Пуля из сорок пятого...

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Истеричная реакция Токио на то, что, в отличие от Ельцина, нынешнее российское руководство не собирается торговать Курилами, - серьёзный признак обострения международной обстановки на Дальнем Востоке: «непотопляемый авианосец» США снова получил команду «к бою!».

Самая свежая новость – 8 февраля в посольство России в Токио доставили конверт, в котором была обнаружена винтовочная пуля. «Северные территории - это наша земля», - говорилось на приложенной к патрону бумаге. Имя отправителя на письме не указано. Оно было брошено в почтовый ящик в прилегающей к Токио префектуре Канагава.

Это уже не первый «звонок» от ультраправых, которые в декабре прошлого года прислали в посольство России пакет с флаконом некой жидкости и надписью «отравляющее вещество».

Проблема «северных территорий» существует лишь в одной точке мира – в Японии. Ни ООН, ни одна другая страна не считают требование Токио «вернуть» ему российские Курильские острова либо их часть правомерным, обеспеченным международным правом или историей. Удовлетворение этого агрессивного требования означало бы как минимум пересмотр итогов Второй мировой войны. Однако сказать это прямо и тем самым закрыть проблему российской дипломатии не удается. Здесь нам не обойтись без того, чтобы внимательно заглянуть в прошлое и приоткрыть загадку японского упрямства, грозящего в последние дни едва ли не объявлением войны – во всяком случае, со стороны ультраправых.

Традиционно 7 февраля с.г. в Японии прошли митинги и шествия в память о первом российско-японском договоре 1855 года о торговле и границах. Именно в этот день японские правые каждый год организуют шумные демонстрации вокруг посольства России в Токио, а в этот раз они пошли ещё дальше - надругались над Российским флагом. Премьер-министр Японии Наото Кан в свою очередь пообещал не отступать от требований возврата Японии островов Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан. Претензии Токио на российские Курильские острова приняли крайнюю форму, когда премьер-министр Наото Кан назвал ноябрьский (2010) визит президента Дмитрия Медведева на Курилы «непростительной грубостью», не дав себе труда задуматься, что таковой является как раз его собственное высказывание, влекущее неизбежную потерю лица.

В ответ из Москвы раздалось вполне ожидаемое: Курильские острова - российская территория, и президент России будет возвращаться туда тогда, когда пожелает.

Однако чему так радуются в связи с датой 7 февраля японцы? Напомнить, каким был итог многочисленных русско-японских договоров, определявших границы влияния двух стран по берегам Охотского и Японского морей.

Русско-японский договор 1855 года о дружбе, торговле и границах был подписан 7 февраля в Симоде уполномоченным России вице-адмиралом Е.В.Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. На тот момент русское правительство пришло к выводу о необходимости установления отношений с Японией для того, чтобы Англия или США не приобрели в Японии такого же влияния, какое они уже имели в Китае. Надо сказать, тогда японские власти были настроены по отношению к русским значительно благожелательнее, чем к американцам, которые добивались укрепления своего влияния угрозами. У японцев существовали даже неопределённые расчёты на помощь России в случае вооружённого конфликта с США. Путятин сумел использовать и усилить эти настроения. В ходе переговоров он потребовал закрепления за Россией Курильских островов к северу от Итурупа и острова Сахалин - кроме бухты Анива, открытия для русских кораблей портов Осака и Хакодатэ и других. При этом японцы претендовали на весь Сахалин, но, чувствуя свою слабость, предложили раздел острова вдоль 50 градусов северной широты. Не имея соответствующих инструкций из Петербурга, Путятин предпочёл оставить этот вопрос открытым. Одновременно он добился для России таких же преимуществ, какие американская миссия Перри вырвала для США, и даже получил некоторые дополнительные льготы: помимо Симоды и Хакодатэ для России открывался третий порт - Нагасаки.

