На Украине прошли выборы в местные органы власти 2010 года. Их результаты кто-то толкует как экзамен нынешней власти на демократию, кто по степени доверия к Партии регионов сверяет популярность президента Януковича, есть и те, кто за пикетами, протестами и т.п. видят надвигающееся переформатирование украинского политикума. С обвинениями в адрес Партии регионов выступил не только «демократический» Запад, все виды оппозиций, от «миловидной» до «обезображенной интеллектом», но и ее парламентские союзники. На родине президента в Донецке перед выборами даже выдвинули требование: "Отдайте Донецк людям!"
Такое впечатление, что Украине грозит не переформатирование, а деформация. На смену простых административных пристрастий пришла новая украинская беда: агрессивная политизированность, которая расцвела в посткучмовский период на уровне региональных руководителей. Становится крайне уродливой и перекрестная критика виновных в коррупции, воровстве, безработице и упадке морали. И даже упоминание о пресловутом транспортном сборе лишает любого водителя равновесия, указывая, по его словам, не столько на системные деформации на дорогах, сколько в органах власти.
Социологические замеры еще октябрьских предвыборных настроений не намного отличаются от показателей послевыборного эксит-полла общеукраинского уровня. Однако, как говорится, зачастую дьявол кроется именно в деталях. Произошли существенные, а кое-где и кардинальные трансформации. Если прогнозы социологов по выборам в местные органы власти сравнить с показателями опросов на избирательных участках после голосования, то от политической романтики у многих не осталось и следа: за Партию регионов было 43,7% (стало 36,2%) избирателей, за БЮТ - 13,1 (13,1), за "Сильную Украину" - 10,3% (4,3%), за "Фронт перемен" - 6,8% (6,8%), за КПУ - 5,2% (5,9%), "Свобода" - 4,4% (5,1%), УДАР - 3%.
Результаты указывают на снижение лидерского потенциала Партии регионов, провал надежд «силовиков», интригу вокруг компартии и сюрприз от фашиствующей "Свободы". Задуманной вертикали власти не получилось. На западной Украине теперь своя вертикаль и своя «управляемая демократия» - деформат. Ключевое значение этого события мы осознаем на парламентских выборах 2011 или 2012 года, поскольку именно «Свобода» может не только оказать давление на власть в Украине, но и определить характер антипрезидентского большинства.
Фашисты закрепились на Западной Украине
Партия бандеровцев Тягнибока подтвердила свои лидерские претензии на западе Украины. По результатам эксит-полла кандидатов от партии "Свобода" во Львовский, Тернопольский и Ивано-Франковский горсоветы поддержали более 30% избирателей. В областные советы Галиции результат лишь немного ниже. Фашисты переходят в наступление по всему фронту. На Волыни "Свобода" демонстрирует 10,9%, в Виннице - 8,95%, Ровно - 8,5%, Киевская обл. - 7,6%, Хмельницкий - 5,6% Черкассы - 2,5%. Как и в Отечественную войну нацисты рвутся на Восток страны через «слабое звено» - Киевщину.
Переформатирование оппозиционных сил при организационном усилении праворадикального крыла накануне парламентских выборов столкнет нынешнюю власть с системными проблемами не только городов, районов, областей, но и социокультурными дилеммами - языковыми, региональными, религиозными. Напрасно огорчаются те, кому результат «Свободы» в Центре или на Юго-Востоке Украины показался скромным.
На самом деле фашисты, крепко обуздав западные регионы, еще в нескольких западных областях заняв второе место и подняв общий рейтинг по Украине до угрожающего, - отправляют на свалку истории не только петлюровцев, бандеровцев, «народные» Рухи, но и «оранжевых» вместе с их гламурными вождями.
«Фронт», «нашисты» и «бютовцы» - новый союз?
Лидерство «Батькивщины» в Волынской (32 %)и Ровенской (25 %) областях и там, где она сумела занять второе место, и даже там, где ей пришлось пропустить вперед еще и «Фронт» Арсения Яценюка, - уже давно не сенсация украинских выборов. Сюрприз в том, что практически во всех городах Юго-Востока, будь то Харьков или Одесса, Юлия Тимошенко свои позиции сдавала не противнику – Партии регионов, а своим нынешним и будущим, в недалеком времени, союзникам.
Падение рейтинга Ю.Тимошенко по Украине до 13 % подчеркивает не столько факт утраты популярности ею лично, сколько той идеологии, которой она пользовалась. Идеологическая переориентация для такого профессионала – плевое дело. И игроком командным (правда неблагодарным) она умеет быть – доказала в союзе как с П.Лазаренко, так и с В.Ющенко.
Процветавшее при оранжевых рейдерство объявлено новшеством. Захват партий-конкурентов – «новая для Украины политтехнология». Она заключается в том, чтобы, организовав раскол в областном отделении партии, через Минюст отдать полномочия и контроль над ячейкой лояльной к власти фракции. В этом году технология была повернута против партии «Батькивщина», раньше власть с успехом применяла её против партии Русско-украинский Союз (РУСЬ), Партии Славянского единства и Гражданского конгресса Украины.
Но даже в этих условиях результаты «Батькивщины» по Черниговской области (23,6%), Черкасской (20,8%), Хмельницкой (19%), Кировоградской (17,3%), Ивано-Франковской (15,1%), Закарпатской (10,6%) и даже Киевской (8,4%) – при выявленном «Батькивщиной» избыточном количестве готовых экземпляров бюллетеней – не дают ответ на вопрос: в каком направлении и как будет двигаться Украина в ближайшее время?
