Президент Чили Пиньера, или Прививка от «популизма»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

За 20 лет правления левоцентристского Блока «Согласие» («Concertación») чилийские избиратели наконец-то усвоили, что между словами и делами его руководящей верхушки – дистанция огромного размера. Никаких по-настоящему «левых» инициатив президенты блока – Патрисио Элвин, Эдуардо Фрей, Рикардо Лагос и Мишель Бачелет – предложить электорату за этот немалый срок не смогли. Следуя рекомендациям политтехнологов, они соревновались с правыми на их поле: с энтузиазмом обслуживали неолиберальный капитализм, навязанный стране Пиночетом в 80-е годы.

Разочарование чилийцев достигло критической точки, и вот во втором туре президентских выборов 17 января с.г. они поддержали 60-тилетнего миллиардера Себастьяна Пиньеру, который баллотировался от правого «Альянса во имя Чили», объединившего Партию национального обновления и Независимый демократический союз. В 2006 году Пиньера уже баллотировался на высший государственный пост, но проиграл во втором туре Бачелет.

На этот раз Пиньера получил 52 процента голосов, Эдуардо Фрей - на 4 процента меньше. Начисто лишенный харизмы, «возрастной» Фрей сделал всё возможное, чтобы вернуться в президентский дворец Ла Монеда. Но безуспешно. Многие избиратели, особенно в маргинальных районах, которые прежде автоматически голосовали за кандидатов блока “Согласие”, на этот раз решили наказать “левоцентристов”. Причина понятна: заявленная ими правительственная программа на период до 2014 года практически один к одному дублирует программу “Альянса во имя Чили”.

Предельный прагматизм, явная ориентация на “собственника”, сохранение статус-кво по всем направлениям политической жизни, осуществление социальных программ только в тех “амортизирующих” пределах, чтобы протесты не перерастали в кризисное развитие событий, - именно эти постулаты стабильности и управляемости объединяют политиков Блока “Согласие” и “Альянса”. И ещё лозунг: “Никаких уступок популизму!” Вот что сквозит во всех высказываниях и поступках партийных операторов, обслуживающих правящую чилийскую элиту: они не хотят иметь ничего общего с латиноамериканскими лидерами новой волны, прежде всего с Уго Чавесом. В ходе предвыборной кампании кандидаты постоянно отмежёвывались от венесуэльца. И, кажется, Фрей и его команда совершили серьёзную ошибку, безапеляционно отвергая боливарианские (неосоциалистические) реформы Чавеса, у которого в Чили немало сторонников (хотя это замалчивается в СМИ).

Новый президент приступит к исполнению своих обязанностей 11 марта 2010 года. Может, и в самом деле оправданы надежды электората на то, что успешный финансист и предприниматель Себастьян Пиньера будет лучше управлять страной в условиях глобального экономического кризиса? Тезис о том, что в Чили нет более эффективного менеджера, чем он, прочно внедрён в “народное сознание”. Себастьян Пиньера учился в Гарвардском университете, имеет докторскую степень в области экономики. Журнал «Форбс» неизменно называет его в числе самых богатых людей в мире (его состояние давно перевалило за миллиард долларов). Вся «знаковая» собственность Чили связана с именем Пиньеры: он ключевой акционер авиакомпании «LAN-Chile”, телеканала “Chilevisión”, футбольного клуба “Colo-Colo”. Он умеет делать деньги на грани «законно допустимого» и выходить сухим из воды. Чаще всего вспоминают о банкротстве «Банко де Талька», в котором Пиньера был генеральным управляющим. На операциях подобного рода он и построил свою империю, ловко подстраиваясь к финансово-экономическим воротилам из окружения Пиночета.

С президентским рывком Пиньеры всё встало на свои места. Наконец-то политологи, начитавшиеся статей в жанре «рекламно-магического реализма», перестанут причислять Чили к странам с «левыми правительствами». Клан Пиньера (три брата и бесчисленные родственники) – влиятельная сила в стране, причём связанная не только с пропиночетовскими правыми партиями, но и с проигравшей «левоцентристской» Партией христианской демократии, к которой принадлежит Э. Фрей. Прежде Пиньера не раз (закулисно) приглашал демохристиан сотрудничать, добиваясь ослабления Блока «Согласие». Теперь «процесс пойдёт» активно: лучше быть «во власти», чем за её пределами.

Главным проигравшим на минувших выборах была Социалистическая партия Чили. Все последние годы её руководство подчинялось правилам игры в рамках «неолиберальной политкорректности». Поражение в президентской гонке уже привело к разборкам между партийным аппратом и партийной массой. Партийцы встречают свистом и криками возмущения секретаря Соцпартии Камило Эскалону и близких к нему функционеров. Во многом по их вине борьба за равенство и социальную справедливость в стране стала восприниматься в верхних эшелонах власти как покушение на существующий строй и интересы «собственников».

Левое движение в Чили, загнанное в ловушку бездействия речами неолиберальных реформистов, увязло в мелких дискуссиях. И без того скудные силы «левого фронта» атомизировались, подкупались, заражались неолиберальным прагматизмом. Кто-то из левых перебежчиков договорился до того, что борьба за социализм в Чили и в Латинской Америке «не имеет будущего, что тема социализма не волнует людей». И это в то время, когда капитализм в странах Западного полушария, включая Соединённые Штаты, переживает глубочайший кризис.

