Back to the USSR или веление времени?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Так получилось, что пик политического, экономического, социального и даже цивилизационного кризиса в Молдове совпал с оглашением нового интеграционного проекта для Евразии. Охватывая Российскую Федерацию, Белоруссию и Казахстан, этот проект открыт и для других бывших советских республик. О возможностях, потенциально существующих в Едином экономическом пространстве для Молдовы, которой иные политики отвели незавидное место в «санитарном кордоне» между «цивилизованной Европой» и «варварской Россией», следует сказать особо…

ЕЭП мыслится его создателями в традициях древнего «шёлкового пути» и в современных понятиях «цивилизационного моста» между Атлантикой и Тихим океаном. Это как раз то логически недостающее звено в мировом хозяйстве и мироустройстве, в котором нуждается мир, разъединённый призраками «холодной войны», социокультурными противоречиями, геоэкономическими и геополитическими анахронизмами и нелепицами в духе кошмарных видений Збигнева Бжезинского и Милана Кундеры.

Речь идёт о создании единого и открытого транспортного, таможенного, визового, экономического, инвестиционного и информационного пространства с колоссальными природными, энергетическими, рыночными и человеческими ресурсами (около 170 млн. человек), с согласованной законодательной базой по лучшим мировым и европейским образцам и стандартам.

Рассмотрим этот проект с различных позиций, включая позицию рядовых граждан, рядовых обывателей Молдовы.

С точки зрения исторической преемственности просматривается следующая «проектная цепочка»: СНГ – ЕврАзЭС – Таможенный союз – ЕЭП. Здесь видна линия развития от невнятной концепции СНГ, которая родилась 20 лет назад и мыслилась как некая юридическая эрзац-модель разваливаемого Советского Союза, до вполне вызревшего, ясного понимания необходимости объединения всех ресурсов бывшей огромной державы, но уже на новых культурно-исторических и политических основаниях.

В.Путин, выдвинувший идею «Евразийского союза», утверждает, что СНГ было «той моделью, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных связей, объединяющих наши народы», а также, по его мысли, помогла «сберечь производственные, экономические и другие связи». В целом с этим можно согласиться, вопрос лишь в том, насколько миссия сбережения всех этих традиционных ценностей выполнима в рамках СНГ?

Ведь именно за 20 лет существования СНГ многое утрачивалось безвозвратно, и прежде всего – уходило время. В бывших союзных республиках, в том числе и в нашей многострадальной Молдове, разрушалась инфраструктура промышленности и сельского хозяйства, рушилась система межреспубликанских экономических связей, рушилась сама финансовая система взаимных платежей и расчётов, втаптывалось в грязь всё то лучшее, что было воспитано в людях – чувства коллективизма и взаимного уважения между народами некогда великой державы, уважения к культуре, науке, образованию.

В самой России в те же времена к кормилу власти стали приходить люди, поднявшиеся на разграблении государственной собственности и государственного имущества, люди, которые очень быстро научились конвертировать эфемерный ресурс тогдашней хрупкой государственной власти в материальное могущество, а затем закреплять достигнутое в новых политических структурах.

Однако с переходом рубежа 2000 года Россия стала, наконец, сознавать, что её государственное существование настоятельно требует возврата к ряду традиционных российских принципов и символов государственного устроения и одновременно - новых подходов к развитию политических и экономических отношений между странами бывшего СССР.

В.Путин концентрирует своё внимание на модернизации и развитии, прежде всего, торговых и производственных связей, причём таким образом, чтобы проект Единого экономического пространства был как можно более устойчив по отношению к колебаниям мировой конъюнктуры. Он исходит из логики необходимости реализовать огромный потенциал, заключённый в общем историческом, культурном и экономическом наследии полутора десятка стран. Он утверждает, что продвигаемый им и его единомышленниками проект Единого экономического пространства будет основан на согласованных действиях в ключевых областях – в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, а также тарифов естественных монополий. В дальнейшем предполагается формирование единой визовой и миграционной политики для снятия всех основных видов пограничного контроля на периметрах внутренних границ ЕЭП.

Российский премьер напрямую утверждает, что в основании этого перспективного геоэкономического проекта заложено творческое восприятие богатого опыта Евросоюза и, в частности, Шенгенских соглашений. И есть все основания ожидать, что для рядовых граждан тех стран, которые в дальнейшем образуют Единое экономическое пространство, снятие миграционных, пограничных, административных, юридических и психологических барьеров, так называемых «трудовых квот», означает реальную возможность свободного выбора места и образа жизни в пределах указанного пространства.

Для бизнеса создание ЕЭП означает обретение новых динамичных рынков с едиными требованиями и стандартами к производимым товарам и услугам, которые по основным параметрам предполагается унифицировать в соответствии с европейскими. Это позволит избежать технологических нестыковок, рассогласований и разрывов, а также технологической несовместимости. Это означает, что любой местный производитель уравнивается в правах и возможностях на всём экономическом пространстве, получая прямой и неограниченный доступ к госзаказам и инвестициям стран, входящих в ЕЭП.

