ОДКБ и ШОС: возможная роль в развязывании «афганского узла»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Схема действий, намеченная администрацией США и ее союзниками для умиротворения Афганистана, явно не срабатывает. Ситуация имеет тенденцию к дальнейшей деградации. Вместе с тем Б. Обама продолжает заверять мир в запланированном на ближайшее время начале вывода американских войск из Афганистана, хотя и с оговорками – афганские вооруженные силы должны к этому времени доказать свою боеспособность и эффективность в борьбе с талибами. Кроме того, Вашингтон собирается оставить «для страховки» в Афганистане до 50 тыс. своих военных, которые в случае необходимости окажут помощь нынешнему режиму.

Так или иначе, перспектива остаться в будущем один на один с теми угрозами, которые далеко не ликвидированы и исходят с территории Афганистана, ставит перед соседями этой неспокойной страны задачу объединить усилия для того, чтобы обезопасить свои границы. Один из предлагаемых вариантов решения этой задачи состоит в создании региональной коалиции на базе уже действующих региональных организаций – ОДКБ и ШОС.

Начало такой коалиции было положено в июле 2010 года так называемым Кабульским процессом в формате четверки (Россия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан). Процесс получил свое продолжение с теми же участниками в Душанбе, а затем в Сочи в августе нынешнего года. Принятое в Сочи совместное заявление глав четырех государств является неплохим базовым документом для развития сотрудничества и осуществления совместных действий в таких важнейших сферах, как борьба с терроризмом, наркоторговлей и организованной преступностью, а также для наращивания регионального сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях, для налаживания прямых связей между деловыми кругами. В документе идет речь и о поддержке намерений бизнеса России, Пакистана и Таджикистана участвовать в восстановлении и реконструкции объектов экономики и инфраструктуры Афганистана.

Совместное заявление глав четырех государств-участников встречи 18 августа 2010 г. показало наличие значительного потенциала для создания механизма взаимодействия стран региона по решению как внутриафганских, так и региональных проблем. Этот потенциал мог бы быть существенно увеличен, если бы другие страны-члены ОДКБ и ШОС подключились к усилиям «четверки» в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, а также в деле социально-экономического возрождения Афганистана. Подключение ШОС и ОДКБ к «Кабульскому процессу» придало бы ему более масштабный характер и в определенной мере способствовало бы вхождению нового Афганистана в региональные структуры. Это тем более логично, что сегодня Афганистан и Пакистан являются наблюдателями в ШОС.

Отдельно хотелось бы сказать в связи с этим об Иране и Индии. Их подключение к региональной коалиции весьма желательно, но сегодня на этом пути стоят препятствия (санкционный режим в отношении Ирана и индо-пакистанские разногласия).

Российская позиция в отношении Ирана состоит в том, что для разрешения ситуации, связанной с иранской ядерной программой, следует вовлекать Тегеран в переговоры по широкому кругу вопросов регионального характера. Широкие возможности, которыми располагает Иран как одно из крупнейших государств региона, могли бы быть использованы в случае его участия в работе региональной коалиции.

С Индией дело обстоит сложнее, учитывая ее традиционно недружественные отношения с Пакистаном. Однако сам факт диалога в рамках коалиции по сохранению мира и стабильности в регионе с участием двух указанных стран страны мог бы быть полезным для устранения подозрительности и враждебности в отношениях между ними.

По мнению ряда политологов, в частности Александра Князева, занимающегося изучением Центральной Азии, подключение ОДКБ и ШОС к урегулированию проблем, связанных с Афганистаном и Пакистаном, настоятельно необходимо. России нужен пояс безопасности, особенно на южном направлении, где ситуация из-за положения дел в Афганистане особенно тревожна. В равной, если не в большей степени, заинтересованы в этом и другие страны-члены ШОС и ОДКБ, расположенные в Центральной Азии.

Отсутствие коренного перелома в борьбе с экстремистскими силами в Афганистане и Пакистане и планируемый вывод из этой страны воинских частей США и других западных держав не оставляет России иного выбора, кроме более активного и более осмысленного участия в решении афганской и региональных проблем.

