«Задача выполнена!» - эти слова, произнесенные президентом Дж. Бушем 1 мая 2003 года на борту авианосца «Авраам Линкольн» по случаю «победы над Ираком», вызвали впоследствии немало едких, язвительных, а порой и издевательских комментариев. Между тем воинственный глава могущественной державы был по-своему прав – главное дело было сделано: Саддам и его режим ликвидированы, враг Израиля повергнут, а ресурсы богатейшего государства региона полностью перешли под контроль США. Все последующие восемь лет американцы стремились закрепить свое военно-политическое влияние и обеспечить надежный контроль за эксплуатацией нефтяных месторождений.
Самые жирные куски иракского «нефтяного пирога» достались четырем компаниям - Halliburton, Baker Hughes, Weatherford International и Schlumberger. Все они связаны со штатом Техас. Американские нефтяные гиганты намерены вложить в иракские проекты до 150 млрд. долларов – сумма, говорящая сама за себя. Конгресс уже дал добро на расширение долгосрочного присутствия США в Ираке: во всех крупных иракских городах планируется создать 15 американских представительств с внушительным штатом сотрудников. Уже сегодня в Ираке работают, по официальным данным, более 17 тысяч гражданских специалистов из США.
Понятно, что такие далеко идущие масштабные планы нуждаются во всестороннем обеспечении и требуют надежных гарантий, но в условиях Ирака это непросто и главной проблемой остается отсутствие безопасности. Все предпринимаемые 8 лет огромные усилия по стабилизации обстановки в стране не привели к желаемым результатам. Напротив, события последнего времени указывают на то, что улучшения и не предвидится.
Намерения подготовить лояльные заморским покровителям местные силы безопасности оказались трудно выполнимыми. К 1 июля 2011 года официальная численность иракских силовых структур превысила 780 тыс. человек (МО - 208 тыс., МВД - 568 тыс., специальные «контртеррористические» подразделения - 4,5 тыс.). Тем не менее эти силы не контролируют ситуацию и несут большие потери: только в июне текущего года в результате боестолкновений в Ираке было убито 116 и ранено 262 военнослужащих и полицейских, что примерно на треть превышает показатель мая 2011 года. Помимо военных гарнизонов и полицейских участков объектами нападений являются органы власти, представительства различных политических партий и организаций, банки, медицинские учреждения, офисы иракских и иностранных фирм. Похищения людей, в том числе иностранцев, с целью получения выкупа стали в Ираке прибыльным «бизнесом». Страну захлестнула волна преступности, многочисленные организованные группы хорошо вооружены, имеют большой «боевой опыт» и умело используют в своих интересах результаты «демократизации».
В этих условиях США вынуждены периодически непосредственно участвовать в операциях, хотя еще в декабре 2010 года было объявлено, что в Ираке не осталось американских боевых частей. За первую половину 2011 года безвозвратные потери вооружённых сил США в Ираке составили 44 человека, причем в июне было убито 15 человек – самый высокий месячный показатель за последние два года. В июле в Ирак были переброшены (официально - в рамках ротации) 7175 американских военнослужащих, в том числе штаб 3-й пехотной дивизии и две бригадные боевые тактические группы из состава 1-й и 4-й бронетанковых дивизий армии США.
В настоящее время общая численность американских войск в Ираке составляет около 49 тыс. человек, из них примерно 1600 военнослужащих являются советниками и инструкторами в иракской армии и полиции. В то же время «заботами миротворцев» Ирак оказался отброшен в своем развитии на много лет назад. Страна разграблена, промышленность, сельское хозяйство пришли в полное запустение, некогда превосходное медицинское обеспечение и отличное образование остались лишь в памяти старшего поколения. Все 8 лет после свержения режима Саддама Хусейна жизнь большинства иракцев представляет собой борьбу за выживание. При резком сокращении численности населения уровень безработицы достиг 1 млн. человек (15% трудоспособного населения страны). Естественно, у боевиков нет проблем с пополнением своих рядов.
В поисках оправдания собственной беспомощности иракские власти стали ссылаться на нехватку средств и даже попытались обвинить США в хищении 17 млрд. долларов. Средства находились в т.н. Фонде развития Ирака, который был создан в 2004 г. по приказу Временной администрации в Ираке, возглавляемой в то время Полом Бремером. На счета Фонда поступали деньги от продажи иракской нефти; часть являлась остатками средств от программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», часть переведена с замороженных счетов Ирака за рубежом, в основном в США. Распорядителями Фонда являлись, вестимо, американцы.
Комитет целостности Ирака (входит в структуру парламента) отважно заявил: «Все указывает на то, что США украли деньги иракского народа, которые были переданы на развитие Ирака». Эти финансы «иракское правительство намеревалось потратить на восстановление разрушенной войной страны». Комитет назвал исчезновение денег «финансовым преступлением» и потому решил обратиться в ООН с просьбой помочь найти и вернуть украденные миллиарды. Комитет также посетовал, что резолюции ООН не позволяют Ираку предъявить иск непосредственно к США.
Этот юридический казус – лишь мелкий штрих, характеризующий уровень суверенитета и независимости современного Ирака. Еще больше впечатляет то обстоятельство, что десятки тысяч вооруженных людей, граждан иностранных государств, официально вполне свободно пересекают иракские границы, поскольку законодательство этой страны на них не распространяется. Им не нужны иракские визы, их не досматривает таможня, они даже не ставят иракские власти в известность, где они, сколько их и чем они занимаются. Речь идет о военнослужащих так называемых «многонациональных сил», а также иностранных сотрудниках частных охранных предприятий, служащих ООН и охраняющих их воинских контингентах. Военнослужащие США, как известно, уже давно обладают иммунитетом от судебного преследования за границей. А в 2004 году оккупационная администрация США в Ираке приняла закон, согласно которому иммунитет был предоставлен и иностранным сотрудникам частных охранных предприятий. Эта вседозволенность и безнаказанность стоила жизни многим мирным иракцам.
По сведениям МВД Ирака, в настоящее время в стране находятся примерно 12 тысяч иностранных сотрудников частных охранных фирм. Попытка иракских властей взять под контроль и по возможности сократить охранников из числа граждан стран Африки и Азии (особенно много выходцев из ЮАР, Уганды и Непала) тут же натолкнулась на заявление представительства ООН в Багдаде о недопустимости расовой и национальной дискриминации. Что касается американцев, то государственный департамент уже заключает контракты с 8 частными охранными компаниями (среди них, например, Aegis Defence Services и Global Strategies Group) на расширение операций в Ираке. Заместитель госсекретаря Патрик Кеннеди сообщил о решении своего ведомства выделить 3 млрд. долл. для отправки в Ирак 5100 «профессионалов в области безопасности».
Вполне ясно, что принятое Вашингтоном в 2008 году решение о полном выводе американских войск из Ирака до 31 декабря 2011 года было политической декларацией. Такое не редкость, когда политические заявления призваны скрыть истинные намерения либо не имеют ничего общего с реальностью. Американские эксперты сходятся во мнении, что продолжение американского военного присутствия в Ираке отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов, поскольку GI в Ираке остаются силой, «сдерживающей политическое насилие и терроризм». Кроме того, в Вашингтоне считают, что в сохранении американского военного присутствия заинтересованы и такие страны, как Иордания, Турция, Саудовская Аравия и другие аравийские монархии, обеспокоенные усилением иранского влияния в регионе.
Вопрос о сохранении американского военного присутствия в Ираке и после декабря текущего года с недавних пор открыто обсуждается в США на высоком уровне как практически решенное дело. Незадолго до своего ухода в отставку глава Пентагона Р.Гейтс прямо указал: «Это будет в интересах как США, так и Ирака. Думаю, иракские военные признают, что им все еще нужна наша помощь в том, что касается тыловой службы и разведки. У них нет возможностей защищать свое воздушное пространство. Есть еще некоторые другие сферы, где мы могли бы и дальше оказывать им содействие».
Сменивший его на посту бывший руководитель ЦРУ Л. Панетта заявил совершенно определенно: «Для меня ясно, что Ирак рассматривает возможность обращения с просьбой (к Вашингтону) оставить там часть (американских) войск… Я уверен в том, что такая просьба последует в какой-то момент до конца года». Л.Панетта добавил, что, по его мнению, администрации США следует дать положительный ответ на подобное обращение. В начале июля, вскоре после утверждения в должности министра обороны, Леон Панетта совершил краткий визит в Багдад, где подчеркнул: «Я должен сказать, что ситуация в Ираке по-прежнему неустойчивая. И я считаю, что мы должны предпринимать все необходимые шаги для того, чтобы быть уверенными в сохранении достигнутого там прогресса».
Реакция иракских властей последовала быстро: премьер Нури аль-Малики заявил, что «Ираку и в 2012 году может понадобиться помощь в поддержке безопасности в стране». Его поддержали курдские политики: так, губернатор провинции Ат-Таамим Н. Карим заявил, что сохранение присутствия ВС США может предотвратить масштабное межнациональное насилие в спорном регионе Киркука, а также защитить внешние границы Ирака. Такую точку зрения разделяют далеко не все иракцы. Многие по-прежнему считают свою страну оккупированной, правительство – марионеточным, а вывод иностранных войск и вовсе не является для них темой дискуссий. Известный шиитский лидер Муктада ас-Садр уже пригрозил восстановить распущенную в 2007 г. подконтрольную ему «Армию Махди» и «заставить американцев уйти». В его заявлении сказано: «Америка - это причина всех бед. 2011-й год должен стать годом ухода оккупационных сил из Ирака…»
30 июня министерство обороны США объявило о введении новой периодизации операции в Ираке. С 1 сентября 2010 года, то есть задним числом, вводится фаза «Новый рассвет». Это уже восьмой этап истории оккупации страны - ему предшествовали «Передача власти», «Национальное согласие», «Суверенитет» и т.д., а началось все, как водится, с «Освобождения Ирака» (по версии Вашингтона, Ирак был освобожден в период с 19 марта по 1 мая 2003 года). То, что в Пентагоне назвали текущую фазу «Рассвет», наводит на мысль, что фантазия американских стратегов исчерпана - в 2003 году операция по поиску и поимке Саддама Хусейна имела схожее обозначение («Красный рассвет»). Конечно, есть еще другие цвета и оттенки, можно также использовать нумерацию, что еще более упрощает периодизацию (именно так Пентагон поступил в Афганистане, где после «Освобождения» пошли последовательно пронумерованные периоды «Консолидации»). Тем же приказом от 30 июня 2011 г. в Афганистане введена фаза «Консолидация-III», причем её отсчёт велено вести с 1 декабря 2009 года.
Складывается впечатление, что произошло своеобразное завершение цикла – то, что американцы принимали за восходящую линию, оказалось на деле замкнутой кривой в виде некой спирали. Вверх по лестнице, ведущей вниз?