Последняя декада октября прошла под знаком крупных успехов России в сфере трубопроводной политики. Разрешение на строительство «Северного потока» в своих территориальных водах дала Дания, Турция выдала разрешение на проектно-изыскательские работы по прокладке «Южного потока» в своей исключительной морской зоне, во время визита президента России Д. Медведева в Белград подписаны соглашения по строительству сербского участка «Южного потока» и модернизации газохранилища «Банатский двор». Очевидные успехи на южном направлении позволили председателю правительства РФ В. Путину сделать сенсационное заявление о том, что «Южный поток» может быть построен быстрее, чем «Северный». При этом успешная реализация трубопроводных проектов на южном направлении позволит направить через российскую территорию на Запад не только большую часть газового экспорта государств Центральной Азии, но и, возможно, Азербайджана.
Наиболее значительным успехом на южном «трубопроводном» направлении является, безусловно, разрешение Турции на проектно-изыскательские работы по «Южному потоку». Несмотря на амбициозные планы по строительству этого газопровода, который должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну и далее через Балканский полуостров двумя ветвями в Италию и Австрию, до сих пор было неясно, в чьих территориальных водах он будет построен. Украина, через территорию которой в настоящее время идут все основные экспортные трубопроводы, желанием выдавать разрешение на строительство газопровода в обход своей территории не горела. Согласно же существующим планам «Южный поток», пропускная способность которого составит 63 миллиарда кубометров газа в год, а стоимость - 25 миллиардов евро, должен быть введен в строй в 2013 г., а окончательно завершен к 2015 г. Теперь же стало очевидно, что трубопровод будет построен в исключительной экономической зоне Турции. Однако ценой такого решения для России стало согласие на строительство нефтепровода Самусун-Джейхан по территории Турции.
Новый нефтепровод, который пройдет от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан, будет рассчитан на транспортировку 60-70 миллионов тонн нефти в год и станет альтернативой не только транспортному коридору через Босфор и Дарданеллы, но и нефтепроводу Бургас-Александропулос через Грецию и Болгарию, решение по которому до сих по не может принять болгарское правительство. В строительстве нефтепровода Самусун-Джейхан, а также в его эксплуатации, транспортировке, переработке и совместном сбыте нефтепродуктов примут участие российские компании «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот», а также турецкая группа «Чалык» и итальянская Eni, которая является ключевым партнером «Газпрома» по строительству «Южного потока». Интерес к этому проекту также проявляет российский «Лукойл». Кроме того, заинтересованность в поставках нефти по трубопроводу «Самусун-Джейхан» уже выразил Казахстан.
«Трубопроводная ситуация» на южном направлении неожиданно приобрела еще один благоприятный для России оборот. На фоне урегулирования армяно-турецких отношений, которое приобретает все более четкие контуры, заметно ухудшились отношения Азербайджана с Турцией. 16 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на заседании правительства, обвинил Турцию в том, что она препятствует экспорту азербайджанского газа в Европу. По его словам, предлагаемые Турцией тарифные ставки на прокачку газа на 70% превышают аналогичные тарифы по региону, в то время как Азербайджан поставляет Турции газ по 120 дол. за тысячу кубометров, то есть по ценам всего в 1/3 от мировых. «Мы последние два года старались не акцентировать внимание на этом и решить все в рамках переговоров, – заявил он, - но наши возможности иссякли, и данные нам предложения никогда не могут быть приняты».
В настоящее время Азербайджан ежегодно поставляет в Турцию около 6 млрд. кубометров газа по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, введенному в строй в 2006 г. Однако противоречия по поводу тарифных ставок затрагивают реализацию гораздо более масштабного проекта - строительства трубопровода «Набукко» из Каспийского бассейна в Европу через территорию Турции, пропускная способность которого должна составить 31 млрд. кубометров газа в год. Согласно планам реализующего этот проект консорциума первоначально трубопровод планируется заполнить газом примерно наполовину, причем 8 млрд. куб. метров должны дать нефтегазовые месторождения Северного Ирака и еще 8 млрд. – Азербайджана. Комментируя позицию азербайджанского руководства, радио «Свободная Европа» отмечает, что «действия Алиева усилили опасения по поводу того, что Азербайджан быстро уходит на орбиту Москвы, однако некоторые аналитики говорят, что это вполне может быть блеф, с помощью которого президент пытается оказать воздействие на турецкий парламент».
В качестве противовеса Турции Азербайджан активно пытается разыграть российскую карту. Практически одновременно с российско-турецкими переговорами по «Южному потоку» между «Газпромом» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) было подписано соглашение о начале поставок в Россию с 1 января 2010 г. азербайджанского газа. Первоначально объем поставок будет невелик и составит всего 0,5 млрд. куб. м газа в год, однако в дальнейшем его планируется увеличить до 3 млрд. куб. м газа. При этом Россия уже заявляла, что готова скупать весь газ, который Азербайджан будет производить в рамках второй очереди проекта Шах-Дениз. Возможности значительного увеличения нефтегазового экспорта в российском направлении активно обсуждаются и азербайджанским экспертным сообществом. После начала нормализации армяно-турецких отношений в Азербайджане вспомнили, что пропускная способность не используемого в настоящее время северного направления составляет около 7,7 млрд. кубометров газа в год, а стоимость транзита нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск заметно ниже, чем через территорию Грузии. В случае успешной реализации проекта «Южный поток» Азербайджан вполне мог бы сотрудничать с Россией и на этом экспортном направлении.
Туманные перспективы для «Набукко» просматриваются и со стороны Туркмении, которая должна была стать для него наиболее крупным поставщиком газа. Несмотря на сохраняемый Ашхабадом курс на максимальную диверсификацию своих экспортных маршрутов, строительство газопровода по дну Каспийского моря, как отметил в недавнем интервью «Независимой газете» посол Туркмении в России Халназар Агаханов, сейчас невозможно из-за разногласий с Азербайджаном по поводу принадлежности ряда нефтегазовых месторождений Каспия. Возможности же использования независимого арбитража, на привлечении которого настаивает туркменская сторона, вызывают у западных аналитиков сильные сомнения из-за отсутствия таких прецедентов. При этом перспективы строительства Прикаспийского газопровода, который должен пройти по восточному берегу Каспийского моря через территорию Казахстана в Россию, сомнений у Х. Агаханова не вызывают.
В целом же темп, набранный российским руководством по реализации экспортных трубопроводных проектов на южном направлении, позволяет надеяться, что «Южный поток» вполне может быть построен быстрее не только «Северного», но и «Набукко», первые поставки газа по которому планируется начать в 2014 г.