Статья подготовлена на основе выступления автора в ходе Российско-афганского форума, посвященного 90-летию установления дипломатических отношений России и Афганистана (Москва, Президент-Отель, 14 мая 2009 г.)
Ситуация, складывающаяся в Афганистане, имеет устойчивую тенденцию к обострению, что во многом связано с иностранным военным присутствием на территории Исламской Республики Афганистан (ИРА). Еще 19 марта Совет Безопасности ООН провел специальное заседание, посвященное афганской проблеме. В ходе доклада генерального секретаря ООН Пан Ги Муна был сделан вывод о том, что положение дел в сфере безопасности в стране продолжает ухудшаться и в настоящее время «нет признаков того, что к лету 2009 г. обстановка в плане безопасности улучшится».
Ухудшающаяся ситуация не может не тревожить как Россию, так и ее ближайших союзников в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Переговоры в Вашингтоне между президентами США, Афганистана и Пакистана, посвященные нормализации ситуации в регионе, проходили под аккомпанемент бомбардировок американскими беспилотными летательными аппаратами населенных пунктов провинции Фарах. Основной мишенью были, как всегда, объявлены боевики, но жертвами бомбардировок стали мирные жители, в основном женщины и дети.
Разрастание, под предлогом «борьбы с терроризмом», военных действий, втягивание в них частей регулярных армий сопредельных государств ведет к непредсказуемым последствиям. Ключевые объекты экономической и транспортной инфраструктуры, построенные в свое время при активном содействии Советского Союза, сейчас либо не используются, либо находятся перед угрозой разрушения, что еще больше усугубляет ситуацию.
На наш взгляд, на фоне деградирующей обстановки в Афганистане главные усилия по-прежнему должны быть сосредоточены на оказании реальной поддержки афганским властям в создании стабильной государственной инфраструктуры, единого экономического пространства и финансовой сферы, в восстановлении транспортной системы, здравоохранения и образования. Необходимо в полной мере привлекать для этого потенциал государств-соседей Афганистана, со многими из которых у Кабула уже имеется опыт многолетнего продуктивного сотрудничества. Необходимую основу для решения указанных задач заложила Международная конференция по Афганистану под эгидой ШОС, состоявшаяся в марте 2009 года в Москве.
Следует также продолжить скоординированные усилия по недопущению "ренессанса" различных экстремистских группировок и их проникновения во властные структуры. Немаловажное значение имеет и эффективное использование потенциала афганской диаспоры в России, насчитывающей около 150 тысяч человек.
Жизненно важным для будущего Афганистана является достижение и сохранение согласия между различными этнополитическими формированиями в стране, в том числе их сбалансированное присутствие в нынешнем правительстве, с тем чтобы не допустить эскалации междоусобных столкновений. Уже сейчас в Афганистане созданы определенные предпосылки для снижения межплеменной розни, однако ситуация в экономике остается крайне сложной. Так, продовольственная зависимость Афганистана от иностранных поставщиков имеет тотальный характер. Для выращивания хлопка, кукурузы, других сельскохозяйственных культур, а также для животноводства необходимы соответствующие условия, однако этого можно достичь только в рамках широкой региональной интеграции.
В процессе модернизации Афганистана следует исключить попытки насаждения чуждых исламским традициям этой страны и менталитету афганцев иностранных моделей политического и хозяйственного устройства, максимально учитывать интересы всех этнических и религиозных общин. Призывы к достижению взаимопонимания между Россией и США на афганском направлении, теоретически совершенно справедливые, в плане практической реализации выглядят почти такой же фантастикой, как и перспективы прекращения военного присутствия США и НАТО на территории Афганистана. Пожелания о скорейшей реализации совместных российско-афганских экономических проектов неизбежно будут «повисать в воздухе» до тех пор, пока не будет прекращена иностранная оккупация Афганистана.
Остро стоит проблема афганского наркотрафика, который крайне негативно сказывается на ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, сдерживает создание Таможенного Союза, препятствует свободному передвижению товаров, «криминализует» миграционные потоки и обостряет противоречия между государствами Центральной Азии в целом. В ходе форума российско-казахстанских экспертов, состоявшегося в Астане 12 мая 2009 г., об этом было заявлено достаточно четко. Развитие событий в этом направлении не отвечает национальным интересам Российской Федерации и ее партнеров по ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.
Именно поэтому вовлеченным в постконфликтное урегулирование в ИРА сторонам, наряду с решением политических и социальных вопросов, следует уделять особое внимание борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, доходы от которого идут, главным образом, на поддержку деятельности экстремистов. Эксперты отмечают многократный рост урожаев опиатов в Афганистане и объемов производимых из них на территории страны наркотических веществ. После начала операции США и падения режима талибов в Афганистане начался рекордный рост производства опиума и опия-сырца. Меры, предпринимаемые коалиционными войсками по борьбе с производством и транспортировкой наркотиков, неэффективны, несмотря на наличие всех условий для успеха в этом деле. Посевы опиумного мака отчетливо видны на фотографиях со спутников и аэрофотоснимках и занимают гигантские площади. Расположение нарколабораторий хорошо известно; хорошо известны также крупные государственные и частные химические предприятия в Пакистане (в частности, ряд фармацевтических предприятий Пешавара), поставляющие прекурсоры (компоненты для производства героина). Огромные объемы производства обслуживаются значительными транспортными потоками, которые не могут оставаться незамеченными в стране со столь слабой дорожной сетью, как Афганистан. Специалисты отмечают, что нежелание командиров коалиционных сил подвергать риску жизни своих подчинённых в ходе операций по уничтожению наркопосевов и ликвидации каналов по их транспортировке является основной причиной незначительного прогресса в борьбе с производством наркотиков в ИРА.
Россия активно выступает в поддержку усилий мирового сообщества в борьбе с исходящим с территории Афганистана глобальным нарковызовом. В контексте решения этой задачи представляется целесообразным интенсифицировать работу по созданию под эгидой ООН Центрально-Азиатского информационно-координационного центра с размещением в Алма-Ате. Он мог бы реально способствовать созданию надежной преграды на пути движения наркотиков из Афганистана в другие регионы мира.
Необходимо признать, что путь к достижению мира и стабильности в Афганистане будет долгим и тернистым. Слишком много заинтересованных игроков, которые, несмотря на правильные слова о совместных действиях, преследуют в «сердце Азии» свои корыстные и при этом разнонаправленные интересы. У России здесь есть существенное преимущество: она заинтересована в мире и спокойствии в едином Афганистане, в скорейшем и поступательном развитии этой страны, что прямо отвечает российским национальным интересам. Это создаст необходимые предпосылки для интенсификации политико-дипломатических, экономических и иных контактов, способствующих улучшению ситуации не только в Афганистане, и на Среднем Востоке в целом.
__________________
Андрей АРЕШЕВ - заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры.