Информационное противоборство в современном мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Появление во второй половине XX века ядерного оружия привело к невозможности разрешать противоречия между государствами традиционными военными средствами, обусловило поиск новых подходов к их разрешению.

Одним из наиболее эффективных подходов, успешно практикуемых Соединёнными Штатами со второй половины XX века, является осуществление мер по завоеванию сознания опорных социальных групп, а не только территории государства - объекта управляемого воздействия. Такой подход многократно снижает возможные угрозы, затраты и потери при разрешении существующих противоречий. Данный подход не нов, он успешно применялся против России Германией и Великобританией в начале XX века при подготовке революции 1917 года, а также использовался Советским Союзом в деятельности Коминтерна, а затем в поддержке национально-освободительных движений.

Особенностью современного этапа развития форм и методов аналогичной деятельности, проводимой Соединёнными Штатами, являются целенаправленность, глобальность и системность. Вашингтон к началу 90-х годов эффективно завершил первый этап долгосрочного курса, определённого в 1948 году в директивах СНБ № 20/1 «Цели США в отношении России» и № 58 «Задачи США в отношении стран Восточной Европы». В 80-х годах этот курс проводился в рамках доктрины «Освобождение». Основные концепции доктрины были разработаны комплексом неправительственных центров под эгидой Фонда «Наследие» в многотомном труде «Мандат на лидерство».

При опоре на комплексное информационное превосходство в сферах дипломатии, экономики, науки, политических и военных отношений США склонили в условиях «холодной войны» советское руководство к принятию стратегических решений, которые привели к эскалации дисфункций советской управленческой и хозяйственной системы, завершившейся распадом Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР на множество образований.

В последние годы данный подход в США обозначен термином информационная война. В «Объединённой доктрине информационных операций», принятой за океаном в 1998 году, сказано: «Информационная война - это комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника».

В июне 2007 года в США была представлена новая стратегия борьбы с «мировым злом». Она разработана под руководством тогдашнего заместителя госсекретаря Карен Хьюз, возглавлявшей Координационный комитет стратегических коммуникаций и общественной дипломатии США. Поддержка фундаментальных ценностей американского общества и обеспечение национальной безопасности объявляются главной задачей стратегических коммуникаций и общественной дипломатии Америки. Стратегия подразумевает принятие всех необходимых мер для установления контактов с гражданами различных стран, которые разделяют фундаментальные ценности американского общества.

В стратегии соответствующим структурам США предлагается развернуть эффективную работу с так называемыми «группами влияния» и «уязвимыми группами населения». В «группы влияния» включены политики, общественные деятели, религиозные лидеры, журналисты и другие люди, пользующиеся авторитетом в своих странах. К «уязвимым группам населения» отнесены молодёжь, женщины, национальные, религиозные и иные меньшинства.

Сегодня интенсифицируется деятельность США по установлению «гарантированного» контроля над постсоветским пространством с опорой в условиях «холодного мира» на наращиваемое информационно-управленческое превосходство. Для достижения поставленных целей намечается активизация государственных СМИ США, расширение образовательных программ и программ обмена специалистами, помощь различным странам в сфере образования, здравоохранения и других областях. Все это именуется переходом к тактике «демократия в действии».

Основной целью данных мероприятий применительно к России является создание предпосылок для дезинтеграции страны с последующим разделом на ряд управляемых, слабых в политическом, экономическом и военном отношении территориальных образований.

Осуществляются эти мероприятия на системной основе при помощи развития дисфункций определённого государства, склоняющих его руководство к принятию предъявляемых Соединёнными Штатами и их союзниками требований. При этом могут быть выделены следующие основные формы/стадии данной деятельности.

НЕВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, приводящая к «демократической» переориентации государства (пример - Грузия). Она осуществляется при опоре на невоенные воздействия (внешнеполитические, финансово-экономические, научные и технологические, экологические, информационные, демографические и социально-экономические, общественно-психологические, внутриполитические), направленные на скрытое ослабление национального потенциала и невооружённое насилие. В рамках данной формы/стадии используются и непрямые военные воздействия (военно-стратегическая дезинформация, военно-стратегические соглашения и договоры с государством - объектом воздействия, инициирование внешних и внутренних конфликтов государства - объекта воздействия с третьей стороной, провокации, диверсии, террористические акции вне и на территории государства - объекта воздействия силами третьей стороны), направленные на скрытое ослабление невоенных и военных основ национального и военного потенциала.

ВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, в ходе конфликтов и войн, приводящая к кризисно-«миротворческой» переориентации государства (пример - Югославия).

ПОСТКОНФРОНТАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - в формах оккупационно-силового и политического урегулирования, приводящее к военно-силовому подчинению государства (пример - Ирак).

«Мягкий» сценарий реализации данных мероприятий охватывает возможности усиления влияния сил ориентированных на США; скрытого «перепрограммирования» влиятельных персоналий в высших эшелонах власти страны, в т.ч. с возможным использованием прямого и непрямого подкупа и шантажа, переубеждения и спецвоздействий (суггестивных, биохимических, техно-информационных и др.); физического устранения (через террористические акты, аварии на транспорте, спецвоздействия и пр.) ключевых фигур в руководстве страны, сопротивляющихся её трансформации; «демократического» приведения к власти ставленника США.

«Полужёсткий» сценарий подчинения государства может включать: эскалацию кризисных и конфликтных процессов в развитии государства - объекта воздействия; естественные и/или инициируемые чрезвычайные бедствия в крупных его центрах (землетрясения, взрывы и аварии на крупных объектах эколого-опасного производства и др.), вызывающие «паралич» системы национального управления, эскалацию экологических бедствий, массовой паники, хаоса; срочные обращения за «международной помощью» со стороны «авторитетных общественных и государственных деятелей», в т.ч. из числа бывших и действующих представителей государственного управления; экстренные переброски в зоны бедствий боеготовых и мобильно усиливаемых контингентов коалиционных миротворческих сил, с формированием «временного правительства национального спасения»; динамичное развёртывание под их контролем местных органов управления на оккупируемых территориях с опорой на заблаговременно подготовленные там «силы поддержки» и привлечение к сотрудничеству лояльных представителей и формирований дислоцированных там военных и правоохранительных структур при подавлении сопротивления со стороны отдельных критически настроенных групп; расчленение территории указанного государства на отдельные контролируемые зоны, с последующим развёртыванием там «демократических» «выборов» и «судов», а далее - сети «независимых» государственных образований, полностью подчинённых де-факто государству, осуществляющему вышеуказанную деятельность.

«Жёсткий» сценарий противоборства предполагается при недостаточной эффективности его предшествующих стадий, но с опорой на достигнутые на этих стадиях результаты, подрывающие готовность противника к сопротивлению развиваемой вооружённой агрессии до уровня, минимизирующего возможные потери государства-агрессора.

В организации такого рода деятельности государство - объект воздействия - рассматривается как организм. Для поражения его «головы» (национального руководства) взаимосвязанно подрываются его подсистемы: «нервная» (административно-управленческая), «кровеносная» (финансовая и энергетическая), «двигательная» (социально-экономическая), «иммунная» (безопасности, медицины и экологии), «мышечная» и «воспроизводящая» (демографическая), «душа» (сознание социума) и, наконец, «руки» (армия). Особое внимание придается человеческому фактору. При этом развиваются средства и методы воздействия, которые скрыто используются на стадии невооружённой конфронтации, стирая фактическую грань между миром и войной.

Системное применение этих средств и методов воздействия постепенно приводит государство к состоянию управляемости извне.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться