Путь к миру в Афганистане будет долгим и тернистым

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Статья подготовлена на основе выступления автора в ходе Российско-афганского форума, посвященного 90-летию установления дипломатических отношений России и Афганистана (Москва, Президент-Отель, 14 мая 2009 г.)


Ситуация, складывающаяся в Афганистане, имеет устойчивую тенденцию к обострению, что во многом связано с иностранным военным присутствием на территории Исламской Республики Афганистан (ИРА). Еще 19 марта Совет Безопасности ООН провел специальное заседание, посвященное афганской проблеме. В ходе доклада генерального секретаря ООН Пан Ги Муна был сделан вывод о том, что положение дел в сфере безопасности в стране продолжает ухудшаться и в настоящее время «нет признаков того, что к лету 2009 г. обстановка в плане безопасности улучшится».

Ухудшающаяся ситуация не может не тревожить как Россию, так и ее ближайших союзников в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Переговоры в Вашингтоне между президентами США, Афганистана и Пакистана, посвященные нормализации ситуации в регионе, проходили под аккомпанемент бомбардировок американскими беспилотными летательными аппаратами населенных пунктов провинции Фарах. Основной мишенью были, как всегда, объявлены боевики, но жертвами бомбардировок стали мирные жители, в основном женщины и дети.

Разрастание, под предлогом «борьбы с терроризмом», военных действий, втягивание в них частей регулярных армий сопредельных государств ведет к непредсказуемым последствиям. Ключевые объекты экономической и транспортной инфраструктуры, построенные в свое время при активном содействии Советского Союза, сейчас либо не используются, либо находятся перед угрозой разрушения, что еще больше усугубляет ситуацию.

На наш взгляд, на фоне деградирующей обстановки в Афганистане главные усилия по-прежнему должны быть сосредоточены на оказании реальной поддержки афганским властям в создании стабильной государственной инфраструктуры, единого экономического пространства и финансовой сферы, в восстановлении транспортной системы, здравоохранения и образования. Необходимо в полной мере привлекать для этого потенциал государств-соседей Афганистана, со многими из которых у Кабула уже имеется опыт многолетнего продуктивного сотрудничества. Необходимую основу для решения указанных задач заложила Международная конференция по Афганистану под эгидой ШОС, состоявшаяся в марте 2009 года в Москве.

Следует также продолжить скоординированные усилия по недопущению "ренессанса" различных экстремистских группировок и их проникновения во властные структуры. Немаловажное значение имеет и эффективное использование потенциала афганской диаспоры в России, насчитывающей около 150 тысяч человек.

Жизненно важным для будущего Афганистана является достижение и сохранение согласия между различными этнополитическими формированиями в стране, в том числе их сбалансированное присутствие в нынешнем правительстве, с тем чтобы не допустить эскалации междоусобных столкновений. Уже сейчас в Афганистане созданы определенные предпосылки для снижения межплеменной розни, однако ситуация в экономике остается крайне сложной. Так, продовольственная зависимость Афганистана от иностранных поставщиков имеет тотальный характер. Для выращивания хлопка, кукурузы, других сельскохозяйственных культур, а также для животноводства необходимы соответствующие условия, однако этого можно достичь только в рамках широкой региональной интеграции.

В процессе модернизации Афганистана следует исключить попытки насаждения чуждых исламским традициям этой страны и менталитету афганцев иностранных моделей политического и хозяйственного устройства, максимально учитывать интересы всех этнических и религиозных общин. Призывы к достижению взаимопонимания между Россией и США на афганском направлении, теоретически совершенно справедливые, в плане практической реализации выглядят почти такой же фантастикой, как и перспективы прекращения военного присутствия США и НАТО на территории Афганистана. Пожелания о скорейшей реализации совместных российско-афганских экономических проектов неизбежно будут «повисать в воздухе» до тех пор, пока не будет прекращена иностранная оккупация Афганистана.

Остро стоит проблема афганского наркотрафика, который крайне негативно сказывается на ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, сдерживает создание Таможенного Союза, препятствует свободному передвижению товаров, «криминализует» миграционные потоки и обостряет противоречия между государствами Центральной Азии в целом. В ходе форума российско-казахстанских экспертов, состоявшегося в Астане 12 мая 2009 г., об этом было заявлено достаточно четко. Развитие событий в этом направлении не отвечает национальным интересам Российской Федерации и ее партнеров по ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Именно поэтому вовлеченным в постконфликтное урегулирование в ИРА сторонам, наряду с решением политических и социальных вопросов, следует уделять особое внимание борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, доходы от которого идут, главным образом, на поддержку деятельности экстремистов. Эксперты отмечают многократный рост урожаев опиатов в Афганистане и объемов производимых из них на территории страны наркотических веществ. После начала операции США и падения режима талибов в Афганистане начался рекордный рост производства опиума и опия-сырца. Меры, предпринимаемые коалиционными войсками по борьбе с производством и транспортировкой наркотиков, неэффективны, несмотря на наличие всех условий для успеха в этом деле. Посевы опиумного мака отчетливо видны на фотографиях со спутников и аэрофотоснимках и занимают гигантские площади. Расположение нарколабораторий хорошо известно; хорошо известны также крупные государственные и частные химические предприятия в Пакистане (в частности, ряд фармацевтических предприятий Пешавара), поставляющие прекурсоры (компоненты для производства героина). Огромные объемы производства обслуживаются значительными транспортными потоками, которые не могут оставаться незамеченными в стране со столь слабой дорожной сетью, как Афганистан. Специалисты отмечают, что нежелание командиров коалиционных сил подвергать риску жизни своих подчинённых в ходе операций по уничтожению наркопосевов и ликвидации каналов по их транспортировке является основной причиной незначительного прогресса в борьбе с производством наркотиков в ИРА.

Россия активно выступает в поддержку усилий мирового сообщества в борьбе с исходящим с территории Афганистана глобальным нарковызовом. В контексте решения этой задачи представляется целесообразным интенсифицировать работу по созданию под эгидой ООН Центрально-Азиатского информационно-координационного центра с размещением в Алма-Ате. Он мог бы реально способствовать созданию надежной преграды на пути движения наркотиков из Афганистана в другие регионы мира.

Необходимо признать, что путь к достижению мира и стабильности в Афганистане будет долгим и тернистым. Слишком много заинтересованных игроков, которые, несмотря на правильные слова о совместных действиях, преследуют в «сердце Азии» свои корыстные и при этом разнонаправленные интересы. У России здесь есть существенное преимущество: она заинтересована в мире и спокойствии в едином Афганистане, в скорейшем и поступательном развитии этой страны, что прямо отвечает российским национальным интересам. Это создаст необходимые предпосылки для интенсификации политико-дипломатических, экономических и иных контактов, способствующих улучшению ситуации не только в Афганистане, и на Среднем Востоке в целом.


__________________

Андрей АРЕШЕВ - заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы