Карибское море раздоров: топливная блокада Кубы, доктрина Монро и гонка за ресурсами

Политика США усугубляет территориальные споры по всему региону

Россия считает неприемлемыми новые ограничения в адрес Кубы, заявил Президент России Владимир Путин, принимая 18 февраля в Кремле министра иностранных дел латиноамериканской страны Бруно Родригеса Паррилью: «Сейчас особый период, новые санкции. Вы знаете, как мы к этому относимся. Мы не приемлем ничего подобного». Показательно, что во встрече Путина с главой МИД Кубы Родригесом на фоне обостряющегося топливного дефицита на острове принял участие глава компании «Роснефть» Игорь Сечин. «Всегда оказывали и оказываем помощь в содействии кубинским друзьям, солидарны с их решимостью всеми силами отстаивать свой суверенитет и независимость»,заявил глава российского государства, принимая 15 января верительные грамоты у 34 вновь прибывших иностранных послов. Россия намерена продолжить энергетическое сотрудничество с республикой и готовит поставку нефти и нефтепродуктов в качестве гуманитарной помощи, сообщили в российском посольстве в Гаване.

Россия солидарна с Кубой и будет ей оказывать помощь, в том числе материальную, и соответствующая работа уже ведётся, заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, затруднившись сказать, имеется ли перспектива совместных действий в рамках межгосударственного объединения БРИКС: «В зависимости от того, как будет развиваться ситуация, возможны варианты. Но на сегодня это то же самое: на индивидуальной основе. Мы, как ближайший партнер и союзник, другие участники БРИКС, у которых глубокие отношения с Гаваной, включая Китай, делаем по максимуму, что в наших силах».

В Пекине также решительно поддерживают суверенитет Кубы и выступают против внешнего вмешательства, направив на остров 90 тыс. тонн риса и выделив 80 млн долл. в рамках программы экстренной помощи в дополнение к 100 миллионам долларов, выделенным в 2024 году. В ноябре 2025 г. Китай отправил на Кубу по воздуху шесть партий продовольствия в рамках более широкой поддержки Острова свободы. 11 февраля правительство Китая вновь подтвердило политическую поддержку Гаваны в условиях возобновления санкций и экономической, торговой и финансовой блокады со стороны США, призвав их «незамедлительно прекратить блокаду, санкции и любые формы принудительных мер в отношении Кубы». Китай и впредь «будет оказывать поддержку и помощь Кубе в пределах своих возможностей».

Нефтяное и «общеторговое» блокирование Кубы со стороны США обусловлено не только политико-идеологической ненавистью Острову свободы, но не в последнюю очередь – неизбывным интересом к крупным нефтяным ресурсам в той части зоны Мексиканского залива, что поныне не распределена между  США и Кубой.  Речь идёт о так называемой «Дыре впадины» (Western Gap) за пределами 200-мильной зоны континентального шельфа на стыке экономических зон США, Кубы и Мексики. Одновременно США предъявляют претензии на многие (если не на большинство) спорных и / или нераспределённых   участков  Карибского бассейна, что с учётом аналогичных претензий между карибскими и центральноамериканскими странами ещё более запутывает и усложняет военно-политическую ситуацию в регионе.

Ранее, в январе 2017 г., первая администрация Трампа и Куба достигли соглашения о разграничении своих морских экономических зон, но около трети акваторий разграничить так и не удалось. Оно и не удивительно, так как именно на этих остающихся спорными участках содержатся крупные запасы нефти и газогидратов – в общей сложности не менее 150 млн тонн, а с учётом прогнозируемых запасов – до 210-230 млн тонн. Для Кубы эти ресурсы, имеют первостепенное значение, так как их разработка позволит минимизировать импорт этого вида энергоресурсов. Со своей стороны в США стремятся к максимальному контролю за местами залегания нефтегазовых ресурсов, и в первую очередь в Карибском море и Мексиканском (Американском) заливе. Напомним, нефтяное «удушение» Кубы – идея фикс нынешней администрации в буквальном смысле слова, что уже привело к острому дефициту топлива на острове.

Между тем спорные участки, многие из которых не лишены энергетических ресурсов, поныне имеются и в самом Карибском бассейне (см. карту). Вплоть до начала 1970-х годов включительно большинство таких участков с тамошними островами были Вашингтоном захвачены, в том числе за счет принуждения стран к длительной аренде этих районов, что позволило Вашингтону контролировать практически весь этот бассейн. 

Спорные и нераспределённые участки Карибского бассейна

В дальнейшем США были вынуждены отказаться от некоторых из означенных участков и расположенных там островов, включая Суон (Гондурас), Маис (Никарагуа), Ронкадор, Провиденсия, Кито-Суэньо (Колумбия) и от некоторых других. При этом в Белом доме продолжают рассматривать весь Карибский бассейн как фактически внутренние воды США. В то же время предложения многих стран региона с середины 1970-х – начала 1980-х гг. об уточнении взаимных морских границ и статуса ряда островов и островных рифов замалчиваются или отвергаются США. К примеру, в Вашингтоне отказываются урегулировать давний спор с Колумбией по островам   Серранилья и Бахо-Нуэво в центральной части Карибского моря.

Еще в октябре 1983-го «успешная» агрессия США на Гренаде (Восточные Карибы) с целью свержения там антиамериканского правительства Мориса Бишопа расценивалась как признак усиления американского интервенционизма, сопровождающегося захватами морских участков, казалось бы, возвращённых странам-обладателям ранее. 

Центральнокарибские о-ва Суон (Гондурас)

Характерный тому пример – гондурасские острова Суон в центре Карибского бассейна, с начала XX века взятые США в 99-летнюю аренду. Само собой разумеется, появилась база ВВС, станция радиоэлектронной разведки США, метеорологическая станция ВМС США и «антикастровская» радиостанция.  Через Суон пролегали пути вторжение десанта США и гватемальских «контрас» на Гватемалу в 1954 г. в ходе печально известных событий.

В 1970-м Вашингтон был вынужден досрочно отказаться с 1971 г. от аренды Суон ввиду антиамериканских эксцессов в Гондурасе, связанных с поддержкой американцами Сальвадора в его войне с Гондурасом в 1969 г. Тем не менее здесь, в отличие от возвращенных от США в 1971 г. Никарагуа островов Маис (юго-запад Карибского моря), работают метеорологические и навигационные станции американской армии и флота. В 1980-х – начале 1990-х здесь же был пункт переправки боевиков антиникарагуанских «контрас» и оружия для них.

Наконец, действующая ещё с 1902 года военная база США в Гуантанамо на юго-востоке Кубы, нелегитимность которой доказана властями Гаваны ещё в начале 1960-х годов, остаётся ключевым фактором военно-политической напряженности не только между Кубой и США, но в регионе в целом. То же самое можно сказать и о военных объектах Пентагона в большинстве других стран региона, включая южно-карибские владения Нидерландов.

Таким образом, Мексиканский залив и Карибский бассейн по-прежнему перенасыщены множеством территориальных и морских споров и противоречий, обусловленных как наличием там нефтегазовых ресурсов, так и региональной с политикой США с её тягой к экспансионизму, свойственному как «демократическим», так и «республиканскими» администрациям. Дальнейшая эскалация конфликта и усугубление топливной блокады может иметь серьёзные последствия для региональной стабильности в Латинской Америке, международных торговых связей и дипломатических отношений в регионе и за его пределами.  Со стороны США исходит «сильнейшее давление», и «в рамках обновленной "доктрины Монро" Вашингтон не останавливается ни перед какими противозаконными приёмами, попирающими международное право в его основах», констатирует Сергей Рябков.