Русская история знает немало случаев безмятежной рефлексии власть имущих перед лицом очевидной опасности. Отчего образовалась такая особенность в нашем национальном характере – остается только гадать. К примеру, войско хана Арапши перерезало в 1377 г. на реке Пьяне все суздальско-московское ополчение по той причине, что ополчение крепко спало, не озаботясь охраной. В результате был сожжен Нижний Новгород и разорены нижегородское и рязанское княжества.
Этот прискорбный случай вспомнился мне в связи с тем, что как раз на «русскую рефлексию» и делается расчет в назначении новым послом США в Москве Майкла Макфола. О том, что это за персонаж и зачем он едет в Россию, стоит поговорить отдельно. При этом нельзя избежать и другой стороны вопроса – как его примут российские власти, каким будет информационное сопровождение его деяний на российской земле отечественными СМИ и его восприятие российской общественностью. Будем ли мы считать его своим другом или, может быть, даже помощником на нелегком пути к счастью? Вопрос немаловажный. Может быть, мы еще и сами не знаем, как много от этого зависит.
Что такое современная русская внешнеполитическая рефлексия? Это наша зарубежная политика в виде воображаемой стены, частично крепкой, а частично не очень. Вот в вопросе об американской ПРО в Европе мы стоим каменной стеной, а отказ от продажи Ирану сугубо оборонительных зенитных комплексов С-300 свидетельствует о слабине. На чьи уговоры поддались, кому пошли навстречу?
Или взять транзит натовских войск в Афганистан воздухом и по земле. Выгоды от транзита невелики, а отдаленные последствия еще придется подсчитывать. Особенно если талибы вернутся к власти, что совсем нельзя исключать. Не стоит забывать, что война в Афганистане началась с провокации в Нью-Йорке 11 сентября, которую исламский мир воспринял весьма враждебно, но «русская рефлексия» заставила нас поверить в авантюру, изобретенную американцами для собственного употребления.
Долго размышлять о целях нового назначения М. Макфола не стоит – он едет в Москву для пробития брешей в слабых местах российской политической стены. Возможно, и для ее основательного обрушения. М.Макфол – голова, ему палец в рот не клади. По общему признанию знатоков, нет в Америке лучшего специалиста по «цветным революциям», чем Майкл Макфол…И дело не только в том, что он съел свору собак на этих революциях. Дело еще и в том, что он сам декларирует «лютую ненависть к диктатурам» и «неколебимую любовь к свободе». Деятелей с такими сильными чувствами обычно называют «пассионариями». Они из тех, кто работают не только за зарплату, но и движимые страстными убеждениями. Работают безудержно, нахраписто. Если прибавить к этому глубокое знание современной России, где М. Макфол обретался не один год, и сети налаженных связей везде и всюду, особенно среди правочеловеков и вашингтонолюбов, то прибывает он к нам на подготовленную к возделыванию почву.
Кредо нового посла США в РФ в переводе на понятный язык звучит просто: отвратить Россию от «авторитаризма» и повести под уздцы к рассвету свободы. А будет брыкаться – бить плеткой.
Это уже не просто незатейливость покорителя Дикого Запада, считающего русских аборигенов существами, не достигшими понимания истины. Это явление вдохновенного и всепобеждающего всадника на белом коне, разящего копошащихся во тьме исчадий зла. Жесткого менторского тона для идейных противников и сладкого сиропа для сторонников у него припасено вдоволь. В подсобных средствах также недостатка не будет. Чем хороши сегодня условия в России для таких, как М.Макфол, так это наличием большого количества антирежимных точек и узлов в виде всевозможных фондов, НПО, правочеловеческих организаций и блогосферы. Здесь сами собой сформируются легионы, готовые поработать за американские деньги.
К тому же этот «всадник» всегда вызывал аплодисменты американского шпионского сообщества тем, что во всех странах, где он оперировал, он старался усилить резидентуры ЦРУ. И эта сила не преминет активно подключиться к процессу.
В Россию М.Макфол явится не голубем с оливковой ветвью в клюве, а гордым «провозвестником свободы», вокруг которого начнут объединяться «силы Добра», дабы двинуться на решительный штурм бастионов «империи Зла»…
Майкл Макфол не скрывает, что одной из важнейших своих задач считает оказание «воспитательного влияния» на российское общественное мнение. Другими словами, нас ждет активное вторжение его приспешников в российское информационное пространство, для чего не нужно обходить цензуру и спрашивать разрешения властей. Точнее говоря, под его руководством начнется укрепление антирежимной платформы в блогосфере. Сегодня она охватывает миллионы граждан, в первую очередь молодого возраста, и бурлит политическими дебатами. Антиправительственные настроения в этой среде велики, но она хаотична и слабо организована. Хотя кое-какие инициативы по организации протеста во время парламентских и президентских выборов в ней уже появляются, но пока она еще очень далека от того состояния, в которое ее привели на территории «арабской весны». Однако другого «горючего материала», способного смоделировать уличные акции того же рода, что на Арабском Востоке, в России нет. Поэтому нет у Макфола и особого выбора. Карликовые партии-импотенты вроде «Правого дела» или «Яблока» принципиально не в состоянии оказать сколько-нибудь заметное влияние на предвыборную ситуацию. А речь должна идти именно об этом. Целью предстоящей атаки «всадника» и поднятых им легионов будет как раз изменение хода выборов в интересах американских кукловодов. Значит, необходимы акции гражданского неповиновения, а запал для них сегодня хранится в блогосфере. Если его выбросить на улицы, детонация пойдет дальше. Насколько далеко – никто не возьмется предсказать. Да это и не надо. Главное, начать уличные акции, которые потом будут подхвачены и мультиплицированы с помощью известных технологий. Для этого нужно объединить усилия подконтрольных российских электронных ресурсов, принадлежащих правозащитным организациям, НПО и влиятельным блогерам, повлиять на ход политической дискуссии и в нужный момент осуществить главный трюк – организовать выход участников дискуссии на улицы. Так же, как это удалось сделать в государствах, по которым прокатилась «арабская весна». Здесь Майкл Макфол - первый мастер на все Соединенные Штаты Америки.