Русско-японский договор 1855 года, состоявший из 9 статей, устанавливал «постоянный мир и искреннюю дружбу между Россией и Японией». Все Курильские острова к северу от острова Итуруп, остававшимся за Японией, объявлялись владениями России. А «что касается о. Карафуто (Сахалин), то он остаётся неразделённым между Россией и Японией, как было до сего времени», гласила вторая статья договора. Такая формулировка была гораздо выгоднее для России, успешно осуществлявшей колонизацию Сахалина, нежели для бессильной в то время на море Японии. Все последовавшие затем договоры с Японией подтверждали договор 1855 года, предоставлявший по существу русским подданным в Японии право консульской юрисдикции.

Вопрос о Сахалине был разрешён русско-японским договором 1875 года. Стремление Японии к захвату Кореи и вызванное этим обострение корейского вопроса заставили японское правительство поспешить с урегулированием своих отношений с Россией. Когда Россия отказалась от продажи своих прав на Сахалин, японское правительство заявило, что готово оставить остров в обмен на предоставление ему свободы рук в Корее, которую оно готовилось захватить. Россия категорически отклонила это предложение. Тогда весной 1875 года Япония начала переговоры об обмене острова на Курилы. И согласно первой статье договора 1875 года Сахалин признавался полностью принадлежащим России, а взамен Россия уступала Японии группу из 18-ти Курильских островов.

Затем русско-японская война 1904-1905 годов внесла свои коррективы. Находившаяся на грани истощения Япония перед мирными переговорам с Россией условилась о поддержке со стороны Великобритании и США. В январе 1905 года, еще за полгода до окончания военных действий, президент США Рузвельт и посол Великобритании Дюранд договорились о передаче Порт-Артура и Ляодунского полуострова Японии. США секретным японско-американским соглашением Кацура – Тафта и Великобритания вторым англо-японским союзным договором 1905 года заранее признали права Японии на Корею. Портсмутский мирный договор должен был лишь застолбить закулисные договоренности этих двух стран с Японией и максимально ограничить влияние России на Дальнем Востоке. Согласно договору, Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть Южно-манчжурской железной дороги от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина.

Все расставила по местам Великая Победа. Еще в феврале 1945 года состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании, рассмотревшая вопросы послевоенного устройства мира и участие СССР в войне с Японией. На конференции было подписано соглашение, предусматривавшее вступление СССР в войну против Японии на стороне союзников, к месту сказать, предавших Россию в 1905-ом. Условием было в том числе возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих островов; интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР; совместная с китайцами эксплуатация Китайско-восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен; передача Советскому Союзу Курильских островов.

Вступление СССР в войну с Японией имело особое значение для США в связи с их планом вторжения на Японские острова. Американское командование было заинтересовано в том, чтобы изгнанием японской армии с захваченных ею территорий на материке «занялись русские». Они этим и занялись. Боевые действия между японскими и советскими войсками начались сразу в нескольких направлениях. Ударные группировки Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов перешли в наступление против Квантунской армии Японии в Маньчжурии, прорвали оборону японской армии и к 20 августа продвинулись вглубь Маньчжурии. 11 августа началась Южно-Сахалинская наступательная операция по высадке десантов на южные острова Курильской гряды. Ее проведение началось после того, как под нажимом И.В.Сталина, опиравшегося на решения Крымской конференции, президент США Г.Трумэн изменил проект «Общего приказа №1», в результате чего все Курильские острова были включены в район обороны японских войск, который должен был капитулировать перед Главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке. С 19 августа по 7 сентября острова южной части Курильской гряды были освобождены от японцев. Только в плен на островах было взято около 20 тысяч японских солдат и офицеров.

Казалось бы, в деле о Курилах была поставлена точка. В «запятую» ее превратили наши вчерашние союзники Советского Союза – Британия и США.

Полномочный представитель США на Сан-Францисской мирной конференции, посвященной мирному урегулированию отношений с Японией, небезызвестный Джон Форстер Даллес использовал ловкий политический трюк. Вместо того, чтобы, как это было прежде, пригласить все заинтересованные в заключении мирного договора с Японией государства к обсуждению, он лично посетил каждое из основных государств-участников конференции, лоббируя проект договора, разработанного Вашингтоном и Лондоном, и добиваясь одобрения данного проекта. Действуя таким образом, Даллес получил возможность заранее сколотить блок «единомышленников», готовых к подписанию договора. Надо ли разъяснять, против кого была направлена его инициатива?

