Президентские выборы в Аргентине, которые пройдут 23 октября с.г., на первый взгляд не имеют сюжетной интриги. Дополнительного тура не потребуется. По рейтинговым опросам Кристина Фернандес де Киршнер, лидер «Фронта за победу», будет переизбрана на второй срок с 54-56 % голосов. Ближайший соперник – социалист Эрмес Биннер - может рассчитывать самое большое на 15 % голосов. Другие «миноритарные» кандидаты: центрист Рикардо Альфонсин («Радикальный гражданский союз»), Эдуардо Дуальде, представляющий «Народный фронт», а также Родригес Саа, губернатор провинции Сан-Луис, вряд ли получат больше 8-9 % голосов. И еще избирателям предстоит обновить часть депутатов Национального конгресса и сенаторов.
Политические процессы в Латинской Америке развиваются динамично. На какое-то очень короткое время тенденция к «левому повороту» на континенте была объявлена исчерпанной. Западная пропаганда подхватила тезис о «правом реванше», решающем и бесповоротном торжестве неолиберальной модели. Восторженную реакцию в Вашингтоне вызвала победа Себастьяна Пиньеры в Чили. Мировая реакция возлагала на него немалые надежды, в первую очередь как на потенциального «могильщика» популистских настроений в регионе. Пиньера принял участие в создании «Тихоокеанского альянса» (Чили, Перу, Колумбия, Мексика), который был задуман в Вашингтоне в противовес «радикальным режимам» Чавеса, Моралеса, Корреа и Ортеги. Но укрепить и активизировать эту группировку на антипопулистском фронте Соединённым Штатам не удалось. В Перу победил Ольянта Умала, который предпринимает конструктивные шаги по развитию дружеских связей со странами боливарианского блока. В Мексике на предстоящих президентских выборах более чем вероятен триумф Андреса Обрадора, убеждённого «популиста», победу которого мексиканская реакция при содействии Империи украла в 2006 году. Стоит сказать и о том, что в Чили и Колумбии набирают силу молодежно-студенческие движения, которые поддерживаются левыми партиями и всё более боевитыми профсоюзами.
Оппозиционные силы в Аргентине критически относятся к «популизму» и «Социализму XXI века», олицетворяемым президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Оппоненты Кристины отвергают и предложенный им интеграционный проект ALBA – Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки, который поддержали Куба, Эквадор, Боливия и Никарагуа. В этих вопросах оппозиция Аргентины явно подыгрывает Вашингтону, который стремится любой ценой не допустить пополнения ALBA новыми членами! Посольство США в Буэнос-Айресе использует «агентуру влияния», чтобы помешать дальнейшему сближению Кристины Фернандес с «популистскими» лидерами. Когда в 2007 году спецслужбы США пытались сорвать первую президентскую кампанию Кристины, запустив фальшивку о том, что Чавес «тайно помогает ей нефтедолларами», мало кто из оппозиционеров воздержался от лицемерно-осуждающих обвинений. Лицемерных потому, что долларовая подпитка конкурентов Кристины из секретных фондов США никогда не иссякала. Но авторитет Кристины в стране настолько высок, что новые попытки скомпрометировать её мифическим «золотом Чавеса» или распространением слухов о ее «психическом нездоровье» обречены на провал. Большинство аргентинцев одобряет внутреннюю и внешнюю политику Кристины. Политические обозреватели единодушны в оценках: «Если не произойдут какие-либо экстраординарные события, Кристина победит с большим преимуществом». Однако у ныне действующего и будущего президента Кристины Фернандес немало врагов и внутренних и внешних.
Особенно настораживает прогнозируемое североамериканскими спецслужбами обострение социально-политической и экономической ситуации в Аргентине. Проблемы могут возникнуть в связи с усилением мирового кризиса в 2012-2013 гг. Сможет ли выстоять Аргентина под натиском неблагоприятных финансово-экономических и энергетических обстоятельств? – на этот вопрос пока сложно ответить. Но позитивный опыт выхода из кризиса у страны есть. Нестор Киршнер в период своего президентства (2003-2007) установил союзнические отношения с Венесуэлой вопреки настоятельным требованиям Империи «не поддерживать Чавеса и его режим». Именно Чавес помог Аргентине выбраться из ловушки неолиберальной модели и социальных конфликтов. Кристина хорошо знает, на кого она может рассчитывать в трудную минуту и кого опасаться.
Недоверие Кристины к Вашингтону укрепилось после попытки незаконного ввоза в страну оружия, взрывчатки, средств радиосвязи, наркотических веществ на борту самолета ВВС США «Геркулес С-130». Внятных разъяснений из Вашингтона по этому поводу так и не последовало, но скрытых угроз в адрес Кристины – по различным каналам – по поводу «незаконного задержания» самолета прозвучало немало. Постарались замять в посольстве США и инцидент с «контрактником», задержанным в аэропорту с двумя снайперскими винтовками, на которые не было никаких разрешительных документов. «Контрактник» числился сотрудником административной секции, но обладал широкими посольскими полномочиями для передвижения по стране, установления «полезных связей», проведения самостоятельных «расследований» и выявления «врагов США» на территории Аргентины.
Есть немало других примеров незаконной оперативной работы контрактников из США в стране. Они используют различные «крыши» и легенды, их можно встретить в пограничных районах с Боливией, Чили и Бразилией. Часть этих «спецов» числится за ЦРУ и военной разведкой США (РУМО), есть и такие, которые выполняют задания ДЕА (Департамента по борьбе с наркотиками), хотя двусторонними соглашениями американцам запрещены операции подобного рода в Аргентине. Много вопросов вызывает «непрозрачная» деятельность организации Kroll Associates S.A. со штаб-квартирой на улице Франклин Рузвельт, 2318 в Буэнос-Айресе. Её реальное руководство находится в Нью-Йорке под вывеской Kroll Inc. (The Risck Consulting Company). В аргентинской команде Kroll Associates работают бывшие сотрудники аргентинской полиции и контрразведки, экс-агенты ЦРУ и Моссад. Формально Kroll Associates занимается проблемами обеспечения безопасности и проведения специальных расследований. Но реальной специализацией «фирмы» и ее филиалов в странах Латинской Америки является шпионаж. Именно её сотрудники изучали истоки состояния семьи Киршнеров, легальность их коммерческих связей и доходов. Серьезного компромата раскопать не удалось, но всякого рода слухи и сплетни были использованы против Киршнеров в «активных мероприятиях».
Спецслужбы США пользуются любыми предлогами для компрометации связей Аргентины и Венесуэлы.Искусственно создаются ситуации, чтобы лишний раз привлечь внимание к «венесуэльской подрывной деятельности». Год назад сотрудники ФБР арестовали ученого Педро Леонардо Машерони, аргентинца, принявшего гражданство США. Некоторое время он работал в ядерном центре в Лос-Аламос, где имел доступ к секретной информации. По схеме, ставшей обычной для нынешних американских спецслужб, к Машерони был подведён агент ФБР, который назвал себя «официальным представителем Венесуэлы», заинтересованным в приобретении атомных секретов США для создания «боливарианского ядерного оружия». В ходе дальнейших встреч Машерони дал согласие на сотрудничество с «венесуэльцем», передал ему дискетку с первой партией информации и получил 20 тыс. долларов в качестве оплаты. Всего Машерони было обещано 800 тыс. долларов и «венесуэльское гражданство».
Ещё в июне с.г. дипломатическая миссия Саудовской Аравии в Буэнос-Айресе предупредила аргентинское руководство о «вероятности проведения террористической акции» против своего и израильского посольств. И вот – в октябре - пропагандистские органы США запустили в информационное пространство «сюжет» о причастности Ирана к «подготовке покушения» на саудовского посла в Вашингтоне. Президент Барак Обама заявил, что ФБР и ЦРУ располагают соответствующими «доказательствами», и призвал к незамедлительному введению санкций против Тегерана. Президент Махмуд Ахмадинеджад и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи категорически отвергли эти обвинения как «абсурдные и бессмысленные». Но основания для беспокойства у иранских руководителей есть. Достаточно вспомнить, что агрессия США в Ираке была развязана на основании сфальсифицированных данных об оружии массового уничтожения. Оружие так и не нашли. Но цель была достигнута. В ходе операций «коалиционных сил» Ирак был превращен в развалины. Погибло не менее миллиона граждан этой страны. Зато нефть перешла под контроль американских и западноевропейских компаний.
У «сюжета» с подготовкой иранского покушения на саудовского посла есть злонамеренный антиаргентинский подтекст. В 1992 и 1994 гг. в Буэнос-Айресе были взорваны посольство Израиля и здание Еврейской ассоциации взаимной помощи (AMIA). Погибло много людей. В террористических актах обвиняли иранцев, сирийцев, членов «Хезболлы». Но в ходе многолетнего расследования,которое вели лучшие криминалисты Интерпола, США, Израиля, Аргентины и других стран, убедительных доказательств в подтверждение версий об «авторстве» терактов получить не удалось. И вот, через 20 с лишним лет, Вашингтон предупреждает о том, что в ближайшие дни и недели в Буэнос-Айресе может случиться ещё один взрыв. Конечно, это вызвало тревогу у еврейской общины. Родственники тех, кто погиб под развалинами AMIA, выступили с заявлением, что вся ответственность за новое покушение ляжет на тех представителей власти, «которые в своё время не провели должного следствия, не установили по горячим следам конкретных организаторов диверсии».
Президент Еврейско-латиноамериканского конгресса Клаудио Эпельман призвал проявить бдительность в отношении «угрозы иранского терроризма». Его поддержал депутат аргентинского парламента Альфредо Атанасов, особо подчеркнув, что «группа законодателей давно выражает свою озабоченность по поводу сближения страны с Ираном, а также «передачи (Тегерану) атомной технологии при посредничестве Венесуэлы». Атанасов заявил, что министр иностранных дел Эктор Тимерман должен отчитаться перед аргентинской общественностью о мерах, которые предпринимаются для предотвращения ещё одного террористического акта в столице. Тревожные заявления подобного рода множатся и распространяются, хотя панических настроений нет.
Посольства США, Израиля и Саудовской Аравии в Буэнос-Айресе взяты под усиленную охрану, ужесточены меры безопасности в отношении западноевропейских представительств и некоторых международных организаций. Об угрозе покушений предупреждены американцы, обосновавшиеся в Аргентине (60 тыс.), и еврейские общины (около 190 тыс.). Сантьяго О’Доннел, обозреватель популярной газеты «Pagina 12», обнаружил много нестыковок в выступлениях должностных лиц США по поводу «иранского заговора» и сделал вывод: «...трудно сказать, как будет развиваться эта история, она или только начинается, или уже завершилась».
Когда вспоминаешь о попытках американских военных нелегально ввезти в Аргентину оружие и взрывчатку, невольно думается, что история с «иранскими заговорщиками», раскручиваемая в США на самом высоком уровне, будет иметь продолжение и не где-нибудь, а именно в Аргентине.