Совершенно секретно. В Германии обсуждают новую стратегию НАТО

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«НАТО: реликт холодной войны или инструмент поддержания мира?» Нет, это не анонс передачи одного из российских телеканалов - это тема конференции по безопасности, которую провела германская партия зеленых в преддверии Лиссабонского саммита НАТО 19-20 ноября, где, как ожидается, будет принята новая стратегическая концепция Альянса. Обсуждение этого документа не носит характера широкой общественно-политической дискуссии в том числе и потому, что его проект не подлежит общественной огласке. Поэтому, хотя некоторые положения будущей стратегии фигурируют в прессе, предстоящий саммит служит, скорее, информационным поводом для рассуждений относительно перспектив Альянса в целом.

В Германии особый интерес вызывают вопросы ядерной стратегии НАТО. О том, насколько остро немцы реагируют на всё, что связано с ядерной безопасностью, говорят нынешние массовые акции протеста против решения правительства о продлении сроков эксплуатации АЭС (по опросам, таким решением недовольны 61% немцев) и против хранения высокорадиоактивных отходов. В начале ноября, в связи с прибытием из Франции поезда с ядерными отходами, в митингах протеста участвовали около 50 тысяч человек – акций такого масштаба Германия не видела давно. Антивоенные протесты, многочисленные и шумные в 90-е годы, не собирают такого количества участников, что в значительной мере обусловлено сокращением ядерного арсенала США в Европе. Официальные данные о запасах американского ядерного оружия в Европе не публикуются, но, по оценкам экспертов, в Германии, Бельгии, Голландии, Италии и Турции находятся сейчас от 150 до 240 единиц тактического оружия с ядерными боезарядами.

После 2007 г., когда ядерные боезаряды были выведены с американской базы в Рамштайне (по оценкам, там находилось 140 бомб), в Германии осталось единственное место его дислоцирования - деревня Бюхель, где живут немногим более тысячи человек; школа, детский сад и авиабаза с 20 боезарядами в подземных шахтах. Хотя это также оценка, порядок цифр позволяет сделать вывод о том, что ядерное оружие США на территории ФРГ имеет, скорее,  политическое, нежели военное значение, причем это элемент политики НАТО, а не Германии. Сейчас в этой стране не только население, но и все политические силы ратуют за вывод ядерного оружия. Соответствующее положение было внесено в программы всех политических партий, которые в настоящее время представлены в бундестаге: правящих ХДС/ХСС и Либерально-демократической, а также оппозиционных социал-демократической, зеленых и Левой партии (1).

Само наличие ядерного оружия нарушает Конституцию ФРГ, поскольку принятый в стране принцип «ядерного участия» предполагает, что немецкие самолеты «Торнадо» способны нести на борту ядерные снаряды – то есть в случае войны Германия окажется на деле ядерной державой. По мнению Левой партии, принцип «ядерного участия» выставляет бундесвер в дурном свете. Депутат этой партии Вольфганг Герке с трибуны бундестага обращается с вопросом: понятно, что во время холодной войны ядерное оружие было направлено против Советского Союза, а против кого оно направлено теперь? Вопрос риторический, но ответ на него, хотя и на грани абсурда, все же прозвучал: «Ни против кого», – высказался депутат от ХДС. Позиция христианских демократов по вопросам ядерного разоружения внутренне противоречива: с одной стороны, им приходится считаться с настроениями избирателей, с другой - они никогда не позволяют себе отойти от принципов евроатлантизма. А американцы считают желание Германии вывести со своей территории ядерное оружие, оставаясь в то же время под американским прикрытием, проявлением «безответственности». Поэтому канцлер Ангела Меркель, она же председатель ХДС/ХСС, говорит, что пока в мире есть ядерное оружие, НАТО должна им располагать. Левая партия жестко критикует подобную покорность, отстаивая демократический принцип: немцы через свой парламент сами должны решать, будет ли на их земле находиться ядерное оружие или нет. Между тем, по сообщению еженедельника «Шпигель», новая стратегия НАТО не предполагает вывода американского ядерного оружия с баз на территории Германии.

