Запустив печатный станок, чтобы дополнительно выкупить до середины следующего года долгосрочные американские казначейские обязательства на сумму 600 миллиардов долларов, Федеральная резервная система США открыто заявила остальному миру, что защищала, защищает и будет защищать только одни интересы – собственные.
Одними из первых забили тревогу немцы. Решение Федрезерва о масштабной покупке американских государственных облигаций подрывает доверие к финансовой политике США и повышает уровень неопределенности в мировой экономике, заявил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле: «Нет логики в том, когда американцы обвиняют Китай в манипулировании валютным курсом, а затем с помощью печатного станка, который есть у ФРС, искусственно снижают стоимость доллара».
К немцам стоит прислушаться – на их экономике держится благополучие всей Европы. Упомянутый немецким министром конфликт США с Китаем как раз является свидетельством того, что понижение курса доллара, выгодное экспортно-ориентированной экономике США, - это замечательно, а вот низкий курс китайского юаня, выгодный китайской экономике, никуда не годится. С точки зрения хозяев Федрезерва, конечно.
Европейские аналитики наперебой заговорили о том, что выделяемые ФРС средства не обеспечены никакими активами. То есть Федрезерв снова включил свой печатный станок. Ослабевший в связи с увеличением денежной массы доллар повысит котировки фьючерсов на нефть и сделает этот вид сырья дешевле в других валютах. Саммит в Сеуле обещает стать ареной выяснения отношений между экспортирующими державами (Германия, Китай) и странами, борющимися с рецессией и массовой безработицей – Соединёнными Штатами, Великобританией, некоторыми другими. К голосу Вольфганга Шойбле присоединились и другие, понимающие, что дополнительная эмиссия массы долларов, как и снижение процентных ставок, приведут к падению курса американской валюты, что сделает экспорт США более привлекательным, но подорвёт экспорт других стран, провоцируя инфляцию и появление «пузырей», которые лопаются всегда очень болезненно.
А самое главное - валютная система, базировавшаяся на плавающих обменных курсах, упирающихся в американский доллар, изживает себя. Резкая критика Федрезерва немцами – реакция на упорно отстаиваемый Вашингтоном тезис об американской экономике как образце для остального мира.
Председатель группы министров финансов Еврозоны Жан-Клод Юнкер считает, что решение ФРС будет способствовать притоку капитала на развивающиеся рынки, которые могут с ним и не справиться, из-за чего кризис пойдёт на новый виток. Решение ФРС не ускорит развитие экономики США, а вызовет переток денег в развивающиеся страны. Нельзя бороться с долгами, увеличивая долги; из США звучит много критики в адрес Китая, но американцы по-своему прибегают к точно такой же политике, подчеркнул Ж.-К.Юнкер.
Выразил, в свою очередь, недовольство решением ФРС США и Пекин. Замминистра финансов КНР Чжу Гуаняо заявил: «Являясь эмитентом мировой резервной валюты, США… похоже, не понимают всю лежащую на них ответственность и не думают о влиянии этого решения на развивающиеся рынки». По его словам, Китай планирует во время саммита G20 «откровенную дискуссию» относительно очередного включения Соединёнными Штатами «печатного станка». Как видно из этих слов, в Пекине не намерены отступать перед угрозой нового потрясения мирового финансового рынка.
В этой обстановке на неожиданный для американских президентов шаг пошел Барак Обама - он публично поддержал решение ФРС. Обама высказался по поводу данного решения в том смысле, что данное решение «хорошо не только для Соединенных Штатов, но и для всего мира». Слова Обамы, словно щитом, прикрывают подноготную деятельности Федрезерва.
Решение ФРС открыть «денежный вентиль» и потратить на покупку государственных ценных бумаг и обновление облигаций, срок действия которых истекает, около 900 миллиардов долларов, на самом деле совсем не «хорошо для всего мира». Нехорошо оно и для самой Америки.
Напомню, что ФРС печатает доллары и направляет их на покупку обязательств Казначейства США и других активов. Обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом. Но не будем забывать, что Федеральная резервная система - это частная компания, получившая в начале ХХ века право печатать дензнаки с изображением государственных символов США. Главной статьей дохода ФРС является сеньораж – разница между себестоимостью изготовления денежных знаков (бумажных, электронных или других) и их номиналом. Если себестоимость изготовления стодолларовой банкноты 10 центов, то сеньораж при выпуске такой банкноты - 99 долларов 90 центов. Однако капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности – уникальное явление, отличающее США от других стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству, как, например, в Великобритании и Канаде, или является акционерным с долей государства – как в Бельгии, Японии и других странах. Доход же от деятельности ФРС достаётся частным акционерам.
Однако даже не это ставит Федрезерв выше американского государства. Решения «банка банков» Америки имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур. Оперируя как частный банк, ФРС получает прибыль не только от продажи долларовых банкнот правительству США, но и от процентных выплат по облигациям Казначейства, доходов от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами. И хотя размеры зарплат управляющим ФРС определяются Конгрессом США, в распределении дивидендов между акционерами ни Президент, ни Конгресс ничего не решают. Так, в 2006 году, когда ФРС получила чистый доход в 34.2 миллиарда долларов, в доходную часть госбюджета США поступило из этих денег только 4.3 миллиарда долларов. Остальное досталось владельцам ФРС, чьи имена публике неизвестны.
Впрочем, даже и не цифры доходов от печатания «зеленых» есть главное зло для Америки и остального, подвязанного на «зеленые», мира. Возможность включать и выключать станок, то есть манипулировать наличностью, позволяет владельцам станка подстегивать инфляцию или создавать кризис ликвидности, то есть провоцировать финансовые кризисы. Многие американские экономисты именно Федрезерву ставят в вину кризисы в Америке 1948-49-го, 1953 -1954-го, 1957-58-го, 1960-61-го, 1969-71-го и 1973-75-го годов.
Скептицизм в отношении финансовой политики ФРС нарастает. «Проценты по ипотечным кредитам, - пишет немецкая Die Presse, - опустились в США ниже низшего, а провисший рынок недвижимости восстанавливаться никак не хочет… Несмотря на низкие проценты по потребительским кредитам, желание совершать покупки у американцев, похоже, пропало; они согнулись под горами долгов, скопившихся в течение десятилетий. Новая эра дешевых денег готовит почву для следующего пузыря - и кризиса».
Придет день, когда ФРС захочет избавиться от приобретаемых сейчас и приобретенных ранее гособлигаций - и тогда вновь зашатается Уолл-стрит.
МВФ и Всемирный банк опасаются сейчас, что приток «горячих денег» приведет к формированию пузыря активов в Азии. Девальвации доллара вызовет избыток ликвидности, и огромные суммы денег начнут искать выход, минуя контроль над хеджевыми фондами и финансовыми активами, который в США и Европе довольно строг. В Азии такой контроль значительно слабее. И крупные хеджевые, и пенсионные фонды постараются разместить свои средства на азиатских рынках. Приток же «горячих» денег в страны Азии может привести к образованию «пузыря» и мощному всплеску инфляции.
Этого и опасаются китайские экономисты. Впрочем, не только китайские. «Президент России будет настаивать на том, чтобы такие действия реализовывались с предварительным проведением консультаций между ключевыми участниками G20», - заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович по поводу последнего решения ФРС. Однако же мы помним сентенцию Обамы в связи с данным решением - «это хорошо не только для Соединенных Штатов…». Вот под эту «музыку» Обама и попытается заставить шагать «двадцатку»…