В отношении России миссия Ватикана остаётся неизменной на протяжении веков. Она нацелена на изменение основ русского духовного строя, на размывание вековых мировоззренческих принципов, сформированных православной верой. В самые трагические моменты русской истории, когда под вопросом стояло не только сохранение государственной независимости, но и выживание русских как народа и сохранение нашего самосознания, Ватикан направлял все свои силы на то, чтобы заменить собой Православную Церковь. Это особенно явно проявилось в годы революции и гражданской войны, когда католики откровенно признали, что «большевизм даёт возможность обращения в католичество России» и что православие «созрело, чтобы упасть в руки Рима».
Сегодня мы переживаем такой же исторический перелом. Цели Ватикана не изменились, изменилась лишь его тактика. Сегодня католицизм пытается предстать в образе «духовной сестры» православия, помогающей бороться с безбожным атеизмом и бездуховностью. И это - тогда, когда отступление католицизма от христианского учения, ставшее главной причиной дехристианизации Запада, достигло своего предела.
Главным проявлением той обновленческой политики, которую католицизм проводит со времён Второго Ватиканского собора (1962-1965), стало его идейное сближение с талмудическим иудаизмом. Начало этому было положено принятием декларации Nostra Aetate, сформулировавшей противоречащее христианству положение о сохранении непреложным призвания иудеев и утвердившей тем самым духовное родство последних с христианами.1 Однако если для католиков «диалог» с иудаизмом означал начало примирения, то для последнего речь идёт о хорошо продуманной стратегии пересмотра основополагающих положений христианского учения.
Разработана эта стратегия была после Второй мировой войны, и на острие её тезис о том, что христианство содержит в себе «учение презрения» по отношению к иудеям, что, дескать, является главной причиной светского антисемитизма нового времени. А это учение в свою очередь связывается с принципиальным христианским положением о лишении Израиля обетования и благодати, которое иудейские богословы называют «вытеснением» Израиля Церковью и считают самым опасным. Отсюда и утверждение о том, что холокост надо рассматривать как «кульминацию многовековых гонений именно со стороны христиан» и что христианское учение нуждается в фундаментальном «очищении». Процесс «очищения» должен пройти три этапа: 1)признание своих ошибок (исповедь); 2)обращение к другому поведению (покаяние); 3)исправление (искупление).
Первый этап «очищения» католицизм уже прошёл, создав новую теологию иудейско-католических отношений. Приравняв ветхозаветную религию к современному иудаизму, новая католическая теология стала вести дело к сближению принципиально разных религиозных воззрений и этических норм, а фактически - к отказу от Нового Завета. Она признала сохранение избранничества иудеев, являющихся «старшими братьями» христиан, веру в единого с ними Бога и такое толкование и прочтение Библии, которое допускается иудаизмом. Из официальных католических документов были изъяты любые упоминания об убийстве иудеями Христа, были внесены изменения в литургические тексты, имеющие антииудейскую направленность. Однако самыми показательными жестами стало посещение Иоанном Павлом II, а затем Бенедиктом ХVI синагог и их молитвенное общение с раввинами, что является открытым нарушением церковных канонов. В настоящее время католицизм переходит ко второму этапу «очищения», предполагающему введение «учения уважения» в церковный катехизис и дидактические тексты в целях формирования поколения «по-новому» мыслящих католических богословов. Эту задачу и решает Бенедикт ХVI. Недавний скандал вокруг епископа Вильямсона показал, кто и как управляет Римским папой.2
Ныне любой активный «диалог» Православия с католицизмом делается прелюдией к «диалогу» с иудаизмом, для которого единственно приемлемое христианство – это христианство без Христа Сына Божия. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, а экспериментальным полем выбрана Белоруссия. Экспансия католицизма в эту страну происходит под знаком требований большей «открытости» белорусского общества.
В настоящее время к католикам причисляет себя около 14% населения Белоруссии, однако реальное идейно-политическое влияние Ватикана в этой стране намного больше. Католики в Белоруссии не только ведут широкую благотворительную деятельность, но и создают политические партии, различные профессиональные и другие общественные организации, внедряясь в первую очередь в молодежную и интеллигентскую среду. Здесь они, главным образом, делают упор на поддержку рыцарских орденов, имеющих откровенно прозападную направленность.3
Нынешний митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич в октябре 2009 г. был посвящён в рыцари Мальтийского ордена с титулом почётного конвентуального капеллана. Проводивший церемонию вручения посол ордена в Белоруссии П.Ф. фон Фурхерр отметил, что страна стала «местом встречи между Востоком и Западом, землёй, где великие христианские церкви – католическая и православная – братски сосуществуют и сотрудничают», и выразил надежду, что в Минск в 2010 г. приедет папа Бенедикт ХVI.4
Белорусское руководство, ранее отдававшее предпочтение Русской Православной Церкви перед другими конфессиями, стало проводить новый курс, утверждая, что Белоруссия является государством исконно многоконфессиональным, в котором к традиционным религиям относятся православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам. В духе «нового подхода» укреплению авторитета католических кругов стало уделяться в Белоруссии особое внимание, что выразилось, в первую очередь, в поддержке Гродненской и Пинской духовных семинарий Римо-католической церкви. Официальный Минск предписывает уделять постоянное внимание взаимодействию с католическими организациями в сфере духовно-нравственного воспитания общества и расширения их участия в социальной жизни страны.5 Всё это привело к активизации католического прозелитизма в сфере образования, что особенно заметно проявляется в деятельности Института теологии Белорусского государственного университета и Фонда св. Мефодия и Кирилла, ставших опорным центром филокатоликов.
Свидетельством того, что Ватикан по достоинству оценил «новый подход» белорусского руководства, стал в апреле 2009 г. приём папой Римским президента А.Г.Лукашенко. Это был первый официальный визит лидера Белоруссии в Европу с 1995 г., когда в европейских столицах его занесли в «чёрный список». Состоявшиеся тогда же встречи А.Г.Лукашенко с главой Мальтийского ордена М.Фестингом, президетом С.Берлускони и министром иностранных дел Италии Ф.Фраттини явно подчеркнули, что Ватикан стал рассматриваться едва ли не главным партнёром Белоруссии в деле налаживания отношений с Европой. В свою очередь Белоруссия рассматривается папой как «место встреч основных христианских религий» - именно на белорусской земле А.Г.Лукашенко предложил осуществить встречу папы и Московского Патриарха. Как подчеркивалось в белорусских СМИ, тем самым А.Г.Лукашенко решал проблему своей «репутации и легитимизации режима, а Ватикан – укрепления своих позиций в Белоруссии».6
В настоящее время эти позиции настолько укрепились, что и в Белоруссии заговорили о христианско-иудейском сближении. В ноябре 2009 г. в Минске произошло уникальное событие – состоялась международная научная конференция «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса», в рамках которой впервые в истории Белоруссии на канонической территории Русской Православной Церкви встретились полномочные представители христианских и иудейских общин при участии знаковых европейских, израильских и белорусских экспертов. Главную поддержку в организации конференции оказали представители Ватикана, свидетельством чему стало участие в ней кардинала Вальтера Каспера. Характерная деталь: среди участников круглого стола, завершавшего конференцию в Минске, был только один православный священник, зато - три раввина, несколько глав иудейских общин и пять католических священников.
Как откровенно заметил белорусский обозреватель А.Шуман, «возникает ощущение, что белорусское православие, оставаясь частью РПЦ, становится тем не менее более европейским, либеральным, если сравнивать его, скажем, с православием московских кругов или Санкт-Петербурга».7
Плоды такой либерализации дали знать о себе немедленно. Уже в феврале 2010 года в Белоруссию прибыла Ариелль де Ротшильд, управляющий директор банковской группы Rothschild, которой была предложена роль консультанта при проведении в республике приватизации. А.Лукашенко предложил госпоже Ротшильд принять участие в приватизации от пяти до семи государственных предприятий. А 29 марта А. Лукашенко провёл встречу с представителями ряда крупных американских корпораций – «Ханивелл», «Майкрософт», «АрвинМеритор», «Ю-ЭС Интернэшнл Трейдинг Корпорейшн», «ЕРС-Инжиниринг», в ходе которой заявил, что американским инвесторам в Белоруссии будут предоставлены «самые благоприятные условия» и что американский бизнес мог бы способствовать улучшению отношений между Белоруссией и официальным Вашингтоном.
Историки ещё давно подметили, что традиционная схема западной экспансии включает три этапа: сначала идут миссионеры, затем торговцы, после них - солдаты. В наше время это происходит одновременно. Роль Ватикана как проводника идеи глобального мирового порядка обнаруживает себя всё более заметно.
_______________________
1См. Четверикова О. Католическая церковь в «диалоге» с иудаизмом: история отступничества //http://www.rusk.ru/analitika/2010/02/20/katolicheskaya_cerkov_v_dialoge…
2http://www.rusk.ru/news_rl/2010/01/18/diakon_vladimir_vasilik_chuvstvue…
3Православная Церковь и религиозная обстановка в современной Белоруссии // Материк. 12.12.2009 //http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=8117&SECTION_ID=5
4http://bdg.by/pnews/5375.html
5Православная Церковь и религиозная обстановка в современной Белоруссии // Материк. 12.12.2009 //http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=8117&SECTION_ID=5
6http://www.ng.ru/cis/2009-04-28/5_lukashenko.html
7Шуман А. Возможен ли в Беларуси диалог между христианами и иудеями? http://churchby.info/bel/407/