Помощь России Афганистану после 2001 года в области укрепления национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, в восстановлении ряда объектов инфраструктуры, а также списание многомиллиардного афганского долга не прошли незамеченными для афганцев. Они увидели, что Россия больше не принимает участия в той войне, которая продолжается в их стране. Этот фактор, а также то обстоятельство, что среди участников ШОС и ОДКБ есть и мусульманские страны, дают возможность для более активного привлечения этих региональных структур к работе по устранению угроз, исходящих сегодня из межафганского конфликта. Это вызвало бы у афганцев гораздо меньше аллергии, чем присутствие на их территории войск США и НАТО.

Вместе с тем привлечение ШОС и ОДКБ к сотрудничеству с Афганистаном и Пакистаном должно проводиться осторожно, особенно в том, что касается военного взаимодействия. Такое взаимодействие должно быть ограничено совместной охраной границ и координацией мер по пресечению территориальной и наркотической угроз со стороны боевиков и наркодилеров. Не следует допускать прямого военного участия ШОС и ОДКБ в операциях на афганской и пакистанской территориях. США, терпя, по существу, поражение в Афганистане, не прочь, чтобы Россия и союзные ей страны заняли там их место и взяли на свои плечи все издержки и ответственность за происходящее.

Втягивание России в межафганский конфликт недопустимо ни с политической, ни с экономической, ни с военной точек зрения. В этом контексте настораживает проведение недавней совместной операции российских и американских наркополицейских в Афганистане по ликвидации ряда центров производства наркотиков. Военного решения проблемы Афганистана не существует, и России необходимо воздерживаться от каких-либо силовых действий на афганской территории.
Другое дело – помощь Кабулу в подготовке правоохранительных органов и укреплении национальных вооруженных сил, в борьбе с наркобизнесом, в совершенствовании национальной законодательной базы. Все эти вопросы в связи с возможным уходом из Афганистана войск США и НАТО было бы целесообразно забирать в свои руки, занимаясь ими в рамках ОДКБ и ШОС.

Весьма примечательно, что нынешнее афганское руководство во главе с президентом Х. Карзаем проявляет все больше заинтересованности в сотрудничестве с региональными организациями. Об этом говорит их участие в саммитах ШОС и в контактной группе ШОС по Афганистану. Однако нельзя забывать, что и Карзай, и его окружение выражают готовность к сотрудничеству с этими структурами не от хорошей жизни. Патовая ситуация на фронтах военного противостояния с оппозицией, отсутствие заметных успехов в социально-экономической сфере, наконец, предстоящий вывод американских войск вынуждают афганское руководство искать новую опору, с помощью которой можно было бы не допустить дальнейшей деградации обстановки в стране.

Решение афганской проблемы невозможно без налаживания межафганского диалога с лидерами всех без исключения групп населения. Следует, конечно, согласиться с теми аналитиками и политологами, которые считают, что т.н. «идейные талибы», возглавляющие вооруженную оппозицию, не пойдут на переговоры и не способны к ним. Это было и во времена Наджибуллы, который после вывода советских войск приложил много усилий для достижения договоренности с лидерами моджахедов. Наджибулла и его правительство три года удерживали власть в стране и сдали ее только после прекращения советской военной помощи. Думается, что если после ухода натовской коалиции из страны массированная военная помощь Афганистану будет продолжена и подкреплена существенной финансово-экономической поддержкой уже со стороны членов ШОС и ОДКБ, талибам вряд ли удастся переломить военную обстановку в свою пользу.

Не участвуя ни в каких военных операциях в Афганистане, ШОС, ОДКБ и созданная на их базе с участием Афганистана и Пакистана коалиция стали бы тем инструментом, с помощью которого можно попытаться выправить сложившееся положение и заложить основы такого государства в Афганистане, которое уже не будет угрожать своим соседям и региону в целом.

Это помогло бы сохранению «зоны спокойствия» вокруг России и её центрально-азиатских соседей. После ухода американцев российское присутствие будет вновь востребовано в Афганистане, но присутствие уже не военной силой, а специалистами, предпринимателями, организациями, помогающими афганцам возродить сооруженные ранее с советской помощью экономические объекты и создать новые. Благодаря такому присутствию дружеское расположение к России, вновь появившееся у афганцев сегодня, спустя два десятка лет после вывода из Афганистана советских войск, сохранится и будет приумножено.

При любом раскладе роль ШОС и ОДКБ на афганском направлении объективно возрастает. ОДКБ способна реально локализовать угрозы региональной безопасности, исходящие из Афганистана, а ШОС, действуя в основном в экономической области, существенно дополнить усилия по решению социально-экономических проблем, что позволит приблизиться к развязыванию «афганского узла».