Схема действий, намеченная администрацией США и ее союзниками для умиротворения Афганистана, явно не срабатывает. Ситуация имеет тенденцию к дальнейшей деградации. Вместе с тем Б. Обама продолжает заверять мир в запланированном на ближайшее время начале вывода американских войск из Афганистана, хотя и с оговорками – афганские вооруженные силы должны к этому времени доказать свою боеспособность и эффективность в борьбе с талибами. Кроме того, Вашингтон собирается оставить «для страховки» в Афганистане до 50 тыс. своих военных, которые в случае необходимости окажут помощь нынешнему режиму.
Так или иначе, перспектива остаться в будущем один на один с теми угрозами, которые далеко не ликвидированы и исходят с территории Афганистана, ставит перед соседями этой неспокойной страны задачу объединить усилия для того, чтобы обезопасить свои границы. Один из предлагаемых вариантов решения этой задачи состоит в создании региональной коалиции на базе уже действующих региональных организаций – ОДКБ и ШОС.
Начало такой коалиции было положено в июле 2010 года так называемым Кабульским процессом в формате четверки (Россия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан). Процесс получил свое продолжение с теми же участниками в Душанбе, а затем в Сочи в августе нынешнего года. Принятое в Сочи совместное заявление глав четырех государств является неплохим базовым документом для развития сотрудничества и осуществления совместных действий в таких важнейших сферах, как борьба с терроризмом, наркоторговлей и организованной преступностью, а также для наращивания регионального сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях, для налаживания прямых связей между деловыми кругами. В документе идет речь и о поддержке намерений бизнеса России, Пакистана и Таджикистана участвовать в восстановлении и реконструкции объектов экономики и инфраструктуры Афганистана.
Совместное заявление глав четырех государств-участников встречи 18 августа 2010 г. показало наличие значительного потенциала для создания механизма взаимодействия стран региона по решению как внутриафганских, так и региональных проблем. Этот потенциал мог бы быть существенно увеличен, если бы другие страны-члены ОДКБ и ШОС подключились к усилиям «четверки» в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, а также в деле социально-экономического возрождения Афганистана. Подключение ШОС и ОДКБ к «Кабульскому процессу» придало бы ему более масштабный характер и в определенной мере способствовало бы вхождению нового Афганистана в региональные структуры. Это тем более логично, что сегодня Афганистан и Пакистан являются наблюдателями в ШОС.
Отдельно хотелось бы сказать в связи с этим об Иране и Индии. Их подключение к региональной коалиции весьма желательно, но сегодня на этом пути стоят препятствия (санкционный режим в отношении Ирана и индо-пакистанские разногласия).
Российская позиция в отношении Ирана состоит в том, что для разрешения ситуации, связанной с иранской ядерной программой, следует вовлекать Тегеран в переговоры по широкому кругу вопросов регионального характера. Широкие возможности, которыми располагает Иран как одно из крупнейших государств региона, могли бы быть использованы в случае его участия в работе региональной коалиции.
С Индией дело обстоит сложнее, учитывая ее традиционно недружественные отношения с Пакистаном. Однако сам факт диалога в рамках коалиции по сохранению мира и стабильности в регионе с участием двух указанных стран страны мог бы быть полезным для устранения подозрительности и враждебности в отношениях между ними.
По мнению ряда политологов, в частности Александра Князева, занимающегося изучением Центральной Азии, подключение ОДКБ и ШОС к урегулированию проблем, связанных с Афганистаном и Пакистаном, настоятельно необходимо. России нужен пояс безопасности, особенно на южном направлении, где ситуация из-за положения дел в Афганистане особенно тревожна. В равной, если не в большей степени, заинтересованы в этом и другие страны-члены ШОС и ОДКБ, расположенные в Центральной Азии.
Отсутствие коренного перелома в борьбе с экстремистскими силами в Афганистане и Пакистане и планируемый вывод из этой страны воинских частей США и других западных держав не оставляет России иного выбора, кроме более активного и более осмысленного участия в решении афганской и региональных проблем.
Помощь России Афганистану после 2001 года в области укрепления национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, в восстановлении ряда объектов инфраструктуры, а также списание многомиллиардного афганского долга не прошли незамеченными для афганцев. Они увидели, что Россия больше не принимает участия в той войне, которая продолжается в их стране. Этот фактор, а также то обстоятельство, что среди участников ШОС и ОДКБ есть и мусульманские страны, дают возможность для более активного привлечения этих региональных структур к работе по устранению угроз, исходящих сегодня из межафганского конфликта. Это вызвало бы у афганцев гораздо меньше аллергии, чем присутствие на их территории войск США и НАТО.
Вместе с тем привлечение ШОС и ОДКБ к сотрудничеству с Афганистаном и Пакистаном должно проводиться осторожно, особенно в том, что касается военного взаимодействия. Такое взаимодействие должно быть ограничено совместной охраной границ и координацией мер по пресечению территориальной и наркотической угроз со стороны боевиков и наркодилеров. Не следует допускать прямого военного участия ШОС и ОДКБ в операциях на афганской и пакистанской территориях. США, терпя, по существу, поражение в Афганистане, не прочь, чтобы Россия и союзные ей страны заняли там их место и взяли на свои плечи все издержки и ответственность за происходящее.
Втягивание России в межафганский конфликт недопустимо ни с политической, ни с экономической, ни с военной точек зрения. В этом контексте настораживает проведение недавней совместной операции российских и американских наркополицейских в Афганистане по ликвидации ряда центров производства наркотиков. Военного решения проблемы Афганистана не существует, и России необходимо воздерживаться от каких-либо силовых действий на афганской территории.
Другое дело – помощь Кабулу в подготовке правоохранительных органов и укреплении национальных вооруженных сил, в борьбе с наркобизнесом, в совершенствовании национальной законодательной базы. Все эти вопросы в связи с возможным уходом из Афганистана войск США и НАТО было бы целесообразно забирать в свои руки, занимаясь ими в рамках ОДКБ и ШОС.
Весьма примечательно, что нынешнее афганское руководство во главе с президентом Х. Карзаем проявляет все больше заинтересованности в сотрудничестве с региональными организациями. Об этом говорит их участие в саммитах ШОС и в контактной группе ШОС по Афганистану. Однако нельзя забывать, что и Карзай, и его окружение выражают готовность к сотрудничеству с этими структурами не от хорошей жизни. Патовая ситуация на фронтах военного противостояния с оппозицией, отсутствие заметных успехов в социально-экономической сфере, наконец, предстоящий вывод американских войск вынуждают афганское руководство искать новую опору, с помощью которой можно было бы не допустить дальнейшей деградации обстановки в стране.
Решение афганской проблемы невозможно без налаживания межафганского диалога с лидерами всех без исключения групп населения. Следует, конечно, согласиться с теми аналитиками и политологами, которые считают, что т.н. «идейные талибы», возглавляющие вооруженную оппозицию, не пойдут на переговоры и не способны к ним. Это было и во времена Наджибуллы, который после вывода советских войск приложил много усилий для достижения договоренности с лидерами моджахедов. Наджибулла и его правительство три года удерживали власть в стране и сдали ее только после прекращения советской военной помощи. Думается, что если после ухода натовской коалиции из страны массированная военная помощь Афганистану будет продолжена и подкреплена существенной финансово-экономической поддержкой уже со стороны членов ШОС и ОДКБ, талибам вряд ли удастся переломить военную обстановку в свою пользу.
Не участвуя ни в каких военных операциях в Афганистане, ШОС, ОДКБ и созданная на их базе с участием Афганистана и Пакистана коалиция стали бы тем инструментом, с помощью которого можно попытаться выправить сложившееся положение и заложить основы такого государства в Афганистане, которое уже не будет угрожать своим соседям и региону в целом.
Это помогло бы сохранению «зоны спокойствия» вокруг России и её центрально-азиатских соседей. После ухода американцев российское присутствие будет вновь востребовано в Афганистане, но присутствие уже не военной силой, а специалистами, предпринимателями, организациями, помогающими афганцам возродить сооруженные ранее с советской помощью экономические объекты и создать новые. Благодаря такому присутствию дружеское расположение к России, вновь появившееся у афганцев сегодня, спустя два десятка лет после вывода из Афганистана советских войск, сохранится и будет приумножено.
При любом раскладе роль ШОС и ОДКБ на афганском направлении объективно возрастает. ОДКБ способна реально локализовать угрозы региональной безопасности, исходящие из Афганистана, а ШОС, действуя в основном в экономической области, существенно дополнить усилия по решению социально-экономических проблем, что позволит приблизиться к развязыванию «афганского узла».