Подводя итоги неудачных для демократов промежуточных выборов 2 ноября, известный в США политический аналитик Джордж Фридман писал: «Из этих выборов Обама выходит сильно ослабленным во внутриполитическом отношении. Если нисходящая траектория продолжится, остальной мир будет рассматривать Обаму как ущербного президента, что категорически не входит в его внешнеполитические расчеты».
Бремя геополитических проблем Америки, говорит Дж.Фридман, увеличивается за счёт её «домашних» проблем: для Обамы увеличение занятости, над которым он бьётся, необходимо для снижения социальной напряженности в американском обществе. И здесь президент США действует решительно.
Перед визитом в Индию 6-9 ноября Обама так обрисовал главную экономическую задачу внешней политики США: «открытие внешних рынков с целью процветания американского бизнеса, а также ради большей свободы для американского экспорта и новых рабочих мест в Соединенных Штатах». В Индии, заявил Обама, он намерен заключить сделки на поставку из США товаров гражданского и военного назначения на сумму 12 млрд. долл., что, как предполагается, обеспечит американцам создание (и сохранение) 50-60 тыс. рабочих мест.
В Дели тотчас же откликнулись на заявления президента США, уточнив, что речь идет о «консолидации» двустороннего сотрудничества, в частности о «конкретизации» совместных действий в сфере атомной энергетики. Прозвучало это как завуалированный ответ на предложение США «снизить торговые барьеры».
Во внешнеэкономических отношениях США – Индия существует и «скрытая повестка». С одной стороны, Индия является для США лишь 12-м по значимости, то есть по объему товарооборота, партнером (согласно данным Министерства торговли США, товарооборот с Индией в 2009 г. составил 37 млрд. долл., в январе - августе 2010 г. – 32 млрд. долл.) С другой стороны, получив чувствительный удар на выборах 2 ноября, Обама сигнализирует компаниям Boeing, General Electric и другим гигантам корпоративной Америки, что государство будет твёрдо отстаивать их интересы на внешних рынках.
В результате Boeing продаст Индии 10 транспортных самолетов С-17 для перевозки сил быстрого реагирования, что, как полагают западные военные эксперты, поможет индийцам служить противовесом растущему влиянию Китая в Южной Азии. (Попутно Boeing поставит частной бюджетной авиакомпании SpiceJetAirways 33 самолета В-737 новейшей комплектации). Американские компании также активно ведут переговоры о поставке в Индию вертолетов (в этом особо заинтересована корпорация Tata) и ракетных систем.
В связи с визитом Обамы International Herald Tribune отмечает два благоприятных для США обстоятельства. Во-первых, Индия превращается «в один из наиболее выгодных рынков вооружений в мире», и при ежегодном увеличении военного бюджета на 7-8% она может в ближайшие 5 лет израсходовать на эти цели от 50 до 80 млрд. долл., во-вторых, в последние годы Индия уменьшила «традиционную зависимость» от России по закупкам боевых самолетов, военных судов и ракетных систем. Это позволяет Вашингтону рассчитывать на положительный (для США) исход тендера на закупку Индией 126 многофункциональных истребителей, в котором участвуют наряду с Boeing и LockheedMartin 4 компании из Европы и России.
Правда, в индийских правящих кругах по поводу «новой дружбы» с Америкой есть опасения. США – непроверенный партнер в сфере военно-технического сотрудничества, а колебания американской внутриполитической конъюнктуры уже не раз становились причиной санкций против Индии. Кроме того, США активно развивают ВТС с основным противником Индии – Пакистаном.
И всё же 200 крупных бизнесменов, сопровождавших Обаму во время его визита, полны энтузиазма: Индия – емкий, непрерывно расширяющийся рынок, издержки производства здесь составляют всего 1/8 от американских, а то и меньше. К тому же друзья Америки в Индии не устают уверять, что «американская технология - лучшая в мире».
Общую благостную картину индийско-американских отношений несколько портит геополитика Южной и Центральной Азии. Здесь эксперты выделяют два момента. Во-первых, Обама решительно не желает выбирать между Индией и Пакистаном, продолжающим играть ключевую роль в «афгано-пакистанской стратегии» США (AfRak). Вашингтон не может ради «стратегического союзничества» с Индией пренебречь дееспособностью войск НАТО в Афганистане и судьбой «Большой Центральной Азии» после ухода из Афганистана оккупационных сил. Во-вторых, Обама не собирается придавать «сдерживанию» Китая военно-силовой характер, а стало быть, не рассчитывает на Индию как «необходимый противовес» китайцам, на что надеются некоторые влиятельные политики в Дели.
Похоже, индийская политическая элита нуждается в более реалистичной политике на китайском и южно-азиатском направлениях. «Индия, - пишет один из самых блестящих индийских аналитиков М.К. Бхадракумар, - могла бы стать серьезной силой в делах региона, если бы дипломаты не позволили иссякнуть за последние девять лет взаимопониманию с Россией и Ираном».
***
Некоторую ограниченность глобальных возможностей внешней политики США администрация Барака Обамы действенно компенсирует эффективной экономической дипломатией. На этом фоне положение России выглядит – и не только в глазах индийцев - удручающе. Россия постепенно теряет перспективные рынки (Иран), а вместе с ними - драгоценную репутацию надежного экономического партнера. Это подтверждает и поездка президента США к бывшему «стратегическому союзнику» России.
Мне представляется, что в Индии Обама элегантно переиграл кремлёвское руководство.
____________
Андрей ВОЛОДИН – доктор исторических наук, профессор.