Безопасность, а значит и жизнеспособность государства, перспективы его развития в условиях быстро меняющегося мира непосредственно зависят от уровня и качества образования. То, что происходит сегодня с образованием в России, иначе как дорогой на интеллектуальную свалку назвать нельзя. «Триумфальное шествие» Болонской системы ведёт нашу страну к пропасти, в которую нам удалось не свалиться в начале 90-х годов ХХ в. – тогда еще сработала старая закалка.
Экспансия глобальной научно-образовательной модели, за которой стоят, прежде всего, интересы ТНК, захватывает несколько ступеней, среди которых надо выделить дошкольное образование, среднюю и высшую школы.
Особого внимания заслуживает внедрение практики так называемого Болонского процесса (БП) в вузах России и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российских школах. Две эти инициативы в совокупности могут окончательно «добить» отечественное образование и завершить операцию по интеллектуальному порабощению России.
Сразу следует отметить, что ЕГЭ не имеет прямого отношения к БП, хотя изменение формата обучения в школе непосредственным образом связано с высшим образованием. Сначала о средней школе.
Во-первых, это увеличение срока обучения. В настоящий момент среднее образование укладывается в одиннадцать лет, то есть ребёнок, пришедший в школу в 7-летнем возрасте, выходит из нее 18-летним человеком. Но это ещё не предел – активно обсуждается увеличение срока обучения до 12 лет. Ничего кроме инфантилизации молодого поколения и увеличения затрат на школу такая реформа не несёт.
Во-вторых, это жёсткий отбор в 10-11 классы. Речь идёт о сознательном выдавливании целых социальных слоев из системы полного среднего образования. В частности, помимо того, что в стране активно реализуется установка - не брать в 10 класс ребят с тройками (и не важно – тройка у тебя по физкультуре, математике или ОБЖ1), с этого года началось введение тестовой системы экзаменов и ЕГЭ в девятых классах, по итогам которых происходит формирование «достойных» получить полное среднее.
В-третьих, подготовка и организация Единого госэкзамена в 11 классе. Например, по данным ФИПИ2, уровень знания русского языка за три года проведения ЕГЭ снизился в разы. Если в 2006 г. оценку «2» по пятибалльной шкале получили 7,9 % учащихся, то в 2008 г. этот процент увеличился до 11,2 %, что составило 118 279 человек (sic!)3. Оставим в стороне качество знаний выпускников и преподавателей, которые их обучают. Обратим внимание на то, что двойка по ЕГЭ означает для молодого человека неполучение аттестата, следовательно, невозможность продолжения дальнейшей учебы в колледжах и вузах, получения более или менее достойной работы. Кто-то через год ещё раз попробует сдать ЕГЭ, а кто-то так и останется недоучкой. Это поведёт не только к увеличению безработицы, но к дальнейшей маргинализации и криминализации населения. Как преподаватель высшей школы, непосредственно связанная с ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, я с уверенностью утверждаю, что эта форма экзамена не только не выявляет уровень знаний учащихся, но крайне упрощает мировосприятие школьников, формирует отрывочные знания, в конце концов, примитивизирует их сознание.
Теперь о Болонском процессе «сближения» и «гармонизации» систем образования стран Европы. Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 г., когда министрами образования 29 европейских государств была подписана Болонская декларация, это движение получило название Болонского процесса. В настоящий момент в БП участвуют 46 государств Европы и постсоветского пространства. Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 г., являются:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания (курсив мной – Е.П.).
Страны присоединяются к Болонской системе на добровольной основе. И Россия имела в этом вопросе свободу действий. Однако, подписав декларацию, государство берёт на себя определённые обязательства. В частности, с 2005 г. выдавать всем выпускникам вузов стран-участников БП европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра, а до 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями БП. Наша страна подписала Болонскую декларацию в 2003 г., а 11 октября 2007 г. Госдума приняла федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования). Закон установил два уровня высшего профессионального образования для граждан РФ - бакалавриат и магистратуру. Так что в настоящий момент российское образование находится под жёстким контролем наднациональных структур. Выделю лишь самые значимые обязательные параметры/стандарты:
- трехуровневая система высшего образования (первый уровень – бакалавриат (степень «бакалавр»), второй уровень – магистратура (степень «магистр»), третий уровень – докторантура (степень «доктор»);
- академические кредиты ECTS4. Академический кредит (АК) – единица трудоёмкости учебного труда студента. За семестр начисляется ровно 30 АК. За учебный год начисляется ровно 60 АК. Кредиты начисляются после успешной сдачи итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). При начислении АК учитывается: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.;
- академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
- создание единого европейского исследовательского пространства.
Реализация этих обязательных параметров приводит к тому, что в вузах преподавание нормальных дисциплин заменяется на преподавание специальностей, не имеющих отношение к фундаментальным знаниям и в высшему образованию вообще, но востребованных на рынке: информатика, страховое дело, маркетинг, гостиничный бизнес, туризм, менеджмент и т.п. Главной задачей высшей школы становится рентабельность, то есть умение продать себя на рынке услуг, предлагать тот товар, который востребован сегодня. Отсюда и система кредитов, своего рода бизнес-план студента по получению образовательных услуг для того чтобы стать нужным на рынке специалистом. Здесь уместно вспомнить выражение Р.А.Хайнлайна: «Специализация – удел насекомых». О том, что в университет приходят за знаниями и умением думать, теперь уже редко кто вспоминает. Поэтому вряд ли можно поспорить с академиком РАН В.Л.Яниным, когда он говорит: «Мы живём в эпоху тотального непрофессионализма, разъедающего все общество – от властных структур до низших ступеней образовательной системы».
