовременно 90 млрд евро из бюджета ЕС практически невозможно. Тогда будут парализованы все другие направления деятельности Европейского союза. Тем более что Брюссель запускает программу милитаризации европейской экономики на сумму 800 млрд евро. И немалую часть расходов по этой программе планируется покрывать за счет бюджета ЕС. Или же для покрытия возросшего дефицита бюджета ЕС приступить к размещению нового займа? Но куда же дальше? Ведь на конец текущего года величина государственного долга стран ЕС достигла 82% их суммарного ВВП; а по странам еврозоны этот показатель уже достиг 88%. При том что, согласно нормативам ЕС, государственный долг страны-члена Союза не должен превышать 60 % ВВП.
Но, судя по всему, вопрос о погашении 90-миллиардного долга ЕС европейским инвесторам встанет в полный рост уже после того, когда закончится срок действия нынешнего семилетнего бюджета ЕС. Представляю, какие страсти разгорятся в Брюсселе при разработке нового бюджета ЕС на период 2028-2034 гг. Кому захочется закладывать «мину замедленного действия» с зарядом в 90 млрд евро в новый бюджет ЕС?
Не исключено, что именно тогда (активная фаза разработки нового бюджета ЕС придется на 2027 год) в Брюсселе опять вспомнят о «Плане А», под коим понимается экспроприация российских «замороженных» активов. И опять все может вернуться на круги своя. Или как говорится в поговорке: «Лыко-мочала, начинай сначала». Думаю, что в следующем раунде попытки дележа «шкуры русского медведя» консенсуса Европе достичь также не удастся.
А после этого опять начнут мечтать о такой палочке-выручалочке, как репарации с побежденной России. Тем более что некоторые европейские лидеры с воспаленными мозгами (главными из которых являются канцлер Германии Фридрих Мерц и глава ЕК Урсула фон дер Ляйен) готовятся к «нападению вероломной России» не позднее 2030 года. Думаю, что подобные неадекватные политики и на саммите ЕС 18-19 декабря исходили из того, что главным обеспечением кредита Незалежной станет победа над Россией. И что победителем будет не только и не столько Украина, сколько вся «цивилизованная» Европа. В 30-е годы прошлого столетия, когда Гитлер пришел к власти в Германии, внешние долги Третьего рейха быстро росли. И все прекрасно понимали, что погасить эти долги Третий рейх сможет лишь в результате победы над Советским Союзом. А все получилось с точностью до наоборот. Германия проиграла Вторую мировую войну и выплачивала репарации Советскому Союзу и другим странам-победительницам. Видимо, история ничего не учит европейских реваншистов.
Ряд наблюдателей оценили решение саммита о выдаче 90-миллиардного кредита Украине следующим образом: этот кредит повышает цену поражения Европейского союза. Действительно повышает. Покажу на цифрах. Украина является должником по кредитам и займам многим странам и международным финансовым организациям. В настоящее время государственный долг Украины достиг планки в 100% ВВП. Наибольшая величина украинского долга в конце прошлого года пришлась на Европейский союз – около 45 млрд евро (примерно 27%). Если к этой цифре добавить еще 90 млрд евро нового кредита, то суммарный долг Украины Европейскому союзу уже составит 135 млрд евро. А это уже как минимум 2/3 суммарного государственного долга Незалежной. Кредит создает сильнейшую зависимость Украины от ЕС, равно как и ЕС от Украины. Военное поражение Украины до саммита ЕС могло обойтись Европейскому союзу потерей 45 млрд евро. А после выдачи кредита Незалежной потери будут уже равны 135 миллиардам. Т. е. в три раза больше.
«Цена вопроса» под названием «Украина» для Брюсселя после саммита резко возросла. А это неизбежно ведет к более глубокому втягиванию ЕС в войну на Украине. После саммита ЕС глава правительства Венгрии Виктор Орбан заявил, что решение Брюсселя о предоставлении Киеву кредита в размере 90 млрд евро означает фундаментальный сдвиг в военной логике ЕС. «С этого момента речь идёт уже не просто о политических или моральных решениях, а о жёстких финансовых ограничениях, которые толкают Европу в одном направлении: к военному конфликту с Россией… Риск сегодня выше, чем когда-либо, потому что продолжение военного конфликта теперь связано с финансовым интересом», – отметил венгерский премьер.