Администрация Барака Обамы, по всей видимости, примет новый компромиссный план размещения в Европе элементов ПРО, в который не войдут некоторые пункты, вызывавшие у России раздражение. Председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирал Майк Маллен заявил, что администрация США "очень близка" к завершению длившегося семь месяцев анализа плана создания противоракетного щита, продвигавшегося администрацией Джорджа Буша. Барак Обама сообщил чешскому премьер-министру Яну Фишеру об отказе от размещения радиолокационной станции ПРО США в республике1.
Вашингтон делает шаг навстречу Москве, одновременно учитывая мнение населения Чехии и Польши, и сокращает непомерно раздутые расходы. За последние 10 лет только Boeing получил от Пентагона около 16 миллиардов долларов на реализацию различных проектов в области противоракетной обороны. Основная специализация компании - создание систем наземного базирования GMD (Ground-based Midcourse Defense), их разработка ведется с 1998 года, а также РЛС GBR2. На создание элементов системы ПРО в Европе министерство обороны запрашивает у Конгресса на период до 2013 года около 4,5 миллиарда долларов. В последующем к 2024 году объем расходов предлагается увеличить до 247 миллиардов долларов. Начало финансирования работ по созданию третьего позиционного района запланировано на 2009 финансовый год3.
По новому плану ПРО США должны изменить свою конфигурацию: первый район расположен в Северной Америке (на Аляске), второй совместный японо-американский морской компонент – в Японском море и на Корейском полуострове, третий совместный израильско-американский район – в Средиземном море, четвертый предположительно планируется разместить на территории Турции, пятый район, возможно, на территории Великобритании.
США намерены «надавить» на Турцию. Они хотят создать ПРО для защиты своих аэродромов, для чего предлагают продать Турции новейшую модификацию зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) Patriot, который способен перехватывать не только самолеты, но также крылатые и баллистические ракеты. Предполагаемая стоимость контракта – 7,8 миллиарда долларов. Западные наблюдатели не исключают, что эта сделка – часть американского плана по созданию противоракетного щита, который должен защитить страны Ближнего Востока от иранской угрозы.
Пентагон уведомил Конгресс о планах продажи Турции ЗРК Patriot на минувшей неделе. Как сообщили представители американского военного ведомства, Анкара намерена приобрести 13 дивизионов Patriot и примерно 290 ракет-перехватчиков, из которых 72 относятся к модификации PAC-3, предназначенной специально для решения задач ПРО4.
«Турция будет использовать ракеты PAC-3, чтобы повысить свои возможности по перехвату баллистических ракет, укрепить обороноспособность и противодействовать региональным угрозам», – говорится в заявлении Пентагона.
Ранее ракеты Patriot PAC-3 поставлялись в Нидерланды, Германию и Японию. В апреле текущего года, когда КНДР готовилась к запуску своего второго спутника, траектория полета которого должна была пройти над Токио, министерство обороны Японии разместило батареи PAC-3 вокруг столицы на случай падения обломков северокорейской ракеты-носителя.
Планируемая крупная сделка с Вашингтоном породила вопросы о том, против кого Турции нужна новая система ПВО и ПРО. Как отмечает эксперт исследовательской службы Конгресса США Стивен Хилдрет, вся территория Турции находится в зоне досягаемости иранских ракет. PAC-3 способны изменить эту ситуацию. В частности, с их помощью можно перехватить ракеты малого радиуса действия «Скад», которые составляют основу ракетного арсенала Ирана.
Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Пол Холтом отметил, что одного согласия Конгресса недостаточно, чтобы сделка с Турцией состоялась. По его словам, еще предстоят переговоры с компанией-производителем Lockheed Martin, и только в случае их успешного завершения начнутся поставки. Кроме того, он сообщил, что у Patriot есть конкурент – российский ЗРК С-300.
Россия в ответ на предложение США изменить конфигурацию своей ПРО, вероятно, способна предложить собственное видение всего комплекса проблем - от отношений с Ираном до облика ПРО в Европе.
Относительно Ирана Москва предложила продать Исламской Республике и другим желающим странам готовое топливо для АЭС, а также создать гарантированный запас низкообогащенного урана, доступ к которому не будет диктоваться капризами политической конъюнктуры. Россия совместно с Казахстаном на базе ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» создали Международный центр по обогащению урана (МЦОУ). В прошлом году ОАО «МЦОУ» получило разрешения и лицензии для осуществления практической деятельности в качестве поставщика продукции и услуг. В этом году к центру присоединилась Армения, а РФ получила дипломатическую ноту о начале процесса присоединения Украины.
Отдельно – о предложении России по евроПРО. Более вероятными и опасными для США, России, стран Европы становятся ракетные удары не со стороны третьих стран, так называемых "государств-изгоев", а террористических организаций, получивших доступ к ракетному вооружению. Такие удары могут наноситься, прежде всего, с провокационными и террористическими целями, возможны также случайные пуски.
Основным принципом сотрудничества стран Европы, США и России в области ПРО должно стать равноправное участие сторон на всех этапах создания и использования евроПРО.
Достоинство предложений российской стороны состоит именно в том, что участие в европейской системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и позволяет национальным системам ПВО-НПРО решать свои локальные задачи в рамках единой системы евроПРО. При таком подходе не встает вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических (обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и программного обеспечения систем управления, используемых национальными командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других европейских стран. Действительно, под прикрытием такой евроПРО можно более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций и других задач.
Если между крупнейшими ядерными государствами – США и РФ на данный момент действует система сдерживания, основанная на неотвратимости мощного ответного удара, то относительно террористически настроенных государств или группировок сдерживающий фактор не действует, цель террористов - привлечь к своей акции как можно больше внимания.