Кроме того, существуют рекомендательные параметры БП, среди которых самыми важными, на мой взгляд, являются «единые европейские оценки и образование в течение всей жизни»5. Что касается оценок, то теперь они рассчитываются, исходя из 100-балльной сетки. Наша старая добрая «пятёрка» называется «А» и попадает в вилку 90-100%. «Четвёрку» разделили на две части: «очень хорошо» - «В» (82-89%) и «хорошо» - «С» (75-81%). «Тройки» тоже стало две: «относительно удовлетворительно» - «D» (67-74%) и просто «удовлетворительно» - «E» (60-66%). «Двойка» - «F» теперь занимает все пространство ниже 60% . Очевидно, что при такой системе самые минимальные знания могут быть оценены положительно. Согласитесь, гораздо труднее получить оценку от «2» до «5», чем от 60 до 100 %.
Однако самым интересным представляется положение об «образовании в течение всей жизни». Учиться наши дети будут, действительно, всю жизнь, потому что образование становится бизнесом, оно постоянно коммерционализируется. Пока в России бакалавриат есть и платный, и бесплатный, а вот что касается магистратуры, то она уже сейчас практически полностью платная. Если вуз и имеет одно-два бюджетных места, то они никоим образом не могут решить проблему полноценного образования значительных слоев населения России.
Дело в том, бакалавриат не считается оконченным высшим образованием, а значит, вопрос о трудоустройстве возникает автоматически. Чтобы иметь возможность получить интересную и достойную работу, надо идти в магистратуру, плата за которую в зависимости от вуза и магистратуры составляет от 2 000 долл. до 15 000 долл. в год. А теперь скажите-ка: какой процент населения России может достичь второго уровня образования и когда? Для того, чтобы получить настоящее высшее образование, надо на него сначала заработать.
Меня лично вопрос снижения качества и доступности образования в нашей стране волнует чрезвычайно. Однако среди представителей высшей школы есть страстные поборники БП. Например, на недавней конференции в Праге, организованной Международным форумом «Диалог цивилизаций» господин Гречко П.К., заведующий кафедрой социальной философии РУДН, заявил, что 80 % населения России вообще не нужно образование - «оно им не к чему»; зачем нам приглашать гастарбайтеров подметать улицы и строить дороги, пусть наши это делают. Для чего, понятно, вузовская подготовка не нужна.
Правда, на той же конференции директор Центра русских исследований МосГУ А.И.Фурсов отметил, что Болонский процесс «грозит уничтожить университет как феномен и институт европейской цивилизации». Он обратил внимание на главное в БП – превращение образования в рынок со всеми вытекающими последствиями. Фундаментом БП является то, что европейские политики и чиновники добились включения высшего образования в список GATS6 в рамках ВТО. Знание теперь товар, а обучение – всего лишь услуга, а потому подчиняются логике и законам рынка.
Основные императивы рыночного хозяйства суть рентабельность, конкурентоспособность, самофинансируемость, стремление к снижению издержек, ориентация на краткосрочный результат. Все это мы видим в БП. И если историю цивилизации рассматривать как историю знания, которое накапливалось, передавалось, устаревало и совершенствовалось, то получается, что Болонский процесс – это процесс её (цивилизации) уничтожения. Это и есть настоящая «модернизация», «оптимизация» и «инновация», осуществляемая с целью минимизировать доступ к знаниям, сделать его и в России только элитарным. Показательно, что именно в нашей стране, в СССР был реализован в своё время образовательный «проект мирового класса» (Г.Малинецкий). У нас любой учился так, как в Европе и Америке учат только элиту. Но пришёл час приватизации и образования - последнего, что осталось ценного от советского прошлого.
Основной итог проводимых уже не первый год реформ высшего и среднего образования - деградация отечественной системы образования, сегрегация учащихся, то есть отлучение от знаний социально слабых слоев. Р.А.Уилсон нынешнее поколение - так называемое «Поколение Икс» - назвал не только самым невежественным, но и самым параноидальным и депрессивным поколением за всю историю Запада, справедливо считая, что паранойя и депрессия - неизбежный результат невежества. «Эти дети не только ничего не знают - они даже не хотят знать»7. Допустим мы, чтобы такое произошло и с нашими детьми?
Болонский процесс как «новый тип империализма» (П.Бурдье, Л.Вакан) будет иметь значительные пагубные последствия, поскольку он производит революцию наоборот: не из царства тьмы в царство света, а прямиком от знаний к невежеству, от господства разума к торжеству примитивизма. Нельзя ограничиваться тем, чтобы только наблюдать за этим процессом. Необходимо постоянно дебатировать этот вопрос на всех общественных уровнях. Среди противников БП есть предложения революционного характера, зовущие к его саботированию, где возможно и как возможно. Однако стремиться нужно к созданию совершенно новой, национально ориентированной стратегии развития образования и науки без оглядки на западные стандарты.
Здесь мало одного желания и, видимо, мало одной обеспокоенности общества. Нужна ещё государственная воля. Образование – это будущее России. «Будущее существует сначала в воображении, затем в воле, затем в реальности» (Б.М.Хаббарт).
____________________
1 ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности.
2 ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.
3 Единый государственный экзамен 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект -Центр, 2009. – С. 5.
4 ECTS - Европейская система перезачета кредитов.
5 Болонский процесс. – Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3
6 General Agreement on Trade in Services – Генеральное соглашение по торговле услугами.
7 Уилсон Р.А. Психология эволюции Пер. с англ. – М.: София, 2006. – С.15.