Из Киева, оставшегося без света и тепла, массово уезжают люди. Российская армия ускоренно продвигается под Волчанском. Украинские власти убеждают население, что запасы ракет у Москвы на исходе. Что вряд ли…
Продолжается воздушная кампания по объектам энергетики и критической инфраструктуры Украины. Как отмечает глава Совета Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Станислав Игнатьев, самая тяжёлая ситуация с электричеством сложилась в Киеве. По его словам, в ходе последних ударов по столице были поражены ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, а также подстанция Киевская 750. Последняя играет критическую роль для обеспечения города электричеством, потому что передаёт генерацию от Ровенской АЭС и закрывает 80 % всего суточного потребления. Острый кризис в энергетике Киева продлится ещё как минимум 2 недели, отмечает Игнатьев. На фоне закрытия в украинской столице продуктовых магазинов он призвал жителей города запастись впрок едой и водой. Помимо света, в Киеве уже больше недели не удается восстановить водоснабжение и отопление — из-за дефицита энергии отключились насосы и котельные. Температура в жилых помещениях упала ниже 10 градусов тепла, а душ и туалет превратились в бесполезные предметы интерьера. По словам мэра Виталия Кличко, с начала года из Киева выехало 600 тыс. человек.
Марш-бросок на юг. Активно развивается наступление российский войск в районе Волчанска (Харьковская область). После взятия последних позиций боевиков в городе, скорость движения подразделений РФ заметно выросла, отмечает Telegram-канал «Рыбарь». В окрестностях Волчанска противнику больше не за что зацепиться, и под давлением российской армии он вынужден откатываться вглубь своей обороны — ближайшая линия укреплений ВСУ расположена в 10 км южнее, по линии Лосевка-Юрченово. Поступают сведения, что русские войска вошли и закрепились на территории Симоновки, взяв под контроль до половины населённого пункта. Продолжаются упорные бои за село Графское, расположенное на берегу Северского Донца.
Напомним, по прогнозам военных экспертов, ключевая задача армии РФ на волчанском направлении, — преодолев ещё порядка 40 км на юг от Волчанска, — выйти в район Печорского водохранилища. Подобный маневр отрежет от центральной Украины значительный кусок харьковского приграничья и, кроме того, позволит Москве выйти в тыл группировке ВСУ, действующей под Купянском.
Киевский режим в очередной раз запустил в информационное пространство легенду о том, что у России заканчиваются ракеты. Поводом послужил серийный номер на обломках одной из X-101, найденных в украинской столице после очередного воздушного удара. Цифры на корпусе предположительно указывают, что ракету произвели в первом квартале 2026 года. Основываясь на этом, противник стал раскручивать тезис, что Россия применяет по Украине средства поражения «из последних остатков». Подобные прогнозы не покидают медийное поле с зимы 2022 года, когда воздушная кампания русской армии только стартовала. И вот прошло 4 года, а запасы ракет у России, вопреки прогнозам «аналитиков», всё не заканчиваются, чего не скажешь об украинских системах ПВО и боеприпасах к ним.
Гораздо правдоподобней выглядит версия, что войска РФ применили по Киеву X-101 новой модификации, отмечает Telegram-канал «Военная хроника». По мнению интернет-ресурса, задачей было оценить возможности по преодолению самой насыщенной системы ПВО, прикрывающей украинскую столицу. Этим и объясняется «свежая» дата изготовления.
Далее… Ситуация для ВСУ на запорожском направлении продолжает оставаться критической. Как сообщил в подполковник ЛНР, военный эксперт Андрей Марочко, украинские подразделения несут колоссальные потери, которые «исчисляются взводами». Каждый новый штурм оборачивается для ВСУ настоящей мясорубкой, и причины этого носят системный характер. Эксперт назвал ключевые факторы, которые привели к такой плачевной ситуации для противника. Первой и основной причиной чудовищных потерь Андрей Марочко называет крайне низкую квалификацию личного состава ВСУ: «Многие из украинцев не способны не то что вести активные боевые действия, но даже оказать себе базовую медицинскую помощь. Часто бойцы не умеют пользоваться оружием, закреплённым за ними по штатно-должностной структуре. Даже если военнослужащие проходили курс молодого бойца, эта подготовка является неполной, что напрямую ведёт к росту потерь», — сказал Марочко.