В складывающейся обстановке одной из мер парирования ракетной опасности для европейского сообщества может рассматриваться совместная система обороны от ударов нестратегических баллистических ракет (БР) - евроПРО. А не национальная ПРО США, у нее другие задачи. Необходима система коллективной безопасности, которая обусловлена следующими факторами: дальностью стрельбы ракет, особенно баллистических (БРСД и МБР), высокими темпами распространения ракетного вооружения, стремлением террористических группировок и организаций к обладанию таким оружием и потенциальной возможностью доступа к ним, повышением агрессивности международного терроризма, отсутствием у террористов сдерживающего фактора в отличие от цивилизованных государств.
Процесс создания и наращивания ракетных потенциалов принял необратимый характер в государствах Среднего и Ближнего Востока, среди которых Израиль, Иран, Сирия, Египет, Саудовская Аравия и Турция. В Южной Азии - это Индия и Пакистан. В Азиатско-Тихоокеанском регионе - Северная и Южная Кореи, Китай и Тайвань. В Южной Америке - Аргентина и Бразилия.
Создание ракетного оружия в этих странах ведется по следующим направлениям: Израиль, Индия, Китай и Северная Корея ведут разработку баллистических ракет на основе национальных достижений в области ракетной и ракетно-космической техники и на базе собственной технологии; Иран, Пакистан, Южная Корея, Саудовская Аравия и Турция – на основе модернизации закупленных за рубежом ракет в целях увеличения дальности их пуска, а также путем разработки технологий производства ракет на национальных предприятиях военной промышленности. С использованием приобретенной иностранной технологии и технических специалистов ведутся работы в Аргентине, Египте и ЮАР.
Принципиально БР тактического и оперативно-тактического назначения с обычными зарядами фугасного или кассетного осколочно-фугасного типов применяются для нанесения ударов по военным объектам. А также – по опыту военных действий в Югославии и Ираке, Афганистане – с целью разрушения инфраструктуры и объектов экономики. Ударам подвергаются и объекты энергоснабжения, базовые предприятия оборонных отраслей промышленности, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, порты, хранилища и другие объекты. В ряде случаев нестратегические баллистические ракеты могут применяться для психологического воздействия. Так, БР Ирака в войне в зоне Персидского залива использовались не для поражения военных объектов, а для ударов по городам Израиля и изнурения населения городов Саудовской Аравии частыми ночными ракетными атаками.
В современных условиях более реально говорить о противоракетной обороне как об обороне от ракет любых типов, а не только от нестратегических ракет. К тому же и разделение ракет на стратегические и нестратегические может быть осуществлено не только по критерию дальности и скорости стрельбы, но еще и с учетом их оснащения и предназначения, и такие предложения уже имеются.
Россия предполагает создание системы евроПРО с централизованным информационным обеспечением и децентрализованным управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом евроПРО должен выступать единый информационно-координационный центр, обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки, контроль за применением огневых средств национальными командованиями.
Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение президента России, прозвучавшее в 2000 году, о создании тактической ПРО Европейского континента.
Что касается России, то ей выгодно участвовать в коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского континента, в том числе и в плане защиты от БР. Это объясняется, прежде всего, ее военно-географическим положением – необходимостью защиты своей европейской территории, возможностью использовать отдельные национальные средства борьбы с БР в интересах соседних стран Европы относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств ПВО-ПРО. Необходимо отметить, что зоны ответственности наших РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, где находится больше всего "третьих стран" с их ракетными потенциалами.
Россия предполагает полномасштабное участие в создании и последующем использовании евроПРО, для чего предлагает сотрудничество в области информационного обеспечения НПРО и в военно-технической области.
Создание ПРО Европы возможно только на основе международных или межгосударственных договоренностей. Уровень договорных обязательств может быть различным, начиная от совместного решения отдельных технологических проблем до построения системы ПРО территории Европы.
Основные группировки европейской ПРО могли бы быть созданы при условии соответствующего финансирования на базе российских систем и средств (огневых, информационных, управления и связи). В частности, возможна поставка из нашей страны отдельных комплексов, станций, систем в коллективные группировки ПРО, а также передача необходимой информации от средств предупреждения о ракетном нападении на соответствующие пункты управления коллективных группировок.
Анализ возможностей ПРО Российской Федерации, а также известных всему миру достижений России в создании зенитных ракетных комплексов и систем, способных поражать и баллистические ракеты, позволяет говорить о возможных вариантах создания ПРО Европы на базе российских средств. В качестве примера комплексного решения задач борьбы с БР всех классов можно привести техническое сопряжение систем ПРО Москвы и ПВО Центрального промышленного района. При определенных условиях без особых проблем можно реализовать комплексную группировку для борьбы со средствами воздушного нападения и БР всех типов. Аналогичные группировки ПРО-ПВО принципиально можно построить и для комплексной обороны столичных районов и центров других стран Европы.
Сначала могут быть развернуты группировки ПРО-ПВО для прикрытия наиболее важных районов, центров, объектов стран Европы от существующих БР, а в последующем - основной части или всей территории Европы от существующих и создаваемых перспективных баллистических ракет. Решение таких проблем касается, прежде всего, США, России, Франции, Великобритании и Китая.
_________________________
1 Президент США Барак Обама сообщил об отказе разместить РЛС ПРО США в Чехии. http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=14338851&PageNum=2
2 Boeing построит третий позиционный район ПРО США. http://www.snariad.ru/2008/03/26/boing_postroit_tretiy_pozicionyi_raion…
3 Конгресс США почти вдвое урезал расходы на ПРО в Европе. www.pelotki.ru/n.304058.html
4 Сурков Н. Американские Patriot поедут в Турцию. www.ng.ru/world/2009-09-16/1_patriot.html?mthree=4