Критика со стороны Левой партии распространяется не только на аспекты стратегии, связанные с ядерным оружием. В заявлении этой партии курс, который предлагает новая стратегия НАТО, обозначен как курс на вооружение. Альянс не готов к разоружению ни по ядерному, ни по обычным вооружениям; вместо этого все страны-члены блока теперь обязаны приобретать новые виды вооружений. Левые считают также неприемлемым стремление НАТО обратиться к новым невоенным сферам деятельности.

Последнее обстоятельство вызывает настороженность всех оппозиционных партий и входящих в правящую коалицию либералов. Новые сферы – это противодействие кибератакам, защита транспортных путей и энергоснабжения. Вопрос о том, будут ли угрозы в указанных областях рассматриваться в духе статьи 5 как нападение на весь Альянс или по каждому случаю будет приниматься особое решение, пока остается открытым. На недавних (от 4 ноября) слушаниях в бундестаге, посвященных обсуждению стратегии НАТО, только депутаты блока ХДС/ХСС заявили, что нападение, совершенное посредством хакерской атаки на одну страну, может представлять опасность для всего блока (например, нападение на атомную электростанцию). По мнению министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (он является лидером либеральной партии), подобные атаки несопоставимы с вооруженным нападением, а для защиты от них страны могут воспользоваться компьютерными сетями.

Было бы ошибочным считать, будто при обсуждении стратегии НАТО христианские демократы противостоят сплоченному блоку прочих парламентских партий. Между этими партиями, как порой и внутри них, нет единства. Особенно заметно отчуждение зеленых от Левой партии, на что ее представители реагируют весьма болезненно. Немецкие левые призывают «бывшую партию мира», то есть зеленых, вспомнить о своих принципах и совместно выступить за освобождение Европы от ядерного оружия, а также за создание единой системы коллективной безопасности в Европе с участием России.

Заметим, что на конференции зеленых звучали голоса в пользу привлечения России к созданию системы ПРО, но никто из выступающих не поставил вопроса о роспуске НАТО – страх перед ослаблением «трансатлантических связей» по инерции еще бытует. Одновременно наблюдается усиление противоположной тенденции к укреплению европейской составляющей НАТО в противовес американской гегемонии. Эгон Рамс, бывший командующий Объединенных сил НАТО в Брунсуме, заявил на конференции, что при этом условии численность войск НАТО, дислоцированных в Европе, могла бы сократиться в два раза, до миллиона военнослужащих. А Фритьоф Шмидт, заместитель фракции зеленых в бундестаге, выступил за превращение НАТО в систему коллективной безопасности, что делает необходимым прием России в НАТО. На этот пассаж последовало возражение со стороны присутствовавшего на конференции генерального секретаря НАТО, что-де российское руководство не заинтересовано во вступлении своей страны в НАТО. Однако для Шмидта это не препятствие. Подобную крайность в среде зеленых не одобрила госпожа канцлер, и ее сдержанная позиция выглядит более реалистичной. Ангела Меркель убеждена, что говорить об интеграции России в НАТО рано, речь следует вести о стратегическом партнерстве, которое будет воплощаться в реализации конкретных проектов. Тут нельзя не прислушаться к мнению военных. В частности, парламентский статс-секретарь при министре обороны ФРГ Кристиан Шмидт на днях заявил, что система противоракетной обороны НАТО будет эффективной только в случае сотрудничества с Россией.

Дискуссия о будущем НАТО дала редкую возможность судить о большом разнообразии взглядов по проблемам оборонной стратегии НАТО среди немецких политиков. Своеобразным итогом этой дискуссии звучит само название конференции зеленых: «Wohin mit NATO?» – «Куда мы идем с НАТО?» В атмосфере секретности, которой окружен проект новой стратегии НАТО, о содержании будущей стратегии военно-политического блока известно только избранным, которые не имеют права разглашать его содержание. И немецкий политический класс руководствуется известным правилом из шуточной песенки:

Куда идёт король? Большой секрет. А мы всегда идём ему вослед…  

(1) По данным регулярных опросов, на конец октября блок ХДС/ХСС имел поддержку у 36% населения, либералы – 3%, социал- демократы – 30%, зеленые – 21%, левые – 7%.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы