Сеть Хаккани как яблоко раздора между США и Пакистаном

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Людям, знакомым с положением дел в Афганистане и Пакистане, хорошо известно имя Джеллалуддина Хаккани, главы афганской террористической организации. Сеть Хаккани имеет сходство с Аль-Каидой. Она, как и Аль-Каида, появилась в Афганистане в период пребывания там советских войск и также находилась на содержании ЦРУ. Вместе с талибами сеть Хаккани боролась против советских частей¸ а когда талибы пришли к власти, повернула против своих создателей - американцев…

Только в отличие от Аль-Каиды сеть Хаккани не стала расползаться по всему миру, а занялась истреблением американцев и их союзников на территории Афганистана и Пакистана. Сегодня она лидирует среди террористических организаций региона по количеству и результативности свершенных ею террористических актов. На ее счету покушение на президента Х.Карзая на военном параде 27 апреля 2008 года, когда тот едва избежал гибели и когда погибло все его ближайшее окружение, штурмы городов, например Хоста, нападения на строго охраняемые объекты в Кабуле, взрывы иностранных посольств в афганской столице. Практически все крупные теракты последних лет в Афганистане – это дело рук боевиков Хаккани, в арсенале которого немало шахидов, участвующих в каждой крупной операции. Хаккани редко публично признается в причастности к свершенным террористическим актам, но специалисты уверенно определяют его работу по почерку. Убийство 20 сентября видного афганского политика, бывшего президента Афганистана Д. Раббани, также связывают с ним.

Американцы считают сеть Хаккани самой большой опасностью для себя в Афганистане и Пакистане. Эти боевики располагают детальной развединформацией о системах охраны афганских объектов, без труда обходят контрольные пункты и получают сведения от источников в правительстве о том, где и когда появится президент Х.Карзай. Они снимают свои теракты на видеопленку, затем эти материалы можно свободно купить на базаре в пакистанском городе Кветта.

Сеть Хаккани считается независимой, хотя и близкой к Талибану. Наибольшую активность она проявляет в южных провинциях Афганистана. В некоторых из них – Хосте, Пактике, Пактии – сеть взяла под административный контроль часть районов и фактически является там властью. Например, в провинции Хост афганские чиновники не могут передвигаться из одного населенного пункта в другой без письменного разрешения самого Хаккани. Штаб-квартира Хаккани расположена неподалеку от населенного пункта Мирамшах в Северном Вазиристане – пакистанской провинции, находящейся под контролем племен. Пакистанские власти отрицают дислокацию террористов на своей территории, но в это никто не верит.

На прошлой неделе американцы были взбешены атакой сети Хаккани на американское посольство и представительство НАТО в Кабуле. Нападение вызвало резонанс во всем мире и показало неспособность афганских властей и международного контингента гарантировать хотя бы минимум безопасности в афганской столице.

Американцы утверждают, что имеют неопровержимые доказательства сотрудничества сети Хаккани с пакистанской Межведомственной разведкой (ИСИ). Председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Муллен пытался устроить выволочку своему пакистанскому коллеге Ашфаку Первезу Кияни на встрече в Севилье (Испания), где оба участвовали в военной конференции. Муллен не скрывал своего возмущения тем, что сеть Хаккани быстро наращивает активность и действует все более дерзко. Ее базы в Северном Вазиристане превратились в неприступные убежища, и никто, кроме пакистанской армии, не сможет их разгромить. Однако разговор двух высокопоставленных военных напоминал диалог глухих. Взаимопонимания не было. Более того, американцы имеют основания подозревать, что после того, как Хаккани ушел от ЦРУ, его хозяином стала пакистанская разведка ИСИ и он терроризирует американцев не без ее поддержки. Еще при прежнем президенте Пакистана Первезе Мушаррафе просочилась информация, что офицеры ИСИ «по собственной инициативе» имеют контакт с боевиками Аль-Каиды и сотрудничают с ними. У американцев имеются факты, указывающие на то, что и с сетью Хаккани происходит то же самое.

Однако гнев адмирала Муллена мало впечатлил пакистанских военных. Ситуация ухудшается, и они ожидают новых террористических актов со стороны Хаккани. В Вашингтоне только сейчас начинают понимать, чем обернулось для Пакистана американское вторжение на территорию этой страны без санкции её властей для уничтожения бен Ладена 3 мая с.г. Ведь ответная террористическая волна ударила не только по американским военнослужащим в Афганистане, но и по пакистанским структурам – в первую очередь по армии и полиции, но также и по гражданским. Наряду с массированными терактами против гражданских лиц сразу после ликвидации бен Ладена нападению стали подвергаться и военные объекты. В районе Хайберского перевала, через который проходят важные для НАТО пути в Афганистан, террористы атаковали контрольно-пропускные пункты, где разгорелись бои с немалым количеством  жертв.

Своей операцией против бен Ладена американцы подкосили авторитет пакистанской власти, и теперь она, похоже, мстит им осознанно и жестоко, в том числе и с помощью террористов.

Адмирал Муллен не добился от своего коллеги никаких обещаний, и сеть Хаккани может чувствовать себя спокойно. Вместо ее преследования пакистанские военные сосредоточились на добыче остатков американского беспилотника, который упал в Южном Вазиристне и попал в руки талибов. Власти перехватили переговоры талибов на эту тему и решили любым способом добыть беспилотник – ведь это еще одно прямое доказательство нарушения американцами суверенитета Пакистана. Из-за остатков беспилотника разгорелся бой с потерями с обеих сторон, и неизвестно, получили ли военные желанный трофей.

ЦРУ не признает факта войны беспилотников против террористов на территории Пакистана, хотя неофициально дает информацию о том, что именно с их помощью уничтожены такие лидеры Аль-Каиды, как Атия абд ар-Рахман и Абу Хафиз Шахри . Применение беспилотников было резко увеличено по распоряжению президента Обамы после того, как пакистанская армия не смогла предупредить усиление активности террористов против американских войск в Афганистане в 2009 году.

Официальный представитель Пентагона заявил в начале прошлой недели, что война беспилотников в течение 18-24 месяцев разрушит оперативные возможности Аль-Каиды. Однако доверия такая реклама не вызывает. Вместе с тем положение Пакистана все более осложняется ввиду того, что столкновения между сторонниками и противниками движения Талибан в этой стране не затихают. Террористические акты следуют один за другим. Противники Талибана, образовавшие по инициативе правительства гражданскую милицию, подвергаются нападениям противника. Наряду с милиционерами гибнут и члены их семей. Количество жертв исчисляется десятками. Пакистанские власти явно не в состоянии взять под контроль граничащие с Афганистаном провинции. Рано или поздно Исламабаду придётся искать компромиссы с Хаккани, а это значит – идти вразрез с требованиями американцев.

Слабость Исламабада в противодействии террористическим организациям оборачивается тем, что последние всё больше легализуются как местная власть в пограничных провинциях, превращаясь в политическую силу, которая однажды вынудит вступить с ней в диалог.