Оценивая визит Виктора Януковича в Россию, Александр Рар заявил 9 марта «Российской газете», что надежды Москвы «в полной мере… не оправдались». В какой мере они всё же оправдались, Рар не уточнил, а сами «надежды» охарактеризовал так: официальный отказ Украины от вступления в НАТО, приглашение «Газпрома» в газовый консорциум с участием России, Украины и ЕС, согласие Киева на продление сроков пребывания Черноморского флота России в Крыму после 2017 года, подтверждение газовых договоренностей, заключенных в Москве предыдущим правительством Украины, признание за русским языком статуса второго государственного. И кроме этого - «надежды на среднесрочное вступление Украины в Таможенный союз и затем в единое экономическое пространство», зафиксированные в соглашениях РФ - Украина в 2004 году, но сорванные оранжевой революцией.
Я не буду следовать примеру Александра Рара, который смешал разнородные приоритеты, не сказав ничего по существу о надеждах особого рода, воодушевляющих многих в России и соседних с ней странах. Я имею в виду подписанное президентами России, Беларуси и Казахстана соглашение от 27 ноября 2009 года о создании Таможенного союза и слова В.Путина, сказанные В.Януковичу при их встрече в Москве 5 марта: «Вступайте в Таможенный союз».
27 ноября 2009 года Решением Межгосударственного совета Евро-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЕС), в которое входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, главы государств и правительств «пятёрки» утвердили единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и единый таможенный тариф Таможенного союза (договорный пакет из 37 документов, составляющий правовую базу Таможенного союза, был полностью сформирован ещё раньше, в декабре 2008 года).
1 декабря 2009 года Президент РФ Д.Медведев подписал три федеральных закона, регулирующих соответственно порядок применения тарифных льгот при ввозе товаров на единую таможенную территорию в случаях, не предусмотренных Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; установление тарифных квот при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Таможенного союза сельскохозяйственных товаров; условия и порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт или импорт отдельных видов товаров при торговле с третьими странами в рамках единой таможенной территории ЕврАзЭС.
1 января 2010 года начала действовать единая товарная номенклатура Таможенного союза.
14 февраля вступило в силу постановление правительства РФ "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", облегчившее работу предпринимателей.
19 февраля, как сообщало агентство ИТАР-ТАСС, Д.Медведев поручил Федеральной таможенной службе Российской Федерации проработать вопрос о возможности подключения Украины к процессу формирования Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии.
5 марта вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил о не исключённом переходе России, Белоруссии и Казахстана к 2012 году на единую региональную резервную валюту (последовательность этапов «свободная торговая зона - таможенный союз - единое экономическое пространство - валютный союз», через которые проходили ЕС и другие региональные экономические объединения, эксперты расценивают как классику современной экономической интеграции).
Означает ли такой темп реализации решений, на протяжении более полутора десятков лет разрабатывавшихся, обсуждавшихся, принимавшихся и неизменно задвигавшихся в «долгий ящик», наличие чётко ориентированной политической воли, к видимым проявлениям которой за долгие годы отвыкли? Покажет время
Ведь история попыток создания в Евразии нового торгово-экономического объединения с единой таможенной территорией и общим таможенным тарифом насчитывает много лет. Уже были на пути «постсоветской» экономической интеграции Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, соглашения о Таможенном союзе 1995 года, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, утвердив 27 ноября 2010 года Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс трёх стран, отозвались о новом важном шаге на пути евро-азиатской экономической интеграции единодушно высоко. Такое единство мнений трёх государственных лидеров, у которых по другим вопросам есть и разные точки зрения, и противоречия, понятно: «Впервые на просторах Евразии образовывается единое таможенное пространство с одним таможенным оформлением, протянувшееся через 11 часовых поясов, – говорит российский эксперт Юрий Солозобов. - Это пространство является естественным сухопутным мостом между двумя гигантскими центрами силы - между Евросоюзом, ставшим после ратификации Лиссабонского договора пятисотмиллионной сверхдержавой, и полуторамиллиардным Китаем, являющимся мировой фабрикой».
Для государств, которые в перспективе ближайших 5-10 лет не хотят быть раздавлены между молотом и наковальней «двух гигантских центров силы», альтернативы торгово-экономическому объединению по существу нет.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса такое объединение, облегчающее торговлю между странами-соседями, принадлежащими к общей исторической традиции, сохранившими много общего в способах хозяйствования, даёт бесспорные конкурентные преимущества. Как говорит Н.Назарбаев (и это подтверждается расчётами российских экономических ведомств), Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану через 5 лет получить прирост ВВП в 15%.
Что означают перспективы Таможенного союза, двери которого перед Украиной открыты, для неё самой? Ответить на вопрос предстоит новому президенту, новому правительству, украинскому обществу в целом. Борьба предстоит острая, и здесь словами о том, что Украина с её «европейской идентичностью» должна служить «мостом» между Западом и Востоком или вступать в Таможенный союз «на условиях ВТО», не обойдёшься. «Ситуация, - как заметил В.Путин В.Януковичу, - сложная и в мировой экономике в целом, и в нашей экономике непростая, и в украинской экономике. За предыдущий год у нас, можно сказать, рухнул товарооборот - сократился на 40%, до 22,9 млрд. долларов. А между тем кооперация у нас остается очень существенная и значимая и самым серьезным образом влияет на экономическое состояние и в Украине, и в России».
Конкретные вопросы, возникающие в «непростой ситуации», очень скоро потребуют конкретных ответов.