В Варшаве создаются Информационный центр белорусской демократической оппозиции и фонд поддержки белорусских оппозиционеров. Их задача – распространение опыта польской «Солидарности». Туда же, в Варшаву, передислоцирован телеканал «Белсат», 90% бюджета которого составляют польские деньги и программы которого смотрят около 800 тысяч белорусов. Из Варшавы вещает Европейское радио для Беларуси. Из Белостока (прямо у белорусской границы) ведёт передачи «Радио Рация», там же действует Центр гражданского образования «Польша – Беларусь», в Кракове работает дискуссионный клуб «Свободная Беларусь»…
Список можно продолжать, но и так ясно, что Польша вернулась к традиционной стратегии агрессивного проникновения на белорусские земли. Так было и в далёкие 1920-е годы. Тогда в авангарде шли банды карателей Булак-Булаховича, сегодня те же задачи решаются с помощью спутникового телевидения и цифровых технологий.
Некоторым мероприятиям польских властей, нацеленным на поддержку белорусских оппозиционеров, придаётся оттенок бескорыстной помощи. В Катовице, например, организован сбор подержанной оргтехники для белорусского правозащитного центра «Вясна», организаторами мероприятия выступили инициатива "Свободная Беларусь", "Проект Шлёнск" и евродепутат Марек Мигальский. При посольстве Польши в Минске многие годы функционирует Польский институт, активно работающий не только с белорусскими поляками, но и с белорусской интеллигенцией. Новый посол Польши в Республике Беларусь Лешек Шерепка еще до своего приезда в Минск начал подготовку к открытию Польского исторического института в Минске, который уже оказывает помощь белорусским историкам в «выправлении» из взглядов на прошлое Речи Посполитой (1). На территории Белоруссии работает 8 польских общественных организаций. Крупнейшая из них – Общественное объединение "Союз поляков на Беларуси" – имеет 75 первичных организаций и 17 Польских домов. И хотя формально все эти организации подпадают под белорусскую юрисдикцию, координируется их деятельность из посольства Польши.
Многие известные представители нынешней белорусской оппозиции имеют польское происхождение, начиная от Станислава Шушкевича, подписавшего Беловежское соглашение о ликвидации СССР и возглавившего затем прозападную партию Белорусская социал-демократическая громада, и кончая более молодыми Александром Милинкевичем и Ярославом Романчуком. В этом есть определенная закономерность – белорусские поляки, по сравнению с другими этническими меньшинствами, всегда более активны в оппозиции властям. Есть ещё одна закономерность: активность белорусских политиков польского происхождения и польских общественных организаций возрастает, когда белорусское руководство проводит курс на интеграцию с Россией, и сходит на нет, когда в отношениях Минска и Москвы возникают трения.
Польская оппозиционность в Белоруссии всецело вписывается в историческую канву русско-польского противостояния. В этом отношении «Белорусский проект» пропольской оппозиции и находящихся под ее влиянием белорусских националистов аналогичен «Украинскому проекту», принципы которого были разработаны в Лондоне ещё в 30-х годах ХХ века. Речь идёт об отрыве Украины и Белоруссии от России и превращении белорусов, как и украинцев, в нации, враждебные русским. Главное – не допустить союза трёх восточнославянских государств – России, Украины, Белоруссии. В этом белорусские националисты выступают носителями традиционной польской русофобии.
Важную роль в координации оппозиционной деятельности польских организаций и белорусских националистов на территории Белоруссии играет Ватикан. Возможности католической, антирусской пропаганды ещё больше возрастут, если произойдёт обсуждаемое сейчас подписание конкордата между Белоруссией и Ватиканом.
Обычно польские внешнеполитические инициативы проходят предварительную апробацию в Вашингтоне, а «белорусское направление» - поле совместной деятельности Вашингтона и Варшавы. В июне 2011 г. в Варшаве было открыто Бюро базирующегося в США Немецкого Фонда Джорджа Маршалла (German Marshall Fund of the United States). Директором варшавского Бюро стал американский профессор польского происхождения Эндрю Михта, специалист по безопасности Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Задачами Бюро являются «анализ и исследование вопросов трансатлантического сотрудничества, проблем Центральной Европы и её восточных соседей, в том числе с применением сетевых принципов работы и в тесной кооперации со штаб-квартирой Фонда и его представительствами». Открытие бюро Немецкого Фонда Джорджа Маршалла в Варшаве – сигнал Берлину, означающий, что Вашингтон не потерпит никаких «многовекторных» геополитических конструкций по типу Париж – Берлин – Москва. Примечательно, что варшавское бюро Фонда при сборе аналитической информации будет работать в обход посольства США в Польше (2) – у него иная вертикаль подчинения.
О координации усилий «мировой демократической общественности» по дестабилизации обстановки в Белоруссии сообщает Фонд Карнеги, эксперты которого рекомендуют максимально использовать сложную экономическую ситуацию в республике (3). Подчёркивается неспособность белорусских оппозиционеров объединиться в единую команду и их несостоятельность в роли руководителей государства, которые придут на смену А. Лукашенко. Рекомендуется расширить информационное проникновение Запада на территорию всей, в том числе провинциальной, Белоруссии, не ограничиваться работой со столичной интеллигенцией. (4). Предлагается переходить от стратегически масштабных акций под лозунгами «Сменим правительство!» к грантам по тематике социальных проблем белорусского общества, обострение которых рассматривается как главный раздражитель недовольства граждан. Предлагается ввести практику мониторинга и документирования всех «нарушений» прав человека с целью предания в последующем виновных суду.
В условиях, когда все белорусские оппозиционные партии, и без того малочисленные, растеряли своих избирателей и скатились на маргинальные позиции, западные кураторы белорусской оппозиционности сосредоточивают внимание на работе с неправительственными организациями, которых в Белоруссии более двух с половиной тысяч (от экологических до фольклорно-этнографических). Осуществляется точечное финансирование культурных программ. Фронтальное наступление на позиции режима не удалось, и ставка сделана на изменение сознания белорусов, удаление из него русской составляющей, фетишизацию западных ценностей. В отсутствии правильного информационного противодействия успехи этой политики налицо. Во всяком случае, за присоединение к Евросоюзу сейчас выступает более половины белорусов. Это значительно больше, чем на Украине, а ведь еще 10 лет назад, когда за союз с Россией высказывалось подавляющее число белорусов, подобное казалось немыслимым. Показателем тенденции могут служить и итоги голосования белорусов на последнем конкурсе Евровидения, когда Грузия получила 12 баллов, Германия - 8 баллов, а Россия - всего 4 балла.
Сделает ли когда-нибудь выводы из этого в своей политике на белорусском направлении Россия? И сможет ли противопоставить что-то наступлению Запада Белоруссия?
___________________
2) „Obama i Michta w Polsce czyli łupki i powrót do strategicznych relacji” (“Ekran” 21 czerwca 2011)
3) „The Day After Lukashenka” Matthew Rojansky Carnegie Endowment June,9 2001
4) Там же