Статья Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», опубликованная 3 октября в газете «Известия», является по форме программным заявлением будущего кандидата в президенты Российской Федерации. «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз», - говорится в статье.
Не пытаясь оценивать инициативу российского премьера по созданию Евразийского союза в контексте предстоящей предвыборной кампании, посмотрим реакцию белорусских властей, политиков и экспертов на выступление В. Путина и, по возможности, попробуем выяснить, насколько всё же готова приступить к интеграции Белоруссия.
Выступая 7 октября на пресс-конференции перед российскими журналистами, Александр Лукашенко высказал своё мнение об интеграционных перспективах, обрисованных российским премьер-министром: «Похоже, что Россия однозначно определилась, в каком направлении ей двигаться. Мы это приветствуем и готовы в этом участвовать». При этом «Батька» пообещал сам дать «развернутую статью», в которой выскажется «о Едином экономическом пространстве, о нашей интеграции не только с Россией, но и с другими государствами». По мнению белорусского президента, Евразийский союз необходимо строить на равных условиях, «никого не должны принижать и наклонять».
Исходя из опыта белорусско-российских отношений, можно предположить, что равные условия подразумеваются в отношении доступа республики к российским энергоносителям. Кстати, о ценах на российские энергоресурсы для Белоруссии А.Лукашенко вспомнил при объяснении причин валютного кризиса в стране. По его мнению, главной причиной возникновения проблем на валютном рынке стало пятиразовое увеличение Россией стоимости энергоресурсов для республики. На наш взгляд, значительная потребность Белоруссии в российских энергоресурсах должна лишь подтолкнуть руководство республики к участию в интеграционных проектах. Ведь альтернативных вариантов у Минска пока не предвидится. Надежды на «многовекторную» политику, кажется, не оправдались. В условиях кризиса руководству республики стало понятно, что реальная помощь может придти только со стороны России.
«Позитивная реакция белорусского президента относительно последних инициатив Владимира Путина по активизации экономической и политической интеграции в рамках Единого экономического пространства говорит о том, что, по всей видимости, после длительного периода колебаний и шараханий официальный Минск определился в своих внешнеполитических приоритетах», - заявил руководитель оргкомитета движения «За Союз Беларуси и России» Юрий Баранчик…
На положительный результат от реализации интеграционного проекта для экономик стран-участниц обратил внимание белорусский политолог Николай Радов: «Можно долго перечислять всевозможные выгоды от подобного интеграционного проекта, идея которого базируется не на идее восстановления СССР, как думают многие в Беларуси и Украине, а, скорее, на принципах Евросоюза, где, несмотря на лидирующие позиции Германии и Франции, пока еще ни одна страна не лишилась своего суверенитета».
Белорусский историк Виктор Линкевич считает, что «создание Единого экономического пространства может стать реальным шагом на пути интеграции на постсоветском пространстве».
Однако нельзя не заметить, что в основной своей массе белорусская элита и экспертное сообщество воспринимают российские интеграционные инициативы довольно болезненно, расценивая их как посягательство на суверенитет республики. По мнению оппозиционного обозревателя Валерия Карбалевича, участие Белоруссии в интеграционном проекте грозит синеокой ослаблением ее суверенитета. Эту точку зрения разделяет и бывший глава Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич.
Об угрозе Белоруссии со стороны «российского империализма» заявил 8 октября председатель оппозиционной партии Белорусского народного фронта (БНФ) Алексей Янукевич. По мнению партии БНФ, «шаги белорусских властей, направленные на формирование любых наднациональных образований с участием России, противоречат национальным интересам Белоруссии и несут серьезную угрозу экономической и политической независимости страны». БНФ явно встревожен, там считают, что статья В. Путина «является не только декларацией новых территориальных претензий Москвы, но и объявлением начала агрессивного давления на соседние с Россией страны с целью отобрать не только экономическую, но и политическую независимость в пользу Кремля». Впрочем, такого рода тревоги могут распространять лишь те, кто не дали себе труда статью В.Путина внимательно прочитать, ибо там чётко говорится об участии в интеграционном проекте как деле добровольном: «Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами».
Ориентированные на Запад белорусские эксперты в своих комментариях стремятся убедить в том, что в Москве не оставляют планов поглощения Белоруссии. Поэтому, чтобы российские олигархи не смогли на корню скупить белорусские предприятия, необходимо скорейшее вступление Белоруссии в Евросоюз, где республика станет равной среди других европейских государств, разовьёт цивилизованные рыночные отношения, получит необходимые инвестиции, новые технологии, модернизирует производство, что в перспективе позволит построить экономику западного образца.
Легкомысленность этих аргументов просто поражает. Серьёзные финансовые проблемы, с которыми сталкивается сегодня Евросоюз, делают крайне сомнительным предоставление Белоруссии западной экономической помощи. Европе не нужна еще одна страна-нахлебница с почти 10-миллионным населением. Своих достаточно. Ей по большому счету не нужна и территория, не имеющая богатых залежей природных ископаемых. Отторгается Западом и культурно чуждый ему народ Белоруссии. В системе международных отношений, как она видится «глобальной элите», белорусам отведена, скорее, роль инструмента давления на Россию, «буфера» между Западом и Востоком. В случае вступления Республики Беларусь в ЕС ее ждет судьба Болгарии, Румынии, прибалтийских и других стран, чьи экономики оттеснены сегодня на задворки Европы.
Полагать, что Белоруссия - это «мост» между Востоком и Западом можно лишь в беспредметных мечтаниях.«Беларусь, являющаяся частью православной цивилизации, - это никакой не мост и не шлюз», - заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Минск. Российское руководство также видит Белоруссию частью Русского мира («православной цивилизации»), и дрейф Белой Руси в сторону Запада не может быть воспринят Москвой иначе как только отрицательно, со всеми вытекающими отсюда последствиями: прекращением кредитования экономики, поставкой энергоресурсов по европейским ценам, закрытием рынка для белорусских товаров и т.д. А учитывая, что в Европе белорусская продукция, за исключением нефтепродуктов и калийных удобрений, мягко говоря, спросом не пользуется, легко представить, что может за этим последовать: закрытие предприятий, безработица, массовая миграция трудоспособного населения в другие страны и т.д.
Всячески подчеркивая преимущества интеграции с Евросоюзом, прозападные эксперты настойчиво возражают против идеи какого-либо объединения под эгидой Москвы. В качестве аргументов они ссылаются на недуги российского государства, и доля истины в их словах, надо признать, есть. Бессмысленно отрицать, что в российской экономике сохраняется зависимость от цен на нефть на мировом рынке, что государственно-управленческий аппарат поражён коррупцией, бюрократизмом. О мздоимстве и некомпетентности чиновников не устают писать СМИ, в открытую говорит президент РФ Д. Медведев. Болевые точки российского общества настолько хорошо известны белорусам, что они всё реже видят в «старшей сестре» образец для подражания. Восточная соседка перестаёт быть для них привлекательной в социально-экономическом отношении.
Чтобы успешно воплотить в жизнь интеграционные проекты, России, которая всем своим историческим прошлым предназначена на роль локомотива нового объединения, предстоит добиться прежде убедительных социально-экономических успехов на своей территории. Иначе планы, способные стабилизировать геополитическую обстановку на огромном Евразийском континенте, привести к перспективному сложению экономических потенциалов и сделать новое интеграционное объединение «одним из полюсов современного мира», так и останутся планами.
Хочется верить: жизнь подтвердит нашу убеждённость в том, что идея «нового интеграционного проекта для Евразии» - это начало слаженной, целеустремлённой государственной работы на большую историческую перспективу.