Главный редактор чилийского еженедельника «Пунто Финаль» Мануэль Кабьесас Доносо написал об этом: «Чили всё больше уходит вправо, хотя Латинская Америка повернула на путь социалистического строительства, которое проводится правительствами ряда стран. У нашей страны нет мечты, которая бы объединяла, давала силы двигаться к горизонту социальной справедливости. Сегодня с чилийским народом обращаются как со стадом овец, которое смирилось со своей участью. Олигархия милостиво управляет их чувствами и надеждами через средства массовой информации. Нет ни политической воли, ни силы критиковать, преодолевать преграды для достижения подлинной демократии». По мнению Кабьесаса, «Социализм 21-го века» - это главное предложение нашей эпохи. Экономическая интеграция, энергетическая кооперация, Боливарианская альтернатива (ALBA), Южный Банк (Banco del Sur) и т.д. - вот основные составляющие этого социалистического интеграционного проекта, который набирает силу».

И все-таки интерес чилийского электората к «настоящим левым», коммунистам, начинает пробуждаться. Все последние десятилетия коммунистов упорно исключали из политической жизни страны. Но на последних парламентских выборах, впервые после военного переворота 11 сентября 1973 года, коммунисты получили более 6 % голосов - 3 места в парламенте!

На фоне первых признаков левого ренессанса Пиньера собирается доказать, что неолиберальная концепция - не умирающая догма, а руководство к действию («чикагские мальчики наметили стратегию, не более того»). И можно с большой точностью предсказать, чего не будет делать Пиньера. Он не инициирует созыва Конституционной ассамблеи («конституция Пиночета обладает резервом прочности»). Пиньера не намерен корректировать систему частных пенсионных фондов, оставившую без пенсий значительную часть чилийцев, а если будет «модернизировать» развалившиеся государственное здравоохранение и образование, то по неолиберальным (антигуманным) шаблонам. Не предвидится изменений в положении индейского народа мапуче, живущего в условиях фактического апартеида.

Избрание Пиньеры празднуют чилийские военные, хотя не демонстрируют этого публично: появилась весомая надежда на полную амнистию всех тех, кто был причастен к преступлениям пиночетовской диктатуры. В президентское четырёхлетие М. Бачелет расследование преступлений военного режима достигло апогея. В Сантьяго, столице Чили, был открыт Музей памяти жертв военной диктатуры. Выражая сочувствие жертвам, Пиньера тем не менее не раз заявлял, что не видит большого греха в том, что кто-то сотрудничал с Пиночетом: у каждой эпохи есть проблемы, требующие «специфических решений». В преддверии инаугурации Пиньеры его сторонники предсказывают, что он перейдёт от слов к делу и прекратит судебные преследования военных. Не будет он посягать и на раздутые привилегии кадрового состава вооружённых сил, сокращать расходы на приобретение вооружений и т.д.

В Чили Пиньеру считают «человеком с двойным дном», и его «публичный» облик во многом не соответствует «закулисному». Став президентом, свой «комплекс двуликого Януса» он сможет с успехом использовать на международной арене. В качестве президента Пиньера вполне устраивает Соединённые Штаты. Рассекреченные документы ЦРУ свидетельствуют, что покойный отец Пиньеры (который был послом Чили в США) и его старший брат – Хосе, министр в правительстве Пиночета, осуществлявший пенсионную реформу, - были весьма гибкими политиками и, в частности, охотно контактировали с разведкой США, поскольку полагали это «полезным» для страны. Себастьян Пиньера продолжит семейную традицию взаимовыгодного сотрудничества с Вашингтоном и, конечно, будет делать всё, что в его силах, для усиления «правого фронта» в странах Латинской Америки.

Включение Пиньеры в группу дружественных Обаме президентов позволит Вашингтону с ещё большей эффективностью использовать эту команду «образцовых демократов» для нейтрализации «популистских режимов» в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Никарагуа. В команду сейчас входят - Фелипе Кальдерон в Мексике, Порфирио Лобо в Гондурасе, Рикардо Мартинелли в Панаме, Альваро Урибе в Колумбии, Алан Гарсия в Перу. Нужно признать, что Соединённые Штаты добились многого в своей стратегии на «окружение» Чавеса, главного «возмутителя спокойствия» в Латинской Америке.

Администрация США продолжает раскручивать сценарии дестабилизации в «популистских» странах. Задействованы комплексные технологии «ползучих цветных революций» с привлечением «неправительственных организаций». Реализуются целевые пропагандистско-подрывные программы. Достигнута высокая координация спецслужб США в регионе. Создаются предпосылки для вооружённых провокаций. Можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее усиление натиска США на «популистов» по схеме, использованной в Гондурасе.

Чилийское руководство и раньше занимало, мягко говоря, не слишком лояльную позицию в отношении Венесуэлы и её союзников. Так что Пиньера получил неплохой шанс отличиться на поприще борьбы с «популизмом».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться