Первое десятилетие нового века ознаменовано беспрецедентным расширением сотрудничества между Россией и Китаем, укреплением взаимодействия двух стран в различных областях, в том числе значительным ростом показателей двусторонней торговли.
Новый импульс дальнейшему развитию взаимовыгодных связей дал состоявшийся в сентябре 2010 года государственный визит в Китайскую Народную Республику Президента России Дмитрия Медведева. Итоги поездки получили высокую оценку как на официальном уровне, так и в экспертных кругах. Подписаны документы, значение которых выходит за рамки двусторонних отношений. В их числе Совместное заявление о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнёрства и стратегического взаимодействия, Совместное заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о стратегическом взаимодействии в области мирного использования атомной энергии, Контракт на Технический проект сооружения блоков №3 и №4 Тяньваньской атомной электростанции, Генеральное соглашение о взаимоотношениях и сотрудничестве при осуществлении поставок нефти по нефтепроводу Сковородино – Мохэ.
В интервью ведущему изданию КНР газете «Жэньминь жибао» Дмитрий Медведев отметил в дни своего визита, что никогда ранее двусторонние связи не характеризовались столь высоким уровнем взаимного доверия. Российский президент подчеркнул, что отношения с Китайской Народной Республикой были и остаются одним из приоритетов российской внешней политики.
Однако на фоне этих вдохновляющих шагов, предпринятых политическим руководством России и Китая, стали обостряться некоторые старые проблемы, невнимание к которым рискует поставить под удар всю положительную динамику российско-китайских торгово-экономических отношений и подорвать кредит взаимного доверия.
С начала 2000-х гг., особенно в последние два-три года, российские правоохранительные органы стали фиксировать рост преступлений экономического характера на канале внешней торговли с Китаем. Эти правонарушения характеризуются сложными финансовыми схемами и техническими ухищрениями, использованием современных интернет-технологий, электронных платежных систем, глубокими знаниями в области финансового мониторинга и биржевого дела. Повышенное внимание китайских организованных преступных группировок (ОПГ) к российскому бизнесу обусловлено, в первую очередь, благоприятными экономическими условиями и стабильно высоким интересом предпринимателей из Российской Федерации к работе с Китаем.
Одной из наиболее влиятельных ОПГ, действующих на указанном направлении, является тяньцзиньско-хэбэйская группировка, которая базируется в городах Тяньцзинь и Шицзячжуан и располагает «филиалами» в Пекине, Харбине и провинции Гуандун. Она специализируется на заключении контрактов с российскими компаниями в расчете на получение авансовых платежей на сумму от 10 до 50 тысяч долларов США. Предпринимателям по каналам Интернета направляется ложная информация о ценах на промышленную продукцию. После получения денежных средств из России эти «партнеры» мгновенно исчезают. В настоящее время они присутствуют, прежде всего, на китайском рынке химических товаров, в сфере логистики, консалтинга и посреднического менеджмента.
Другой распространенной формой преступной активности тяньцзиньско-хэбэйской ОПГ является заключение экспортных сделок в пределах 300-500 тысяч долларов США на поставку за рубеж китайского сырья, автозапчастей и машинно-технической продукции. После получения перечислений из России импортерам отправляется дешевый некачественный товар, подкрепленный полученными мошенническим путем сертификатами SGS и других организаций подобного профиля. Такие подконтрольные ОПГ фирмы действуют достаточно длительный период и, как правило, исчезают на начальном этапе процессуальных разбирательств с ними по фактам совершенных преступлений. Кстати, в случаях с мошенническим использованием сертификатов SGS серьезно страдает репутация самой Société Générale de Surveillance - организации, занимающей ведущие мировые позиции в сфере экспертизы, сертификации и выдачи экспортно-импортной документации.
Массовый характер носят мошеннические действия в виде заключения контрактов под несуществующий стоковый экспортный товар. Путем незаконного проникновения в компьютерные сети китайская ОПГ становится обладателем переписки между компаниями России и КНР, которые специализируются на торговых операциях с невостребованным экспортным товаром. Получив необходимые данные, ОПГ предлагает российским контрагентам более выгодные условия поставки товара и после получения от них предоплаты китайские «бизнесмены» пропадают. Основные сферы деятельности здесь – торговля стройматериалами, сантехникой, электроникой, бытовой техникой, одеждой, обувью, продуктами питания и мебелью. Сумма контрактов в среднем составляет 150-200 тысяч долларов США.
По мере развития фондового рынка КНР фиксируется рост противоправных действий китайских ОПГ и в этой области. В частности, российским предпринимателям предлагается вложить в акции от 500 тысяч долларов США на срок до 12 месяцев под 100 и более процентов годовых. После получения денежных средств через три-четыре месяца китайские «партнеры» объявляют о существенном падении котировок на акции и понесенных ими убытках, а затем исчезают.
Массовый характер принимают также махинации в сфере регистрации патентов и товарных знаков в КНР, инвестиций в китайский рынок недвижимости, заключения договоров на осуществление маркетинговых и юридических услуг, предоставление консультаций и мониторинга.
С сожалением приходится констатировать, что волна преступлений в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности с Китаем не вызывает должной реакции со стороны Министерства общественной безопасности (МОБ) КНР. Более того, территориальные подразделения министерства в Тяньцзине и Шицзячжуане по непонятным причинам отказываются принимать заявления и обращения российских и иностранных граждан в отношении мошеннических действий местных компаний, отсылая их в судебные инстанции. В устном порядке даются объяснения такого рода, что МОБ, дескать, не занимается делами, имеющими финансово-экономический криминальный характер, если сумма ущерба не превышает 300 тысяч юаней (около 45 тысяч долларов США). В остальных случаях возбуждение уголовного дела по заявлению иностранного представителя происходит при наличии указаний вышестоящих органов из Пекина.
На фоне энергичных усилий руководителей России и Китая по наращиванию объемов двусторонней торговли противоправная деятельность китайских ОПГ на канале внешней торговли с Российской Федерацией наносит серьезный ущерб развитию экономических связей между двумя странами. Игнорирование китайской стороной фактов совершаемых преступлений грозит подрывом репутации китайского бизнеса как в российском деловом сообществе, так и на международной арене.