Последние полгода позиция Москвы по вопросу палестино-израильского мирного урегулирования вызывала озабоченность в арабском мире. Вроде бы никаких кардинальных изменений – продолжающаяся поддержка курса на создание независимого палестинского государства, осуждение поселенческой активности Израиля на арабских землях, прежде всего в Восточном Иерусалиме, приверженность линии на активизацию усилий «квартета» (ООН, Россия, США, Европа). Однако были нюансы…
Если говорить о главных факторах, оказывающих сегодня влияние на ход палестино-израильского урегулирования, то прежде всего это – выявившееся за последний год политическое бессилие администрации США в попытках сдвинуть с места ближневосточный воз, застрявший в трясине противоречий Ближнего Востока. Причина лежит на поверхности. Вашингтон, замахнувшийся на роль «брокера» в палестино-израильских переговорах, просто не способен полноценно выполнять взятые на себя обязательства. США сегодня напоминают Гулливера, опутанного паутиной «стратегического союза» со своим ближневосточным полицейским – Израилем, и разорвать эту паутину американцам не позволяют геополитические соображения. Биньямин Нетаньяху в своей игре умело использует как это главное обстоятельство, так и другие факторы, хоть и побочные, но весомые, – опору на наиболее радикальные силы израильского общества и неограниченную поддержку со стороны еврейского (произраильского, сионистского) лобби в Америке, имеющего там колоссальное влияние.
На руку израильским правым играет и ставшая уже привычной политическая чересполосица в арабском лагере, раскол палестинского общества. В результате инициативы Барака Обамы по налаживанию прямых контактов между израильтянами и палестинцами постигла та же судьба, что и рекламные трюки его предшественника – Буша-младшего.
По распоряжению правительства Израиля израильские строители устремились на оккупированный Западный берег Иордана и в Восточный Иерусалим, создавая все новые еврейские поселения. Палестинцы, естественно, такого наглого посягательства на свои исконные земли перенести не могли и вышли из формата прямых переговоров. Причем и требовали-то всего ничего – замораживания на время колонистской деятельности. Кстати, лично меня такая умеренность требований палестинцев давно удивляет. Насильственное освоение палестинских территорий рассматривается всем мировым сообществом как деятельность совершенно противозаконная, что зафиксировано в многочисленных документах ООН. В этих условиях если уж требовать чего-либо, то полной эвакуации еврейских форпостов аннексии. Однако Махмуд Аббас в угоду «мирным инициативам» США на такой шаг пока не идет (время не приспело?), он предоставил на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции по осуждению аннексионистских шагов Израиля. С малыми, надо сказать, надеждами на успех. Франция и Россия вроде бы намерены поддержать проект палестинской резолюции, но вот США непременно наложат на него вето. Вашингтон считает, что этот вопрос должен решаться на переговорах между сторонами. Ну а Израилю этого только и надо.
Можно понять отчаяние палестинских переговорщиков – они бьются головой в плотно закрытую американцами дверь. В качестве обходного маневра Махмуд Аббас решил обдумать передачу палестинской проблемы напрямую в СБ ООН. Сегодня речь идет о признании мировым сообществом палестинской государственности в границах 1967 года, то есть до израильской оккупации арабских земель в «шестидневной войне». Ни одно государство мира аннексию не поддерживает. В декабре минувшего года Бразилия, Боливия, Эквадор, Парагвай и Аргентина уже признали право палестинцев на собственное государство - и именно в границах 67-го года. А бывший президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Сильва без обиняков заявил, что пока США верховодят «урегулированием» на Ближнем Востоке в качестве «попечителя», мир в этот регион никогда не придет. Нет сомнения, что США «угробят» и эту палестинскую инициативу. Тем более что 16 сенаторов потребовали от госсекретаря США Хиллари Клинтон, в случае если дело дойдет до голосования в СБ ООН, заблокировать палестинский проект как «антиизраильский». Значит, тупик? А что же Россия?
Второе полугодие минувшего года охарактеризовалось серьезными сдвигами в российско-американских отношениях, включая ратификацию Конгрессом США Договора об ограничении ядерных вооружений при активном содействии администрации Обамы. Москва отплатила заметно более жёсткой позицией в отношении Ирана, довольно бурное развитие получили российско-израильские связи, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. Все это не могло не вызвать озабоченность у арабов (особенно после того, как Москва высказалась против вынесения проблемы палестинской государственности на рассмотрение СБ ООН, притом с мотивировками, очень близкими к американским).
В свете изменения умонастроений арабской общественности визит Д.Медведева в Палестину приобрел особый характер. Высказывания российского главы государства в Палестине и Иордании имели огромный резонанс. «Сейчас позиции стран «квартета» во многом совпадают, - заявил Дмитрий Медведев. – Ясно, что США имеют большое влияние на Израиль, ну, или Израиль на США, а у России хорошие отношения с арабским миром и с Израилем. Но поселенческая проблема блокирует все – она должна быть приостановлена, а в идеале Израиль должен от нее отказаться». Или еще жестче в отношении санкций против Израиля за его саботаж резолюций ООН: «Санкции вообще вещь не очень продуктивная, хотя иногда приходится на них идти. В определенной ситуации Объединенные Нации должны использовать весь ресурс правовых инструментов». Многозначительно, не правда ли? Российский президент все же оговорился, что применение каких-либо санкций к Израилю считает нереальным, «ввиду позиции некоторых постоянных членов СБ ООН». Это понятно.
После переговоров с Махмудом Аббасом в Иерихоне президент РФ подчеркнул недопустимость односторонних действий, которые «разбалтывают ситуацию». «Мы поддерживаем неотъемлемое право палестинской стороны на создание автономного, жизнеспособного, единого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. От появления палестинского государства выиграют все народы Ближнего Востока», - заявил Д.Медведев.
Такая точка зрения не могла понравиться Нетаньяху и его политическим друзьям, но от комментариев Израиль воздержался. Россия дала другим странам, в том числе арабским, важный и своевременный сигнал, означающий, что ее ближневосточная политика неизменна и влияниям извне неподвластна. Говорить о «возвращении» России в Арабский мир было бы, наверное, несправедливо, поскольку она его и не покидала. Именно устойчивость и твёрдость собственной политической позиции способны завоевывать России симпатии и авторитет в мире.