Предполагается, что это вызовет так называемую «конкуренцию юрисдикций» в том смысле, что право свободного выбора для инвесторов и исполнителей экономических проектов с неизбежностью заставит государственных мужей в каждой из стран ЕЭП соревноваться в области привлекательности своих законодательств и правил экономической игры. По замыслу авторов проекта, это может стать серьёзным стимулом для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата в своих странах. Будем надеяться.

Новое экономическое пространство, основанное на идее тесной интеграции, учитывающей общий политический, экономический, социокультурный и исторический потенциал наших народов, - безусловный императив нашего времени. Это огромный потенциальный рынок, колоссальное поле для зарождения новых надежд, идей и устремлений людей, объединённых исторической судьбой на гигантском евроазиатском мосту, с древних времён объединяющем Запад и Восток.

С точки зрения интересов Молдовы этот проект являет собой целый ряд исключительно заманчивых перспектив в области экономики и развития государственности. Это и колоссальный рынок сбыта молдавских товаров, которые традиционно находили устойчивый спрос на этом огромном экономическом пространстве. Это и потенциально неисчерпаемый источник инвестиций, и, как следствие, новых рабочих мест у себя на родине. Это и традиционный доступ на гигантский рынок труда в России. Это и реальный путь к нормализации «обезумевших» в Молдове тарифов на газ, нефтепродукты и электроэнергию. Это, в конце концов, и принципиально новые исторические возможности решения приднестровского конфликта.

Получается, что проект ЕЭП чем-то весьма напоминает проект ЕС. А сам ЕС, сам Евросоюз, скажите, что напоминает нам так пронзительно, до боли знакомое? Да, да, господа, вы угадали – ЕС напоминает канувший в лету СССР, со всеми его достоинствами (единой валютой, общим духом, свободным перемещением людей, товаров и услуг) и недостатками (косным бюрократическим аппаратом, идеологическим контролем и т.д.). И к этому мнению всё больше склоняются наиболее трезвомыслящие западные аналитики.

Так что же зазорного для жителей Молдовы в этом возвращении на новом витке мировой истории в дружественное экономическое и культурно-историческое пространство? Ведь прав был Юрий Рошка, когда сказал, что мы, молдаване, - люди с двумя цивилизационными лёгкими, одним - западным и другим – восточным.

Проект ЕЭП совершенно открыт и в том смысле, что он никак не противоречит ни восточным, ни западным интеграционным устремлениям Молдовы. Более того, в его рамках чрезвычайно просто и логично разрешается наболевший «молдавский вопрос» – вопрос внутренней интеграции западного и восточного берегов Днестра. Чего же более?

Однако обанкротившийся «Альянс за европейскую интеграцию», уже исчерпавший свой ресурс иллюзий и вранья, и слышать ничего не хочет о новом экономическом пространстве с его неисчерпаемыми для Молдовы возможностями. Значит, этой химере самое время упокоиться на политическом погосте истории. Значит - настало, наконец, время спасительных перемен и инноваций, в которых так нуждается Молдова.

Что же касается западноевропейского «интеграционного проекта», то по этому поводу 27 октября в Берлине на встрече «Между демократическим выбором и политическим кризисом: каковы перспективы Республики Молдова?» бывший посол ФРГ в Молдове Николаус Граф Ламбсдорфф со всей откровенностью признал: «У Молдовы нет европейской перспективы членства. Я говорю об этом с сожалением, но это политический факт». Яснее, определеннее, более однозначно о крахе «Альянса за европейскую интеграцию» не скажешь. Химерические построения сторонников этого геополитического проекта обернулись непосильным для населения ростом цен на основные товары и услуги, посадкой бюджета Молдовы на «долговую иглу» МВФ, очередным витком коррупции и в конечном итоге политическим и экономическим кризисом.

На этом фоне поменьше нужно прислушиваться к выкрикам всевозможных политиканов, твердящих о том, что в случае вступления Молдовы в Таможенный союз и ЕЭП её ждут большие проблемы. Мы в Молдове, пожалуй, уже дошли до «проблемного дна» - дальше некуда. В Единое экономическое пространство нас толкает суровая историческая необходимость и одновременно  влечёт спасительная человеческая надежда.

Нужна политическая воля всего нашего народа, всех наших интеллектуальных и политических элит для того, чтобы этот спасительный ветер перемен придал необратимость движению навстречу могучему геоэкономическому евразийскому пространству. Потому что мы в силу своего исторического и географического положения находимся на пересечении культурно-исторических влияний Запада и Востока. И никакие химеры прошлого и настоящего не должны столкнуть нас с этого пути.