«Прозревший» Ногаидели: не вариант для Кремля

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Прогрузински настроенная часть российского политикума не оставляет надежд отыскать в Грузии условно «пророссийскую» силу и представить ее Москве в качестве альтернативы Михаилу Саакашвили. Год назад усилия этих лоббистов были сосредоточены на бывшем председателе грузинского парламента Нино Бурджанадзе, однако ее антироссийская риторика оказалась тем самым шилом, утаить которое в мешке неискренней вежливости было совершенно невозможно. Со временем публичные восторги в отношении «трезвости» и «взвешенности» Бурджанадзе сошли на нет.

Теперь на это место пытаются втащить бывшего премьер-министра, лидера партии «Движение за справедливую Грузию» Зураба Ногаидели, в конце октября посетившего Москву с полуофициальным визитом. Он даже встретился с заместителем министра иностранных дел Григорием Карасиным, обсудив с ним, согласно официальному сообщению МИД РФ, «проблемы закавказского региона» и обменявшись «мнениями о нынешней сложной ситуации в российско-грузинских отношениях».

Достаточно подробные сообщения о трехдневном визите Ногаидели поместили практически все крупнейшие российские издания, причем тон публикаций был одинаково сочувствующим «смельчаку-оппозиционеру», не побоявшемуся бросить своей поездкой вызов режиму Саакашвили. Однако замена шила на мыло, как известно, не приводит к принципиально иному результату. Российские государственные деятели лишь напрасно тратят время, общаясь с бывшими соратниками Саакашвили, рьяно поддерживавшими его линию до тех пор, пока их по тем или иным причинам не попросили «на выход».

Не исключение и Зураб Ногаидели, по его словам, «прозревший»… 8 августа 2008 года, когда он, отдыхая на Лазурном берегу, узнал о начале войны в Южной Осетии. До этого действия Саакашвили бывшего премьера вполне устраивали - во всяком случае, не заставляли кидаться в омут политической борьбы. Заявления Ногаидели премьерского периода (то есть всего три-четыре года назад) не оставляют сомнений в его верности курсу Михаила Саакашвили. Не вызывают симпатии и его личные качества: бросающиеся в глаза самовлюбленность и завуалированное хамство.

«Конечно, никаких компенсаций за вывод российских баз российской стороне платить мы не будем, - самодовольно говорил он в апреле 2005 года в интервью «Регнуму». - И затраты по выводу мы оплачивать не будем. Еще раз повторяю: как ввели российские базы - так и выведут».

Представляя «мирный план» Саакашвили по разрешению конфликта в Южной Осетии на заседании Совета ОБСЕ в ноябре 2005 года, Ногаидели особо подчеркивал, что «сохранение статус-кво недопустимо, так как угрожает стабильности всего региона». Ключевым пунктом плана должны были стать «переговоры о статусе Южной Осетии в составе целостной Грузии». «Южной Осетии мы предложим максимальную автономию в рамках территориальнjq целостности Грузии, гораздо большую, чем автономным республикам представлено в России, или где-нибудь еще», - разливался Зураб Ногаидели в эфире «Эха Москвы». То же самое готовилось и для Абхазии.

О реалистичности этих проектов свидетельствуют комментарии тогдашнего грузинского премьера относительно мотивов, которыми якобы руководствуются абхазцы, принимая гражданство РФ. «Сомневаюсь, что реальные абхазцы в Абхазии выбирают российский паспорт из-за того, что они этим кому-то что-то хотят сказать и определяются в сторону России обязательно, - рассуждал Зураб Ногаидели. - В регионе, конечно, невозможно получить никакой другой паспорт, потому что Абхазия никем никогда не будет признана. Поэтому никогда не будет существовать абхазского паспорта» . Российский паспорт, прагматично считал премьер, - это всего лишь возможность «выезжать за территорию конфликтного региона».

Главными задачами правительства в то время Ногаидели называл «в первую очередь восстановление территориальной целостности страны» и регулярный рост доходов населения. Ни того ни другого добиться не удалось. Деятельность грузинского руководства и конкретно г-на Ногаидели как главы правительства потерпела фиаско.

Такая же судьба ждет его нынешние планы по установлению диалога с Россией. Время не прибавило Зурабу Ногаидели ни капли здравомыслия. Его прожекты, как и ранее, крайне далеки от реальности.

