Ахинея со смыслом, или Март Лаар

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Не успела напуганная общественность Эстонии переварить предупреждение главы своего военного ведомства Марта Лаара о вероятности российского танкового броска из Пскова на Таллин, как последовало новое заявление бдительного министра – о формировании в эстонской армии собственного броневого кулака. Если ещё недавно Лаар рассуждал о том, что остановить русские танки можно пока лишь подручными средствами – бутылками с зажигательной смесью, завалами дорог, подрывом мостов, то теперь от партизанщины решено отказаться. «Обязательство по созданию танкового потенциала стоит у нас в плане развития военной обороны Эстонии, который мы на данный момент пересматриваем», – объявил Лаар. Ещё бы – русские вот-вот пойдут!

Только куда и зачем – министр не объясняет. И для чего русским танковый бросок на Таллин, какую оперативную или на худой конец тактическую цель представляет эстонская столица для российской армии – тоже не комментирует. Потому что комментировать нечего – налицо блеф чистой воды, как точно определил бывший начальник Главного управления Сухопутных войск Вооруженных сил РФ генерал-полковник Юрий Букреев. «Никогда у нас не было даже намеков, не говоря уже о разработке каких-то планов по нападению на Эстонию», – прокомментировал он «Интерфаксу» развязные тирады эстонского министра. По словам Ю. Букреева, руководство Минобороны Эстонии, «видимо, таким необычным способом хочет обратить внимание Запада на эстонскую армию», а «угрозы страшнее, чем русские танки, министр обороны не нашел», хотя в составе Объединенного стратегического командования «Запад» у российской армии нет ни одной танковой бригады или даже танкового полка.

Тем не менее вокруг блефа стала выстраиваться интрига. В Эстонии на полном серьёзе стали вдруг рассуждать о военных действиях против России. За министром потянулись его подчиненные. Пугать так пугать! Командующий силами обороны генерал-лейтенант Антс Лаанеотс высказал крайнюю озабоченность сделкой по приобретению Россией у Франции военных кораблей типа «Мистраль». «Если французы в итоге пойдут на сделку с Россией, нам придется задуматься о мерах безопасности на случай, если корабль направят в Балтийское море», – заявил эстонский командующий.

Тему с готовностью подхватила местная газета Eesti Ekspress, ставшая обсуждать, как лучше уничтожать российские корабли. «Все способы уничтожения кораблей типа «Мистраль» в составе ВМФ России, – просветила она читателей, – основаны на размере корабля, который не способен быстро маневрировать, а значит, является легкой мишенью». Поразить вертолетоносец предлагается противокорабельными ракетами, торпедами, минами и артиллерийскими снарядами калибра 305 миллиметров. Воспаленное воображение нарисовало также вариант блокирования «Мистраля» между островами на одном из участков Балтийского моря и его последующего поражения снарядами большого калибра.

Интересно, верят ли  сами эстонские военные в ту ахинею, которую они скармливают публике? Впрочем, верят, не верят – разницы нет, когда речь заходит о большой политике. А речь вроде бы как раз о ней.

Тема защиты силами альянса стран Балтии была поднята сразу после войны в Южной Осетии в 2008 г. Согласно документам, опубликованным WikiLeaks, эстонские власти постоянно просили США и Евросоюз надавить на Россию по ряду вопросов. Президент Тоомас Хендрик Ильвес требовал у НАТО выработать четкую стратегию против «воинственной и агрессивной» России и потом долго сетовал в переписке, что альянс не в состоянии это сделать.

Идя навстречу пожеланиям союзников, в НАТО выразили готовность разработать новый план по защите Балтии. В конце 2010 г. газета Guardian, ссылаясь на одну из утечек WikiLeaks, писала, что такой план действительно был разработан. По данным источника, оборонительная схема под кодовым названием «Eagle» подразумевает, что в случае агрессии со стороны России НАТО введёт в действие на Балтике девять дивизий — американских, немецких, британских и польских. Пока же вклад альянса в защиту стран Балтии заключается, в первую очередь, в охране воздушного пространства региона. Небо Прибалтики патрулируют истребители союзников (в настоящее время – французы), которые базируются на литовской авиабазе Зокняй. Страны блока по очереди несут дежурство, предоставляя свои самолеты для этой миссии.

Виден в новом информационном наступлении, предпринятом М. Лааром, и внутриполитический, партийный аспект. Эстонский военный министр – лидер правой консервативной националистической партии «Союз Отечества и Res Publica», дважды был премьер-министром страны. Как привлечь дополнительных сторонников? Путь проверенный - за счет националистов, нагнетая истерию по поводу угрозы со стороны восточного соседа. Г-ну Лаару прислушаться бы к мнению коллеги из Финляндии Стефана Валлина, который на днях посоветовал не раздувать военную угрозу со стороны России. Однако что останется тогда партии Лаара? Вот и взялся министр эксплуатировать чувство страха у своих соотечественников.

Не исключено, конечно, что нести ахинею Лаара побуждают причины, так сказать, сугубо материального свойства. Чтобы гарантировать бесперебойные военные поставки для американских и натовских войск в Афганистане, США в течение последних лет развивают т. н. Северную распределительную сеть – Northern Distribution Network (NDN). Важнейший маршрут NDN – «СРС-Север» начинается во всепогодном порту Риге, где с американских контейнеровозов грузы переваливаются на российские железнодорожные составы, которые затем направляются через Россию, Казахстан и Узбекистан в северный Афганистан. (Россия осуществляет транзит по своей территории невоенных грузов для Международных сил содействия миру и безопасности в Афганистане в соответствии с рамочной договоренностью, достигнутой между Москвой и Брюсселем в апреле 2008 г., а затем по соглашению о транзите военных грузов в Афганистан через российскую территорию, подписанному в ходе первого официального визита Б. Обамы в Россию и вступившему в силу в сентябре 2009 г.)

Итак, старт трансконтинентальному маршруту движения натовских грузов в Афганистан даётся в Риге. А почему не в Таллине, обеспечивающем такое же круглогодичное морское сообщение, задумались в эстонском правительстве? Тем более что за семь месяцев текущего года Таллинский порт хоть и оказался лидером по грузообороту среди портов стран Балтии – 22,09 млн. тонн грузов, но прирост такового составил всего 5%. А вот в Риге грузооборот увеличился аж на 15,8%, достигнув 20 млн. тонн. В том числе и за счет перевалки натовских грузов для МССБ. Они значительны: по сведениям газеты «Известия», только за 2009 (вторая половина) – 2010 гг. через территорию России по железной дороге переброшено порядка 6 тысяч контейнеров.

На дворе кризис, грядут тяжелые времена, зачем же добровольно упускать гарантированные и немалые доходы? К тому же включение Эстонии в Северную сеть поставок расширит участие эстонской стороны в натовских программах, чего так добиваются в Таллине. Так что ахинея, которую несёт Март Лаар, - ахинея со смыслом.