Избирательная кампания 2010 года по выборам в парламент Молдовы была на редкость тяжелой. Многие эксперты назвали ее одной из самых грязных за все 19 лет молдавской независимости. Надо признать, власть подготовила все условия для того, чтобы обеспечить «нужный результат». За границей были открыты 75 избирательных участков: в Италии - 28, в Румынии - 8, в США - 8 и т.д. В России, где работают 300-400.000 молдавских граждан и где обычно голосуют за Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и Демократическую партию Молдовы (ДПМ) Мариана Лупу были открыты всего 8 участков.
В Кодекс о выборах были внесены 400 изменений. Альянс изменил принцип распределения голосов в парламенте тех партий, которые не преодолели избирательный порог в 4% (раньше было 5%). Теперь голоса распределяются не пропорционально числу набранных парламентскими партиями голосов, а равномерно между всеми партиями, которые прошли в парламент. К примеру, ПКРМ, набрав 39,8%, получила дополнительно 3 мандата - так же, как и ДПМ с её 12% и ЛДПМ с 29% голосов. Такая «корректировка» вызвала недоумение даже у лояльных к АЕИ представителей ОБСЕ, не говоря уже про Венецианскую Комиссию ПАСЕ. На пользу ЛДПМ пошло и разрешение студентам голосовать не по месту жительства, как прежде, а в «любом месте», где они находятся. Студентов в Молдове около 100.000 (6% голосов). Принцип «любого места» позволил использовать технологию «карусель», когда студенты приходили с несколькими вкладышами для паспортов и голосовали на разных участках. За кого именно голосовали студенты, понятно - за несколько недель до выборов все ректоры молдавских университетов дружно вступили в ЛДПМ Влада Филата.
Одно это могло добавить партии Филата от 3-х и больше процентов голосов. Пенсионерам и инвалидам отказали в праве звонить в день выборов и требовать мобильную урну для голосования на дому. Оказывается, инвалиды должны были заранее написать заявление местному избирательному бюро. В Молдове примерно 160.000 инвалидов (около 10% голосов), и в большинстве своем они голосуют за ПКРМ. Так значительный сегмент общества грубо отсекли от участия в выборах.
Огромные проблемы были со списками избирателей. В них внесли много умерших. В дополнительные списки были внесены 102.000 человек! (6-7% голосующих). Такого не было за всю историю Молдовы. Именно эти дополнительные списки и создали условия для «карусели» и многократных «заходов» на голосование одних и тех же лиц. Например, прошедший по спискам ЛДПМ депутат Петру Штирбате голосовал два раза: в Оргееве и в родном селе.
Ко всему прочему власти определили, что телевизионные ток-шоу не являются объектом электорального регламентирования. Это позволило партиям альянса, особенно ЛДПМ и ЛПМ, сутками проводить свою агитацию, в то время как их конкуренты имели на ТВ жестко регламентированное эфирное время.
Открыто вмешались в избирательную борьбу на стороне ЛДПМ и других партий альянса Запад и Румыния. Американские и грузинские политтехнологи, отрабатывавшие в Молдове «подряд», потрудились на славу. В Кишиневе с поддержкой альянса побывали 27 министров иностранных дел стран-членов Евросоюза. 26 ноября, за день до выборов, ЕС подписал соглашение с В.Филатом о выделении 79 миллионов евро в виде грантов. Румыния подписала с В.Филатом договор о пограничном режиме, хотя 19 лет отказывалась это делать. Траян Бэсеску признался: сделали это для того, чтобы лишить ПКРМ «месседжа».
В выборах участвовали 39 конкурентов (20 партий и 19 независимых кандидатов), прошли в парламент только 4 партии. Большинство голосов было перераспределено в пользу партий бывшего АЕИ. Впервые были использованы технологии нейролингвистического программирования: агитаторы от ЛДПМ и ЛПМ ходили по сёлам, внушая людям, что если ПКРМ вернётся к власти, в стране начнётся гражданская война. Данные эксит-полла, проведенного румынской службой ИРЕС, которая «присудила» ПКРМ 25% (на деле коммунисты получили 39,8%), крутились в социальных сетях задолго до окончания голосования, что тоже снизило результат партии-победительницы.
