Армения и Россия на Кавказе: к итогам Дней русского слова

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Республике Армения состоялись Дни русского слова. Организаторами этого масштабного мероприятия, знакового для российско-армянского взаимодействия в самых различных областях, стали Россотрудничество, Российское общество дружбы и сотрудничества с Арменией, Министерство культуры Армении при активном участии различных творческих и журналистских объединений. Состоялись поездки членов делегации по городам Армении и НКР, в российские воинские части, дислоцированные на территории Республики Армения, с успехом прошли встречи со студенческими коллективами ведущих ереванских вузов, гастроли московского экспериментального молодежного театра под руководством В.Спесивцева. В рамках Дней русского слова состоялся визит в Ереван руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Фарита Мухаметшина и его переговоры с Президентом Армении Сержем Саргсяном.

Конечно, Дни русского слова в Армении не являются политическим мероприятием, однако они, вне всякого сомнения, сыграют определенную роль и на пути к достижению более тесной координации действий политического руководства двух стран. Ни для кого не является секретом, что после «пятидневной войны» и разрыва дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси взоры заинтересованных сторон, нацеленных на полное и окончательное выдавливание России с Южного (а значит, неминуемо – и с Северного) Кавказа, устремились на Армению и Азербайджан. Усилия иных посольств, занимающих огромные, хорошо охраняемые территории практически в центре армянской столицы и способных в случае чего передоверить отдельные проекты своим британским, польским или прибалтийским партнерам, носят внешне незаметный, но от того не менее системный, изощренный и упорно-последовательный характер. В качестве рычага давления на армянское руководство используется и «подвешенный в воздухе» карабахский конфликт, и острые социально-экономические проблемы, существенно усиленные финансово-экономическим кризисом, и незалеченные до конца раны внутриполитического противостояния марта 2008 года, и разнонаправленные интересы основных групп политически активного населения. В общем, весь традиционный набор факторов, успешно используемых в разных странах бывшего СССР для создания нужной Западу ситуации вялотекущего управляемого кризиса. При этом напрочь блокируются любые шаги, направленные на развитие за пределами псевдолиберальных схем, давно отвергнутых в странах так называемого «золотого миллиарда», однако упорно навязываемых странам «третьего мира».

Скажем, при анализе нынешнего состояния культурно-образовательной сферы, медицины и сельского хозяйства Армении возникают устойчивые ассоциации с происходящим в России, на Украине и в некоторых других бывших советских республиках. Карабахская проблема и ведущиеся вокруг нее не совсем понятные игры (особенно после прошлогоднего признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии) усиливает внутриполитическое напряжение, являясь примерно таким же рычагом давления на Ереван, каким для российского руководства является перманентная, подогреваемая извне нестабильность на Северном Кавказе.

Как известно, армяно-турецкие контакты, оказавшиеся в центре внимания прессы и экспертного сообщества в последние месяцы, ведутся уже не один год, и не исключено, что возможности сильной турецкой дипломатии и тех, кто инициировал контакты с Ереваном, не были оценены должным образом. Только один пример: возникшая в последние недели как бы «ниоткуда» напряженность на армяно-грузинской границе, «урегулировать» которую уже смело берутся различные посольства, вряд ли является простой случайностью. Случайностей, как известно, в политике мало, и в Армении это прекрасно сознают, будучи в то же время вынужденными действовать в рамках довольно узкого коридора возможностей.

Запланированное открытие границы с Турцией (для армянской экономики акт очень неоднозначный, у которого будут как позитивные, так и не менее существенные негативные последствия) позволит оторвать Армению от России – такова трактовка происходящего на армяно-турецком «треке» некоторыми видными западными политологами. Эти же политологи прямо связывают возможное подписание протоколов об установлении дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном с «прогрессом» в урегулировании карабахского конфликта. Под таким «прогрессом» понимаются, очевидно, все те же пресловутые «мадридские принципы», а если говорить более конкретно – сдача части территорий, находящихся между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой (в границах 1991 года) в Кельбаджарском, Лачинском, Кубатлинском и Зангеланском районах.

Существует мнение, что в случае развития событий по неблагоприятному сценарию возникнут серьезные проблемы не только для карабахской, но и для армянской государственности на Кавказе. А это, в свою очередь, чревато серьезными проблемами для России как самостоятельного игрока в регионе Ближнего и Среднего Востока и естественного партнера Ирана, Китая, арабских государств и государств Центральной Азии. И не исключено, что есть охотники реализовать подобный сценарий (в духе небезызвестного Пола Гоббла), используя блеф якобы неминуемой в случае возобновления военных действий победы азербайджанской армии. Вероятность гуманитарной катастрофы в регионе резко возрастет именно по причине попыток слома, а не сохранения нынешнего статус-кво с его линией соприкосновения сторон, наиболее оптимальной в военно-стратегическом отношении. Разумеется, подобный поворот событий не может не беспокоить соседний Иран, имеющий протяженную границу с Кавказом и внимательно наблюдающий за происходящими там процессами. Интересы Ирана и России в регионе в большинстве случаев совпадают, но, к сожалению, этот фактор учитывается пока недостаточно.

Возможные кадровые перестановки в российском сопредседательстве в рамках Минской группы ОБСЕ, видимо, смогут придать процессу карабахского урегулирования на компромиссных условиях нужную динамику, активизировав российское посредничество. Приоритетом является необходимость сохранения и укрепления влияния России на Южном Кавказе, и «карабахский фактор» здесь - если не основной, то один из ключевых. К каким колоссальным политико-дипломатическим, материальным, репутационным и иным издержкам приводит утрата такого влияния - мы уже убедились (и, видимо, еще не раз убедимся) на примере Грузии и Украины…

Со стороны руководства Армении не будет предпринято никаких шагов, направленных на отдаление от России. Это важно понимать всем, в том числе и тем, кто, тенденциозно интерпретируя изолированные факты, пытается делать выводы, не соответствующие реальному положению дел.

Дни русского слова сыграли важную роль в укреплении доверия между Россией и Арменией. Кстати, интересное совпадение, которое было отмечено неуемными сторонниками «теории российского заговора» в западной прессе: с 8 по 10 сентября в Армении состоялось очередное совместное совещание делегаций Службы национальной безопасности Республики Армения под руководством генерал-лейтенанта Г.Акопяна и Федеральной службы безопасности Российской Федерации под руководством А.Бортникова. Кроме того, все основные проблемы российско-армянских отношений станут предметом рассмотрения в ходе очередного раунда армяно-российских политических консультаций на высшем уровне, которые состоятся в ближайшее время, до очередного раунда «футбольной дипломатии».

В современном мире Россия и Армения сталкиваются со схожими вызовами. И отвечать на них необходимо вместе. Иначе последствия для обоих наших государств будут драматическими.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться