Если судить по публикациям и телерепортажам, западные и особенно североамериканские СМИ отнеслись к созданию Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) как к событию «второго ряда». Информационные сообщения из Каракаса, где 2-3 декабря с.г. проходил форум с участием 33 президентов и премьер-министров региона, были подчёркнуто лапидарными. Минимум эмоций, если не считать ставших обязательными пассажей о том, справится ли президент Уго Чавес, организатор и хозяин форума, с раковой болезнью. Боливарианский лидер не раз заявлял, что уже вполне здоров и готов руководить Венесуэлой ещё лет двадцать. Однако западные журналисты его словно не слышат. Дезинформация – привычное оружие Империи.
В эти дни в Венесуэле был поставлен жирный крест на «доктрине Монро», которая совсем недавно казалась такой же незыблемой, как сами Соединённые Штаты.Ещё в 2008 году Чавес призвал администрацию США «похоронить» доктрину Монро (названную по имени пятого президента США Джеймса Монро), в соответствии с которой Вашингтон «закрывал» Западное полушарие для любых попыток колонизации европейскими странами, а США в свою очередь брали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Европы. При каждом удобном случае Чавес, беседуя с американскими журналистами, повторял: «...доктрина Монро должна быть сломана. Джефферсон, ваш третий президент, говорил, что Америка поочерёдно проглотит все республики юга. Так что страна, в которой вы родились, основана на империалистическом подходе».
В выступлениях латиноамериканских политиков на форуме в Каракасе постоянно звучал призыв к ускорению объединения стран континента, реализации проекта 200-летней давности, провозглашённого Симоном Боливаром. Это он, объясняя необходимость создания южноамериканского союза, сказал в 1828 году: «США, похоже, предназначены самой судьбой, чтобы нести в Латинскую Америку нищету во имя свободы». На форуме эти слова вспоминали все участники: «правые», «левые», «центристы». Агрессивная, непредсказуемая политика Вашингтона на международной арене вызывает естественную тревогу в странах к югу от Рио-Гранде. Империя постоянно прибегает к силе в решении стратегических и геополитических задач, использует сфальсифицированные предлоги для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, часто делает ставку на физическое «устранение» независимых политиков. Занятость Пентагона операциями в Азии и Африке создаёт иллюзию отсутствия интереса Империи к латиноамериканскому региону, но это только иллюзия. Разведывательная работа американских спецслужб против государств Латинской Америки никогда не прекращалась. Больше всего внимания уделяется выявлению военных и других целей в Бразилии, Венесуэле и Кубе, но и (кажущиеся) союзники – Колумбия, Чили, Мексика - находятся под строжайшим контролем. Сегодня «союзники» – завтра злейшие враги.
Рауль Кастро призвал участников форума противодействовать любым попыткам «иностранных государств» дестабилизировать ситуацию в регионе. «Латинская Америка изменилась, - сказал кубинский президент, - с ней нельзя обращаться так, как это было в прошлом, когда империалисты пытались навязать свои модели (эксплуатации) и подчинить (наши) народы». Кастро напомнил о пяти десятилетиях экономической блокады США против Кубы, назвав её «самым безжалостным и продолжительным преступлением против отдельно взятой страны в истории человечества». По его мнению, такой же преступный характер носят действия США и НАТО в Ливии и некоторых других странах: «Квалифицировать их можно как «международные преступления», которые, к стыду ООН, угрожают превратиться в норму поведения».
В создании CELAC многие политологи усматривают «исторический реванш» латиноамериканских стран. Все они с 1948 года входили в созданную по чертежам Вашингтона ОАГ - Организацию американских государств, которая потом часто использовалась Империей для вразумления «непослушных» стран, среди которых - Гватемала, Никарагуа, Гренада, Панама, Чили и другие. Тысячи убитых, репрессированных, стёртых с лица земли без суда и следствия латиноамериканцев. Пыточные наработки «Школы Америк» по-прежнему используются на континенте репрессивными органами тех государств, которые считаются союзниками США.
Стоит отметить, что в список президентов, которые подверглись «санкциям» Вашингтона, входили как левые, так и правые политики. Список «устранённых левых» можно продолжать и продолжать: колумбиец Гаитан, чилиец Альенде, панамец Торрихос и другие. А вот «правый» пример. Панамский президент Мануэль Норьега верой и правдой служил США, обеспечивая операции ЦРУ по поставкам оружия отрядам «контрас» в Центральную Америку. Когда необходимость в его услугах отпала, благодарные «грингос» отправили Норьегу за решетку за «незаконные операции» с кокаином. Он мешал усилиям Департамента по борьбе с наркотиками (DEA) монополизировать поставки кокаина из Колумбии через Панаму в США. В перспективе возможной жертвой «самого справедливого в мире американского правосудия» может стать экс-президент Колумбии Альваро Урибе. Он был одним из создателей отрядов «парамилитарес», использовавшихся для кровавых «зачисток» партизанских районов. Чтобы оставаться полезным для Империи, Урибе организует международные кампании против «популистских стран», распространяет тезисы пропагандистских лабораторий США в отношении Чавеса, Корреа, Моралеса. Чёрная неблагодарность Вашингтона к своим «сукиным сынам» общеизвестна.
Вашингтон неоднократно пытался использовать ОАГ для введения «коллективных санкций» против неугодных режимов. Последнее время в прицеле Империи и ОАГ - Уго Чавес, который сумел инициировать крайне невыгодную для США реформу ОПЕК, добиться справедливых цен на углеводороды, начал бороться за социалистическую интеграцию (!) стран Латинской Америки (ALBA), приступил к перевооружению армии Венесуэлы, обратившись за поддержкой к России и Китаю. Проамериканскую политику ОАГ Чавес постоянно критикует: «Это неэффективная, устаревшая и враждебная структура». Сегодня венесуэльский президент и его друзья из Эквадора, Боливии, Никарагуа говорят о невозможности реформирования ОАГ и целесообразности выхода из организации, которая фактически способствует преступной блокаде Кубы.
Вопросы региональной безопасности в деятельности CELAC будут со временем занимать большое место. Проблема социально-политической нестабильности в США в условиях многовекторного кризиса всё чаще обсуждается латиноамериканскими лидерами в приватных беседах. Войны США приобрели откровенно гангстерский характер и направлены на полное разрушение сложившейся модели мироустройства в интересах формирования Pax Americana. Нейтрализация конкурирующих «центров силы» – стратегическая задача, которой подчинены сейчас все усилия Империи.По оценкам Чавеса, перспективы выживания Империи без постоянного ведения войн ограничены. Если ВПК не будет загружен заказами, финансово-экономический кризис нагрянет ещё быстрее и будет ещё беспощаднее. Атака на пограничные блокпосты Пакистана, обладающего атомным оружием, разве это не сумасшествие? Что пытаются доказать планировщики Пентагона? Чавес уверен, что если США не развяжут атомную войну, то к середине текущего столетия их доминирующее влияние в мире сойдёт на нет.
В каких именно формах будет проходить спонтанный демонтаж Империи, прогнозировать трудно, но потенциал протеста в самих Штатах постепенно приближается к взрывоопасному уровню.Особый страх у правящей элиты США вызывают тысячи ветеранов, которые прошли через стрессовые испытания в Афганистане и Ираке. Много пишут о самоубийствах бывших солдат и офицеров, но тщательно скрываются данные о том, сколь многие из них хотели бы с оружием в руках отомстить за потерянные годы жизни, утрату идеалов, напрасную гибель товарищей. Вот она – реальная угроза терроризма, зреющая на задворках одноэтажной, обездоленной Америки. Кризис выплеснет агрессию на улицы городов и посёлков. Поэтому правящая верхушка США спешит сковать зреющие протесты иллюзией новой «внешней опасности». До недавнего времени это были террористы «Аль-Каиды», сейчас – Сирия, «подавляющая народные протесты», которые на деле подготовлены спецслужбами США, Израиля, Франции и Англии, и, конечно, Иран, «создающий атомную бомбу для внезапного нападения» на страны Запада.
Чилийская поэтесса Габриэла Мистраль, лауреат Нобелевской премии 1945 года, сказала однажды: «То, что нас (латиноамериканцев) больше всего объединяет в Латинской Америке, помимо нашего прекрасного языка, так это ненависть к Соединённым Штатам». Давно сказаны эти слова, время летит, обстоятельства, исторические условия и люди меняются, но ненависть остаётся и даже крепнет. Не в этом ли одна из гарантий прочности CELAC?