Антикурдские волнения, охватившие 2 февраля небольшой шахтёрский городок Кок-Янгак в Джалал-Абадской области Киргизии, едва не вылились в крупный межэтнический конфликт с человеческими жертвами. Причиной конфликта стало изнасилование местным жителем, курдом по национальности, 8-летней киргизской девочки. Наученные горьким опытом предыдущих межэтнических конфликтов, власти Киргизии блокировали курдский квартал силами милиции, что в сочетании с разъяснительной работой среди населения пока позволило снизить напряженность.
По словам начальника городского отдела милиции Кок-Янгака Марата Масыркулова, которые приводит киргизское информационное агентство «24kg», преступление было совершено еще 20 января. Будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, 19-летний местный житель, курд, сбросил восьмилетнюю девочку с трехметрового моста, а затем изнасиловал ее. Преступник был задержан минут через 40 после совершения преступления, помещен в следственный изолятор и к настоящему времени уже дал признательные показания. Однако жестокость преступления возмутила киргизское население Кок-Янгака, среди которого стали распространяться призывы к погромам проживающих в городе курдов.
По информации «Голоса Свободы», около 400 местных жителей – киргизов - собрались, чтобы устроить погромы курдского квартала ещё вечером в день преступления, но их остановили силы УВД Джалал-Абадской области. 2 февраля на собрании жителей города, состоявшемся по инициативе областной администрации, был выдвинут ультиматум с категорическим требованием выселить из города всех курдов. Это требование поддержал отец пострадавшей девочки, заявивший, что не хочет повторения подобного с другой своей дочерью. Ещё одним требованием жителей города является открытый суд над преступником, который уже был осужден в 2007 г. Сузакским районным судом за аналогичное преступление на шесть лет лишения свободы, но впоследствии областной суд смягчил ему наказание до двух лет.
О накале страстей говорит тот факт, что участники собрания, как сообщал сразу прибывший на место корреспондент «Голоса Свободы», выкрикивали лозунги с требованием смерти преступника. По словам бабушки пострадавшей девочки, к ней каждый вечер приходят люди и предлагают его убить, но она не хочет, чтобы кто-то из-за этого сел в тюрьму. Из 90 семей курдов, проживающих в Кок-Янгаке, три семьи, по информации губернатора Джалал-Абадской области Кошбая Масирова, уже добровольно покинули город. Другие в случае переселения требуют предоставить им статус беженцев. Поскольку ситуация остается напряжённой, курдский квартал круглосуточно охраняет милиция.
Опасения властей становятся понятны, если учесть, что аналогичный конфликт, произошедший в расположенном недалеко от Бишкека селении Петровка, имел куда более серьёзные последствия. В апреле 2009 г. проживавшего здесь 22-летнего курда обвинили в изнасиловании 4-летней русской девочки. Местным властям удалось сбить волну возмущения обещаниями справедливого суда, но суд так и не состоялся. 26 апреля жители Петровки собрались на сельский сход, на котором постановили в течение 24 часов выселить всех проживающих в селе курдов (около 500 чел.). После этого киргизы, русские и карачаевцы начали громить дома и машины курдов. Несколько человек были жестоко избиты, сожжён один автомобиль. Беспорядки удалось остановить лишь крупными силами милиции.
27 апреля сход аксакалов выдвинул главе района Кубанычбеку Сыйданову ультиматум с требованием выселить все проживающие в селении 110 семей курдов. Во второй половине дня жители Петровки, требуя освобождения задержанных в ходе подавления беспорядков односельчан, блокировали движение по критически важной для Киргизии трассе Бишкек – Ош, которая вскоре была разблокирована милицией. В тот же день из Петровки начался массовый исход курдов, большинство которых к вечеру покинуло село. Всего в ходе беспорядков были задержаны 84 человека, 53 были привлечены к административной ответственности, 13 получили предупреждения. Несколько человек получили ножевые, а два – огнестрельные ранения. В ходе последовавшего административного разбирательства в отставку было отправлено все руководство Московского района, на территории которого расположена Петровка - глава районной администрации, начальник отдела внутренних дел и прокурор.
В октябре-ноябре 2007 г. аналогичный конфликт между курдами и казахами произошел в селе Маятас Толебийского района Южно-Казахстанской области. Поводом для беспорядков опять-таки стало изнасилование – на этот раз 4-х летнего мальчика-казаха 16-летним курдом. Проживающие в Маятасе и соседних селениях казахи устроили курдские погромы, которые продолжались три дня. В Маятасе были полностью сожжены 4 курдских дома. До 90% жителей села, населённого преимущественно курдами, покинули свои дома и перебрались в областной центр. Выступления против курдов проходили также в Сайрамском и Байдибекском районах Южно-Казахстанской области. Для предотвращения столкновений было задействовано до 500 человек личного состава полиции, прокуратуры и Комитета национальной безопасности Казахстана, трое полицейских получили ранения. В общей сложности было задержано 18 предполагаемых участников погромов, в отношении 7 возбуждены уголовные дела.
Ухудшились в последние годы отношения киргизов с другими этническими диаспорами. В феврале 2006 г. произошел конфликт между киргизской и дунганской молодёжью селения Искра Чуйской области, который также вылился в требования выселить всех дунган. Попытка уладить конфликт путем переговоров оказалась безуспешной. В ходе погромов было сожжено несколько принадлежащих дунганам домов, а многие дунганские семьи были вынуждены уехать из села. Для расследования беспорядков была создана правительственная комиссия. В целях предотвращения дальнейших столкновений село круглосуточно патрулировалось ОМОНом.
Серия похожих межэтнических конфликтов в 2006-2007 гг. прокатилась по Казахстану. В августе 2006 г. произошли антикавказские выступления и погромы в Актау. В октябре 2006 г. на Тенгизском нефтяном месторождении вспыхнула массовая драка казахских и турецких рабочих, которая, по неофициальным данным, сопровождалась человеческими жертвами. В ноябре 2006 г. произошли столкновения казахов и уйгуров в селении Шелек Алма-Атинской области, в одном из которых с обеих сторон участвовало до 300 человек. В марте 2007 г. в Алма-Атинской области вспыхнул конфликт между казахами и чеченцами, в ходе которого погибло несколько человек, были сожжены принадлежавшие чеченцами дома и магазины.
Во всех межэтнических столкновениях последних лет в Казахстане и Киргизии, где замешаны курды, обращает на себя внимание схожий механизм конфликта, всегда протекающего по одной и той же схеме. В Кок-Янгаке «схема» пока не «доработана» исключительно благодаря оперативному вмешательству властей, вовремя использовавших силу и одновременно прибегнувших к переговорам. Однако ситуация в городе крайне напряжен и при наличии дополнительных раздражающих факторов вполне может выйти из-под контроля.
Этнические диаспоры Центральной Азии превращаются в конфликтогенный фактор, наличие которого, при умелых действиях извне, грозит создать «управляемый хаос» в соседнем с Россией регионе. По той же схеме летом 2009 года развёртывались трагические события в Синьцзяне…