Ноумен Тигипко и феномен Яценюк
Результаты, полученные «Сильной Украиной», можно назвать совсем слабыми. Лишь имя светится высшими целями. Наверное, потому, что С.Тигипко предсказывали радужные перспективы на уровне 12-15 %, а получил он в три раза меньше. Зато феноменологическое превосходство тактики и стратегии на примере удачной избирательной кампании показал Арсений Яценюк. Штыки, пушки, окопы и черно-белые редуты во «Фронте перемен» сгинули в лету, а каверзы украинского национализма и замысловатые мудрености украинского юриста уступили место накату технократической деловитости.
Смена имиджа, идеологии и спонсоров дало «Фронту» неплохой результат и задел на будущее. Причем А.Яценюк - это второй («против всех» - все же первый) относительно устойчивый кандидат (от 4 до 10 %), который нашел себе общеукраинский контекст и поддержку, хотя и небольшую, во всех регионах Украины.
Такое ощущение, что Украина раскололась не пополам, а рассыпалась на мелкие части.
Региональные проекты имели некоторый успех: ЕЦ (27,4%) и "Партия Венгров" (2,1%) в Закарпатской области, «Наша Украина» (8,1%) в Ровенской, УДАР (7,2%) в Киевской, «Народная партия» (4,6%) в Хмельницкой, «Гражданская солидарность» (3,8%) в Черниговской и СПУ (3,2%) в Черкасской областях.
По выборам в горсоветы сюрприз преподнесли: «Совесть Украины» (31,4%) в Виннице, «Родина» (13,5%) в Одессе,«Третья сила» (6,7%) в Ивано-Франковске, «За Украину» (5,12%) в Тернополе, Республиканская христианская партия (5,31%) во Львове.
Лидер - ПР
Партия регионов стала в Центре более значимой, немного продвинулась на Запад Украины, но, похоже, это было не продвижение, а передвижение. А от перестановки слагаемых сумма как минимум не увеличивается.
Конечно, результат в Киевской (23%) и Черкасской областях (27,2%) говорит сам за себя: политико-административная элита может, если хочет, создавать для ПР условия лидерства в регионе. Те же тенденции прослеживаются в Кировоградской (40,9%), Закарпатской (25,9%), Хмельницкой (21,7%), Черниговской (20,3%), Ровенской (15,9%), Волынской (15,6) и Ивано-Франковской областях (5,9%).
Чего не скажешь о ситуации в Харькове, Запорожье, Симферополе. Здесь политические элиты на регионалов, похоже, уже не ориентируются, народ голосует ногами. Явка на выборы едва продвигалась к планке 40%, а кроме того, шло массовое голосование «против всех». 7% против - это четвертый по весу и первый по значимости результат, демонстрирующий не только рост социального напряжения в обществе, но и пути роста социальной базы украинских радикалов.
В этих регионах ищут свою альтернативную регионалам силу, их надежд осторожный С.Тигипко не оправдал, поэтому на украинском юге снова попытается пригреться оппозиция, делегированная с запада. Тот же М.Волынец так освоился в «Батькивщине», что бывшие его шахтерские сподвижники наверняка жалеют, что сейчас их профсоюзы не в «силе».
Наибольшую поддержку Партия регионов получила в родной Донецкой области – 60,7 %, хотя в самом Донецком регионе прежние 80% уже кажутся заоблачными. Например, рядом, в Луганске, ПР серьезно потеснили коммунисты, набрав почти 24 %. Одни говорят об «оттоке электората» от ПР к КПУ, другие – о недовольстве элит назойливым патронажем соседних «донецких», третьи – что больше всего долгов по зарплате скопилось в Крыму и Донбассе (около 1 млрд. гривен).
Но кто аутсайдер?
Дали ли местные выборы ответ на вопрос: в каком направлении и как будет двигаться Украина в ближайшее время? Явка избирателей на местных выборах стала самой низкой за всю историю выборов в Украине, едва достигнув 50%. На фоне апатии населения контрастом выглядело ожесточенное политическое противостояние элит. Рекордным стало количество снятых с выборов кандидатов, найденных сомнительных бюллетеней, баллотирующихся священников и представителей правоохранительных органов.
По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), граждане выбирали депутатов 12 086 советов разных уровней: более 10 тыс. сельских советов, почти 800 поселковых, 456 городских, 57 районных советов в городах, 488 районных советов, 23 областных совета и депутатов Верховного совета АР Крым.
Всего в местные советы всех уровней избирались 225 292 кандидата. Власть тратила на выборы экономическую помощь из тех 4 млрд. долларов в год, которые пришли от России в рамках договора о Черноморском флоте, бизнес расходовал сверхприбыли от вновь взлетевших цен на главный экспортный товар Украины – сталь, оппозиция тренькала очередной кредит МВФ и Фонда Сороса. Каков же результат?
Укрепит ли свою власть Виктор Янукович в итоге региональных выборов? Оранжевый лагерь с Западной Украины ушел, но вместо него пришли «крутые ребята». И Партия регионов с Юго-Запада двинулась, но его жителей это как-то не тронуло. Недавний опрос зарубежных социологов показал, что все больше украинцев считают, что страна после В.Ющенко движется в правильном направлении. Надолго ли это?
Вместе с возвращением к смешанной избирательной системе резко возрастает личностная конкуренция в украинском политикуме, расширяется количество и значение противостояний среде отдельных кандидатов, региональных структур, способных теперь легитимизироваться и без прямой привязки к центральным органам власти и даже неплохо влияя на нее. Однако круг тех политических сил, которые создадут на Украине «демократию и стабильность», не только не обозначился, но и вошел в клинч с ними.
И скоро мы увидим это на примере главного сюрприза выборов - формирования новой стратегии, оппозиционной к нынешней украинской власти.