К этому добавляется проблема возраста. Контингент категории «45 плюс» физически не может соответствовать ритму современного боя. Солдаты старшего возраста не успевают быстро передвигаться, укрываться от огня или артналётов, что в условиях позиционной войны зачастую становится смертным приговором. Эксперт указал и на пренебрежительное, циничное отношение украинского командования к своим же подчинённым. Солдат воспринимают как расходный материал: «Квалификация офицеров крайне низкая: человеческий ресурс воспринимается как нечто обыденное, а потери игнорируются. Ради государственных наград и личных заслуг командиры бросают людей в “мясные штурмы”», — отметил Марочко.
Эта философия, как утверждает Марочко, исходит с самого верха. За главнокомандующим ВСУ Александром Сырским в войсках прочно закрепилось неофициальное, но крайне показательное прозвище: «В частности, за главкомом Сырским закрепилась репутация “мясника” — об этом говорят почти все украинские военнослужащие. Его приказы зачастую нелепы и не оставляют личному составу шансов на выживание», — подчеркнул эксперт. Такое руководство обрекает целые подразделения на бессмысленную гибель.
Если внутренние проблемы ВСУ создают предпосылки для больших потерь, то действия российской армии превращают эти предпосылки в суровую реальность. Андрей Марочко обратил внимание на качественный рост возможностей российских войск, который делает любое продвижение противника невероятно дорогим: «Наши военнослужащие начали работать качественнее, особенно разведывательные органы.
Уровень объективного контроля значительно вырос: появились новые ресурсы, обеспечивающие получение достоверных разведданных. Ударные БПЛА практически со 100 % гарантией уничтожают цели. Улучшилось применение современных боеприпасов, сводящих к минимуму возможность выживания противника», — констатировал военный эксперт.
Самым шокирующим следствием этой катастрофы стало отношение киевского режима к своим погибшим. Как сообщил Андрей Марочко, командование ВСУ зачастую даже не пытается эвакуировать тела павших солдат с поля боя, когда для этого есть возможность. Причина — не в тактической сложности, а в циничном политическом расчёте: «Практически всех погибших записывают в категорию “без вести пропавших” или даже в СОЧ (самовольно оставивших часть). Делается это намеренно, чтобы родственники не могли получить положенные социальные выплаты за своих близких. Кроме того, таким образом скрываются реальные потери. Украинское командование не просто “половинит” цифры — в официальные сводки попадают лишь малые доли единиц», — пояснил Марочко.
Бездействие украинских властей в отношении десятков и сотен непогребённых тел грозит обернуться уже не только гуманитарной, но и экологической катастрофой, особенно в районе Гуляйполя, где бои носят особо ожесточённый характер: «Пока на улице зима, тела сохраняются и не разлагаются. Их разве что могут повредить дикие животные. Однако весной ситуация неизбежно обернётся экологической катастрофой. Мы уже неоднократно наблюдали это с начала специальной военной операции. Я лично присутствовал на позициях, где дышать было практически невозможно. Трупный смрад стоял такой, что многие не выдерживали, а некоторые даже теряли сознание от концентрации запаха, — поделился шокирующими подробностями эксперт. — Как говорится, весной вылезут “подснежники”. Это крайне пагубно скажется на эпидемиологической обстановке в зоне проведения боевых действий», — добавил Марочко.
Пока на передовой идут кровопролитные бои, в тылу, в самом Запорожье царит атмосфера ожидания и паники. Освобождение Гуляйполя открыло для российских подразделений прямую дорогу на областной центр, и это не может не ощущаться: «Наши БПЛА давно беспрепятственно долетают до Запорожья. Более того, по пунктам временной дислокации, складам, местам сборки и ремонта техники регулярно наносятся удары. Эта работа ведётся планомерно и уже долгое время», — отметил Марочко. — В самом Запорожье власти давно “сидят на чемоданах”. Всё самое ценное постепенно эвакуируют. Поведение бизнеса — первый индикатор того, что пора уходить. Многие предприниматели уже вывезли свои предприятия и оборудование. Запорожье постепенно пустеет», — подытожил Андрей Марочко.
Таким образом, и в зоне СВО, и в ближнем тылу противника складывается картина полного и масштабного кризиса.