Простое ли это дело? Отнюдь не простое, тем более что у российского правительства есть и идейно-пропагандистские средства, и спецслужбы, которые не останутся равнодушными к активности сторонников «всадника на белом коне». Однако искушенный в диверсиях Майкл Макфол знает – ни одна спецслужба не в состоянии справиться с тем, что зовётся гласом народным. Тем более что американский опыт в этих делах восходит еще к таким революциям, как революция польской «Солидарности» 1980 года, свершенная в условиях жесткого политического контроля со стороны ПОРП. Технологии дестабилизации внутриполитического положения, работы с «уличным процессами» и управления толпой давно легли в учебные пособия ЦРУ. Для их реализации в РФ требуется сегодня только одно – бюджетные деньги США. А также внебюджетные деньги США (из тайных фондов спецслужб), так как борцы за свободу американского образца во всем мире, в том числе и российские, рискуют собственной свободой не за бесплатно и не любят, когда их расходы точно подсчитывают.
Окажется ли Майкл Макфол в эпицентре выступлений против российского режима в период парламентских и президентских выборов в стране? Другого варианта быть не может - его за этим и посылают. Правда, статус посла заставит его проявить искусство маскировки под «работу с общественностью», но длинные уши никуда не спрячешь. Так же, например, как не смог их спрятать американский посол в Сирии, срочно бежавший из этой страны от разъяренных сирийцев, которым надоели его внезапные появления в местах скопления оппозиции.
Таковы методы работы «тихих американцев». Когда наступает решительный момент, посольство США может сорвать с себя маску и явить миру совсем другой лик. Там, где американцы пошли ва-банк для смещения правящего режима, их представительства превращаются в военно-революционные штабы, совмещенные с кассой для выдачи денег местным «пассионариям» на свершение «гражданского подвига». В условиях России придется, возможно, перенести центр диверсионной деятельности из посольства в какой-нибудь «Америка-хаус» или в офис какой-нибудь НПО, пользующейся прикрытием международных организаций, но сути дела это не меняет. Майкл Макфол будет работать на любых площадках. Он неудержимый всадник свободы. Хотя, если вспомнить откровения от Иоанна, один из четырех всадников Апокалипсиса – всадник на белом коне – нес смерть всему сущему.
Однако не слишком ли жёстко мы судим о Майкле Макфоле, нет ли здесь натяжек и преувеличений? Наверное, нет, если иметь в виду, что во всех внешнеполитических концепциях американских правящих кругов Россия как была, так и остается частью «развивающегося» мира, не заслуживающей иного отношения, чем страны «арабской весны». Едва ли в душе «всадника» что-нибудь дрогнет от мысли, что организуемое им гражданское неповиновение может привести к тяжелым последствиям, возможно - к большой крови. Когда американские «всадники» жалели чужую кровь?
Поэтому важно, чтобы российские власти в своей рефлексии ничего не перепутали. То «укрепление» российско-американских отношений, которое США планируют осуществить с приездом М.Макфола, понимается американцами весьма своеобразно. Им очень не нравится «рокировка» тандема, и они явно захотели вмешаться в ход событий, для чего и засылают к нам этого «профессионального революционера». Расчеты американских политических кукловодов на то, что М.Макфол может существенно изменить предвыборную ситуацию в РФ, - отнюдь не глупая фантазия. Хотя российские власти активно готовятся к выборам, многие важнейшие проблемы общества остаются нерешенными. Проводимые парадные мероприятия не в состоянии снять накопившееся социальное напряжение. И не уходит главная российская боль – огромное социальное неравенство и бедность, к которым бывший советский человек никак не может психологически приспособиться. В российском общественном котле растет давление.
«Всадник» Макфол это прекрасно понимает, и именно эти болевые точки будут использоваться его легионами. У них есть вполне реальный шанс завести избирательную ситуацию совсем не на ту дорогу, которую ей готовит «Единая Россия». (Кто не верит, пусть ознакомится с материалами по новейшей истории Сербии, Грузии, Украины…).
Правда, критикам российского правительства от возможного успеха «всадника Апокалипсиса» легче не будет. К известной мудрости «революции планируют романтики, делают прагматики, а их плодами пользуются негодяи» в нашем случае нужно добавить еще одно уточнение: плоды этой «революции», если позволить ей совершиться, присвоят негодяи, прошедшие курс «борьбы за свободу» у американских инструкторов. От них России и русским не стоит ждать ничего хорошего. Сомневающиеся могут попытаться найти на карте мира хотя бы одно государство, которое США сумели сделать счастливым в результате своего вмешательства.
Однако вернемся к разговору о русской рефлексии. «Всадник» Макфол постарается обеспечить себе прямой доступ к первым лицам государства. Это закон жанра. Он беззастенчив, как щука на охоте, и обладает талантом привлечения к себе людей. Это и станет показателем бдительности российских властей. Если его конь превратится в завсегдатая придворных конюшен, дела наши будут совсем нехороши.