Все граждане страны получили 2 смс-сообщения в день выборов, в одном из которых говорилось, что лидер ПКРМ Владимир Воронин проиграл выборы и… бежал в Беларусь. Несколько НПО, сидящих на западных грантах, провели акцию «за чистый парламент», изобличив 30 кандидатов в депутаты как не соответствующих «моральным критериям», и 23 из 30-ти находились в списках ПКРМ. Несколько недель подряд, в том числе в день выборов, телеканалы демонстрировали документальный фильм «Бессарабская Голгофа» о сталинских репрессиях в Бессарабии, напрямую связывая их с нынешней ПКРМ. По сёлам возили спектакль «Что делать с дедушкой?», в котором внуки не знают, что делать с собственным дедом, голосующим за ПКРМ. Наконец, выход найден: деда привязывают к инвалидному креслу, он умирает от инфаркта, а радостная внучка кричит: «Ура! Наконец-то мама вернется домой!» (намек на то, что при правительстве ПКРМ многие жители эмигрировали на заработки за границу). К сожалению внучки, за полтора года нахождения у власти АЕИ, мама на родину так и не вернулась.
Около 30% протоколов избирательных комиссий были представлены с серьезными ошибками в оформлении, из-за чего ПКРМ потеряла ещё около 1,5% голосов (2 мандата). 12 000 бюллетеней (0,8%) были объявлены недействительными. Большинство из них – голоса отданные за ПКРМ. Заграничное голосование было, как никогда, высоким (65.000 голосов, около 4,5%) и в основном – в пользу либеральных партий. При этом около 1000 избирателей вообще голосовали на чистых листах формата А4, на которых они просто вписывали название партии. Российские новостные передачи в Молдове были на три дня перекрыты, зато румынские шли непрерывно.
Послевыборный расклад непрост. ПКРМ имеет 42 мандата, ЛДПМ - 32, ДПМ - 15, ЛПМ - 12. США открыто поддерживают воссоздание АЕИ (ЛДПМ – ДПМ - ЛПМ), которому не хватает 2 мандатов для избрания президента. Возможному левоцентристскому блоку из ПКРМ и ДПМ не хватает 4 голосов для избрания президента. Однако проблема не в этом. Проблема в том, кто первым объявит о создании коалиции. Кто это сделает, тот и будет победителем - даже если на сегодняшний день голосов для избрания президента новым составом депутатов не хватает никому. Ведь партию, которая не предоставит нужные голоса для избрания президента, обвинят в провоцировании ещё одних досрочных выборов, что вызовет ярость избирателей. Шутка ли, за последние полтора года Молдова прошла через четыре (вместе с референдумом) избирательные кампании!
Собственно, народ свою волю выразил: 52% населения проголосовали за левоцентристский блок (ПКРМ и ДПМ), то есть за смену власти. Высокий процент участвовавших в голосовании (более 65% зарегистрированных избирателей) также говорит о недовольстве результатами правления альянса. Левоцентристский союз был бы функциональней и по той причине, что он делает власть более монолитной: одно дело «делить» власть на две партии и совсем другое - на четыре, как раньше.
Сейчас Влад Филат, опираясь на поддержку США, ведёт агрессивную кампанию в СМИ с целью «сломать» Мариана Лупу и заставить его вступить в коалицию с либералами. Каждый вечер лидеры партий приглашаются в американское посольство. Французская Le Monde, ссылаясь опять-таки на вездесущее посольство США (такое ощущение, что работают в Кишинёве одни американские дипломаты!), разносит весть о том, что В.Воронин якобы предложил М.Лупу 10 миллионов евро за вступление в левоцентристскую коалицию. Премьер-министр обзванивает председателя Европарламента, премьер-министра Италии, других европейских политиков, чтобы те помогли ему «уломать Лупу». Попутно местные либеральные СМИ, а они в Молдове доминируют, изображают Лупу в облике мафиози.
Чем закончится дело, сказать трудно. Ясно одно: США делают всё, чтобы не допустить к власти тех, кто способны выступить партнёрами и союзниками России.