По Сан-Францисскому договору Япония утрачивала права на Сахалин и Курильские острова, однако о том, кто при этом становился правонаследником, договор умалчивал. Тем самым США и Великобритания грубо нарушили суверенные права СССР в отношении Сахалина и Курильских островов, уже находившихся под суверенитетом Советского Союза. Американо-английский проект ограничивается лишь отказом Японии от прав, правооснований и претензий на эти территории, умалчивая об исторической принадлежности их России и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР. Проект англосаксов, кулуарно подготовленный к конференции в Сан-Франциско, прямо противоречил тем обязательствам, которые США и Великобритания взяли на себя в Ялте, когда ещё не надо было никому доказывать, что решающая роль в разгроме фашизма принадлежит русским.

Советский проект мирного договора с Японией с поправками и дополнениями, представленный в Сан-Франциско Андреем Громыко, даже не обсуждался и не был поставлен на голосование. Естественно, что после этого под англосаксонским проектом мирного договора с разгромленной Японией подписи представителя СССР не появилось. И дело тут не только в Курилах. Советские представители резко критиковали другие положения проекта - игнорирование факта существования Китайской Народной Республики, несовершенство мер, направленных на полное предотвращение возрождения японского милитаризма, сохранение присутствия войск США в Японии после заключения мирного договора.

Хотите понять, почему Даллесу удалось так просто перечеркнуть договоренности, омытые кровью не только русских, но и американских солдат в годы войны? Пожалуйста: буквально через несколько часов после официальной церемонии подписания Сан-Францисского договора был подписан японо-американский «Пакт безопасности», предоставивший Соединённым Штатам право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи неё. Было положено начало созданию «непотопляемого авианосца США» на советском Дальнем Востоке. Ключевой статьёй Договора о гарантии безопасности между Японией и Соединёнными Штатами Америки была статья 1, которая гласила: «Япония предоставляет и Соединённые Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и настоящего договора размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё. Такие силы могут быть использованы в целях способствования делу поддержания мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии от вооружённого нападения извне, включая помощь, предоставляемую по специальной просьбе Японского правительства для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии, вызванных путём подстрекательства или вмешательства со стороны одной, двух и большего числа иностранных держав».

А ещё раньше, в ходе обсуждения договора в Сан-Франциско, Сенат США принял резолюцию, в которой говорилось: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 года, которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

Приняв вчерашнего врага в объятия, США предали союзника по самой страшной в истории войне.

Вовсе не отсутствие у Японии мирного договора с СССР и его правопреемницей – Российской Федерацией не даёт спать японским реваншистам. Их используют в своей антирусской политике всё те же международные силы, которые превратили безъядерную и демилитаризованную Японию в ударный «кулак» на дальневосточных границах России. Война продолжается. И пусть методы противоборства изменились, наступление на Россию идёт по всему периметру её границ – от Калининграда до Сахалина. Превратить соседей России из друзей во врагов остаётся главной стратегической задачей США и НАТО в Евразии. Очередной всплеск «островной истерии» в Токио – тому подтверждение.

Правительство Японии, отвергнув предложение Москвы о создании свободной экономической зоны на Курилах, ответило постановлением японского парламента, в котором острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи названы… «исконными территориями» Японии. «Политкорректность» Москвы довела дело до того, что раздающиеся из Токио оскорбления в адрес России и её политического руководства звучат теперь на весь мир. И мир внимательно присматривается: чем ответит Москва на наглый вызов?

Японцы полагают, что в России сегодня готово продаваться всё. Однако дело даже не в японцах. Пуля, долетевшая в российское посольство в Токио из 45-го года, вылетела не из японского ствола. Осознать это нужно предельно ясно – и в соответствии с этим выстраивать «линию обороны».