«Наши подходы к решению проблемы налаживания диалога народов Грузии заключаются в следующем: прежде всего, мы должны вернуть в Грузию абхазцев и осетин, - заявил Зураб Ногаидели в Москве. - Только через это решение возможно объединение страны». Но «абхазцы и осетины» не собираются возвращаться в Грузию. Предложения Ногаидели, согласно которым нужно «полностью исключить возможность повторения любых боевых действий на территории Грузии» и «восстановить экономические связи внутри страны», выведя из «изоляции» Абхазию и Южную Осетию, беспредметны. «Для начала следует восстановить автобусное и железнодорожное сообщение через абхазскую территорию, обязательно должен быть открыт Сухумский аэропорт, - распространяется бывший премьер-министр. - И первый самолёт должен полететь именно в Тбилиси». Эти мечты настолько нелепы, что поневоле возникает вопрос: здоров ли г-н Ногаидели? О каком «самолете в Тбилиси» он говорит? О том, на котором в последний момент все же успел удрать Эдуард Шеварднадзе в 1993-м?...

Зураб Ногаидели провозглашает намерение начать диалог с Россией без предварительных условий. Конечно, на фоне позиции официального Тбилиси, настаивающего на выполнении четырех пунктов – «Россия должна вывести оккупационные войска из Абхазии и т.н. Южной Осетии, способствовать возвращению беженцев и вхождению международных наблюдателей на территории Абхазии и т.н. Южной Осетии, а также отозвать решение о признании независимости сепаратистских регионов», - это шаг вперед. Но в переговорах в гораздо большей степени нуждается именно Грузия, так что выдвигать те или иные условия в любом случае будет Россия.

Судя по его публичным высказываниям, бывший премьер-министр Грузии относится к лицам, не способным извлекать уроки из прошлого. Иначе чем объяснить все тот же хамский, самоуверенный тон, в котором он говорит о молодых республиках? «Думаю, что и в Сухуми и в Цхинвали прекрасно понимают, что, сколько бы стран ни признали независимость Южной Осетии и Абхазии, главной здесь является позиция Грузии, - уверяет окружающих Зураб Ногаидели. - Вся Латинская Америка может признать независимость Абхазии, но её реальный статус будет решаться на переговорах между Тбилиси и Сухуми». Однако же «ее реальный статус» независимого государства был определен более года назад, и гостю Москвы это прекрасно известно.

Как справедливо замечает Зураб Ногаидели, ни один грузинский политик, который хотя бы заикнется о возможности поступиться принципом «территориальной целостности» Грузии, в обозримом будущем, безусловно, не сможет возглавить эту страну. «И целью моей поездки в Москву является не то, чтобы начать разговоры о признании Южной Осетии и Абхазии, а то, чтобы объединить Грузию», - продолжает он свою мысль. «Целью переговоров должно быть не прагматичное улучшение отношений с Россией из-за каких-то там вековых братских традиций, - формулирует он ту же идею еще раз. - Целью восстановления отношений (с Россией) должно быть только объединение Грузии».

Однако в Москве занимаются realpolitik, а не исполнением болезненных желаний обанкротившегося грузинского истеблишмента. Впрочем, Зураб Ногаидели честно признается, что «конкретных рецептов» у него нет. Разговоры о «народной дипломатии» и прочем на протяжении как минимум ближайших десятилетий останутся только разговорами.

Адекватен ли г-н Ногаидели, высокомерно заявляющий: «Мы не простили Россию, никто не собирается забывать события годичной давности»? Декларированная им цель «объединения Грузии» вызывает, мягко говоря, недоумение. Если рассматривать «проблему» тбилисского гостя, используя формальный критерий, то решать ее, очевидно, следует не в Москве, а в Сухуме и Цхинвале. Впрочем, то, что Зураб Ногаидели осуществляет свою «миссию» не там, а в российской столице, доказывает, что бывший премьер-министр Грузии все же сумел сохранить некоторые остатки здравого смысла: в столицах Абхазии и Южной Осетии разговаривать с ним никто бы не стал. Тем не менее основной постулат Ногаидели не становится от этого более разумным. Зачем России, спасшей осетин от тотального истребления и признавшей независимость РЮО и Абхазии, – акт, обратной силы не имеющий, что неоднократно разъяснялось высшим руководством РФ, - «объединять Грузию»?

Единственной целью Кремля, после «августовской войны» последовательно проводящего в кавказском макрорегионе жесткую, но справедливую политику защиты национальных интересов, может быть лишь скорейшее отстранение от власти безумного Михаила Саакашвили. Но обсуждать этот вопрос с г-ном Ногаидели, вне всякого сомнения, никто в Москве не собирается. Вся бывшая команда Саакашвили мазана одним миром, и делать ставку на любого из этих политбанкротов можно, лишь отрабатывая деньги прогрузинского лобби. Противодействие этому – задача специальных служб.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться