Вердикт Международного суда ООН, признавшего соответствующей международному праву декларацию независимости сербского края Косово, получил закономерное продолжение. Действуя по поговорке «куй железо, пока горячо», Запад развернул наступление на боснийскую Республику Сербскую, чтобы развить успех и на этом направлении своей антисербской стратегии. Стремясь упредить возможность повторения боснийскими сербами косовского сценария самоопределения, Европейский союз при активном участии Кэтрин Эштон, заместителя председателя Евросовета, ведающей внешней политикой ЕС, разработал план фактической оккупации Боснии и Герцеговины, аннулирования положений Дейтонского мирного соглашения 1995 года и пересмотра мандата ООН. Речь идет о введении в этой бывшей югославской республике поста спецпредставителя баронессы Эштон с полномочиями, которые выходят далеко за рамки даже нынешних широких полномочий Высокого представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине. Предусматривается, в частности, право будущего представителя ЕС в Сараево объявлять запрет на передвижения любых законно избранных боснийских руководителей и замораживать их банковские авуары.
Как стало известно британской газете «Дейли телеграф» (опубликовавшей статью под характерным заголовком «Баронесса Эштон стремится взять под контроль Боснию»), на днях министрам иностранных дел 27 стран-членов ЕС был представлен конфиденциальный доклад о необходимости создать к осени в Сараево офис спецпредставителя Евросоюза, подчиняющегося лично Кэтрин Эштон. Известна уже и наиболее вероятная кандидатура на данный пост. Это лорд Пэдди Эшдаун, служивший Высоким представителем международного сообщества в Боснии и Герцеговине в 2002-2006 годах и получивший красноречивое прозвище «европейский раджа».
Главной задачей деятельности эмиссара ЕС в Сараево станет форсированное «продавливание» конституционной реформы в Боснии и Герцеговине, которая, как справедливо признает даже «Дейли телеграф», заключается в «укреплении мультиэтнического федеративного государства, в основном контролируемого мусульманами и хорватами, за счет Республики Сербской, правительства боснийских сербов». [1] А в случае если сербы попытаются и дальше противиться урезанию их полномочий и «к примеру, поставят под угрозу фундаментальные государственные основы Боснии и Герцеговины», - спецпредставитель «сможет рекомендовать» Кэтрин Эштон «наложить запрет на поездки и/или заморозить активы в ЕС», - говорится в докладе, подготовленном лично баронессой.
В частных беседах с корреспондентом «Дейли телеграф» чиновники Евросоюза подтвердили, что вышеуказанные меры предполагается использовать, прежде всего, против премьер-министра боснийской Республики Сербской Милорада Додика, которому, по словам одного из высокопоставленных европейских дипломатов, уже уготована роль «несчастного кролика».
Что характерно, именно боснийские сербы и лично Милорад Додик являются главными поборниками «фундаментальных государственных основ Боснии и Герцеговины», под которыми принято понимать Дейтонское мирное соглашение, гарантирующее существование Республики Сербской как одного из двух государственных энтитетов. Однако эта «неувязочка» не смущает ни саму баронессу Эштон, ни других европейских чиновников, для которых ликвидация сербской государственности важнее соблюдения ими же одобренных международных соглашений.
Чрезвычайно показательно появление на страницах ведущей сараевской газеты «Дневни аваз» за несколько дней до представления министрам иностранных дел государств-членов Евросоюза доклада баронессы Эштон статьи, в которой раскрывается подлинный смысл ужесточения давления Брюсселя на Баня-Луку. И он заключается отнюдь не в выполнении условий для интеграции Боснии и Герцеговины в Европейский союз (о чем не перестают твердить европейские чиновники), а в геополитическом противодействии России на Балканах. Со ссылкой на «хорошо осведомленные дипломатические источники» газета утверждает, что Милорад Додик «по указанию Москвы развернул интенсивную деятельность, направленную на блокирование расширения НАТО в направлении Боснии и Герцеговины». [2] Известное своей промусульманской направленностью издание утверждает, что Додик якобы вынужден «отрабатывать безграничную поддержку, которую Москва оказывает ему и Республике Сербской». Подобные заявления, очевидно, должны оправдать в глазах европейцев усилия Евросоюза по политической ликвидации Додика.
Сразу же после появления статьи в «Дейли телеграф» в Брюсселе поспешили с опровержениями. Пресс-секретарь Кэтрин Эштон Майя Ковачевич заявила, что у ее начальницы «нет тайного плана». Однако, по ее словам, ситуация в Боснии и Герцеговине действительно обсуждалась в конце июля на заседании Совета по внешней политике Евросоюза, и «эти дебаты будут продолжены осенью в рамках ревизии внешней политики и создания Службы внешнеполитических действий».
Создаваемая Служба внешнеполитических действий ЕС должна стать ядром активности Евросоюза далеко за пределами его географической сферы ответственности. Начало работы Службы - 1 декабря, а к сентябрю будут определены кандидатуры 30-ти спецпредставителей Брюсселя во всех стратегически важных районах мира – от Бразилии, Китая, Южной Кореи и Японии до Боснии и Герцеговины, Грузии и Афганистана. Возможна институционализация деятельности представительств ЕС в Македонии, Молдавии, на Ближнем Востоке, в Закавказье (где эмиссар Евросоюза занимается, в частности, нагорно-карабахской проблемой). Источники в Брюсселе подчеркивают, что окончательное решение по перечню будущих миссий еще только будет принято Кэтрин Эштон предстоящей осенью.
Очевидно одно. Если данная Служба и ее спецпредставители будут придерживаться таких же подходов и решать такие же задачи, какие определены для будущего главы миссии в Боснии и Герцеговине, игнорируя существующие международные соглашения, суверенитет национальных государств и мандат ООН, на карте мира быстро проявятся новые тенденции. И России они благоприятствовать не будут.
________________
[1] The Daily Telegraph, 2010, 28 July.
[2] Dnevni Avaz, 2010, 15 jul.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».