Постскриптумом к историческому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, который вселил в сердца верующих и в этой стране, и в Белоруссии, и в России надежду на сохранение единства Русской Церкви, на возрождение Святой Руси, стала находка псковских археологов. На Псковщине, родине киевской княгини – святой равноапостольной Ольги, бабушки святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, возможно, обнаружена могила старца Филофея (ок. 1465-1547).
***
Руководитель археологических работ, которые завершаются в Спасо-Елеазаровском монастыре, старший научный сотрудник Псковского археологического центра Сергей Степанов заявил, что среди погребений некрополя у собора Трёх Святителей в этой обители есть и могила старца.
По значимости для России, для судеб человечества Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории.
Почти пять столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее в письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину пророческую идею о том, что «Москва – это Третий Рим».
Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, то есть в середине XV века, жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года.
***
Около 1448 года в ещё только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию, в Константинополь этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия.
В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.
В преддверии гибели Второго Рима основатель Псковского монастыря – преподобный Евфросин, в миру – Елеазар, пешком ходил в Константинополь. Там монаха принял Константинопольский патриарх Геннадий II, который благословил пустынножительную обитель Цареградской иконой Божией Матери.
Но в 1453 году Константинополь – Второй Рим – всё же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва, на протяжении веков собиравшая вокруг себя русские земли, созидая могучее Российское государство.
***
На рубеже XV-XVI веков в недрах национального самосознания родилась идея, что великому государству суждено великое предназначение.
В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в пустыньке преподобного Евфросина объединились учёные мужи, ратовавшие за собирание русских земель вокруг Москвы.
Один из учеников преподобного Евфросина – игумен Филофей, выразитель этой идеи, в своих сочинениях заявил о решительной поддержке великого князя Василия III как «броздодержателя святых Божиих престол». Суть послания старца великому князю, в котором он писал «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.
Вселенской миссией Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим – грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская держава, защищающая своей властью и силой Православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.
Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне – в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.
***
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.
К началу 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины - здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения.
В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви.
И вот уже почти десятилетие обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлены главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда.
***
Восстановление обители началось под руководством энергичной, высокообразованной настоятельницы - монахини, потом игумении Елисаветы (Беляевой), воспитанницы старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.
По словам игумении, благословил её на возрождение этой великой обители старец Николай Гурьянов с острова Залит, который сберёг главную святыню Третьего Рима – Цареградскую икону Божией Матери. «Будет возрождаться обитель – будет возрождаться Россия», - напутствовал он матушку игумению.
Мать Елизавета стала душою не только материального восстановления обители, но и возрождения её духовного значения, положив начало серии международных конференций «Москва – Третий Рим». Такие конференции проводились в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2008 и 2009 годах в рамках Международных Рождественских чтений были организованы
круглые столы «Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси» и «Москва — Третий Рим: роль Патриаршества в истории России».
«Концепция «Москва - Третий Рим» - пространство без границ», - утверждает сербская писательница Радмила Войнович... - Мы, сербы, тоже живём в Третьем Риме. Сербия – это Южная Россия. И наши враги это знают. Поэтому они говорят: «Сербия – русский вирус, его нужно уничтожить». А охраняют нас, сербов, святые, которые стали нашими святыми, - святой благоверный князь Александр Невский, батюшка Серафим Саровский, святые Царственные Мученики… В честь них освящены построенные в Сербии храмы».
***
Неизвестно, был ли старец Филофей прославлен как местночтимый святой. Но, по мнениям авторитетного исследователя его наследия – Н.В.Синицыной и известного московского пастыря - протоиерея Александра Салтыкова, Филофея Псковского, подобно Серафиму Саровскому, можно причислить к пророческому чину Русской Церкви, ибо он – «тайновидец будущего, и подобно ветхозаветным пророкам, обращался к царям со строгими предупреждениями о сохранении истинной веры».
Пророческое служение старца Филофея, как замечает отец Александр Салтыков, «является исключительным во всей истории Церкви, и потому несомненно, что старец Филофей является великим святым Русской Церкви, но святость его открывается лишь ныне, во исполнении пророчеств».
«Старец Филофей приоткрыл тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание её себе на погибель, — считает матушка Елисавета. - Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться...»
***
«Идея Москвы – Третьего Рима, – писал исследователь русской культуры ХII-ХVII вв. М.М.Дунаев, – есть не идея политического самовосхваления, а идея тяжелейшей ответственности за Истину Православия… Ибо в понимании русских мыслителей – первый Рим пал, ослабленный внутренним нечестием, отпадением от Истины; второй Рим, Византия, оказался ослабленным внешне, пал под ударами вражескими. Вывод прост: необходимо блюсти внутреннюю чистоту Церкви и крепить оборонную мощь государства. Соединение внешнего с внутренним сделает православие непобедимым».
________________Николай ГОЛОВКИН - член Союза писателей России.