Все более взрывоопасной становится обстановка в Сирии и вокруг нее. С самого начала февральского мятежа немногочисленная оппозиция повела себя весьма агрессивно, захватывая склады с оружием, поджигая административные здания и полицейские участки. В этой ситуации сирийское руководство вынуждено было применить силу против участников вооруженного путча. Противостояние власти и оппозиции переросло в конфронтацию и гражданскую войну. Требование реформ трансформировалось в требование свержения режима Б. Асада. Оппозиционеры отвергли неоднократные предложения главы государства о переговорах, они стремятся уничтожить существующую власть и занять её место.
Госдепартамент США призвал американцев немедленно покинуть Сирию в связи с тем, что обстановка там нестабильная и опасная. Еще в ноябре авианосная ударная группа (АУГ) во главе с многоцелевым атомным авианосцем ВМС США «Джордж Буш» начала выдвижение из района Персидского залива к берегам Сирии (1). «Джордж Буш» – десятый и самый современный авианосец класса «Нимиц». Его переброска указывает на то, что Белый дом начал подготовку к военному вторжению в Сирийскую республику по ливийскому сценарию.
Тогда интервенции также предшествовало сосредоточение крупной военно-морской группировки у побережья государства, выбранного для нападения. Вполне вероятно, что к указанной авианосной ударной группе уже в Средиземном море присоединятся корабли Франции, Великобритании и других стран НАТО. Вместе они составят силу, способную нанести удар по арабской республике. В этом случае останется только дождаться соответствующей команды со стороны Белого дома. В новых условиях Соединенные Штаты готовы действовать без санкции Совета Безопасности ООН (после того, как попытка провести резолюцию, открывающую дорогу к интервенции, была заблокирована Россией и Китаем).
Сложно определить, как в таком случае поведут себя соседи Сирии. С Турцией у Дамаска натянутые отношения из-за территориального спора: Сирия претендует на 4,7 тыс. кв. км в районе Александретты. Конфликт есть и по поводу воды: турки построили в верхнем течении Евфрата гидросооружения, и сток воды, необходимой сирийцам, упал. На территории Сирии также скрываются бойцы запрещённой в Турции Курдской рабочей партии (КРП). Словом, горючего материала достаточно.
Официальная позиция Анкары заключается в том, что она оказывает «гуманитарную помощь» Сирии (на самом деле – мятежникам). Здесь уже создан аналог марионеточного ливийского Переходного национального совета – Сирийский национальный совет со штаб-квартирой в Стамбуле. Совет создан из граждан западных государств. Турецкий спецназ активно участвует в создании Свободной сирийской армии (FSA). У Анкары был план создания «санитарного кордона» на севере Сирии путем захвата части территории, которую предполагалось использовать для размещения беженцев. С одной стороны, это позволило бы предоставить убежище покинувшим свои дома сирийцам, чтобы дать им возможность оставаться в Сирии и при этом избежать практикуемой правительством Башара Асада депортации, а с другой – не допустить притока беженцев, в том числе и этнических курдов, способных дестабилизировать обстановку в Турции. Подобное уже случилось в 1991 году (2). Сейчас турецкая армия находится в полной боевой готовности к вторжению, и даже если Анкара и не пойдет на военную операцию в Сирии, она вполне может предоставить натовским силам вторжения свое воздушное пространство.
В Иордании мнения властей разделились между желанием отделаться от трудного соседа и страхом, что Хашимитское королевство может пострадать в случае гражданской войны в Сирии (по обе стороны иордано-сирийской границы живут одни и те же племена). Сохраняя осторожность, Иордания могла бы пойти по стопам Турции. «В случае турецкой интервенции в Сирии, у нас не останется иного выбора, как сделать то же самое на юге Сирии», - признался недавно иорданский военный одному из французских дипломатов в Аммане. Б. Асад, разумеется, предупредил Амман о последствиях такого шага. В любом случае иорданский король Абдалла убежден, что режим Асада всё еще силен и его не так легко свергнуть (3).
В Ливане, поскольку это многоконфессиональная страна с влиятельной христианской общиной, многим нынешняя власть в Сирии не нравится. Однако там прекрасно знают, чем обернулась для иракских христиан смена Саддама Хусейна, и боятся повторения того же в Сирии. Есть опасения, что в случае свержения Б. Асада сирийская территория погрузится в состояние межконфессиональной войны.
В то же время в Ливане имеются поддерживаемые извне антисирийские силы. Это движение «Аль-Мустакбаль» («Будущее»), которое возглавляет аль-Харири, сын убитого в 2005 году ливанского премьера, почти постоянно живущий в Саудовской Аравии и выполняющий вполне определенный заказ Эр-Рияда, и ультраправое течение среди ливанских христиан-маронитов. Их лидер С. Жажа в свое время отсидел 14 лет в сирийской тюрьме за взрыв храма, он фактически представляет ту часть маронитов, которые прежде входили в марионеточную армию Южного Ливана и сражались на стороне Израиля (4).
Израиль, юго-западный сосед, прежде четыре раза воевал с Сирией. И сегодня их отношения омрачены территориальными проблемами. Участок земли (т.н. «ферма Шебаа») был захвачен Израилем еще в период Шестидневной войны (1967 г.). Однако Дамаск успел еще тогда же, в 1967 году, отказаться от этой территории в пользу Ливана. Правда, международного признания сирийский акт «доброй воли» не получил. На картах ООН «ферма Шебаа» включена в территориальное пространство Сирии, и на неё, как настаивает израильская сторона, не распространяется резолюция СБ ООН № 425 от 1978 года, содержащая требование вывода израильских войск из Ливана (5). К тому же и комиссия ООН подтвердила, что Израиль полностью выполнил резолюцию о выводе войск из Ливана. Для Тель-Авива это заключение стало главным контраргументом, позволяющим не только оспаривать заявления «Хезболлы», что она ведет борьбу за окончательное освобождение Ливана, но и настаивать на том, что спор за «ферму Шебаа» является проблемой израильско-сирийских двусторонних отношений и не предполагает участия третьего государства в ее решении.
Утверждения Израиля о том, что Сирия несет прямую ответственность за действия «Хезболлы», выглядят как попытки оправдания возможного участия израильтян в агрессии против Сирии. Недаром архитекторы израильской внешней политики, например министр обороны Эхуд Барак, говорят, что «хотят видеть ускорение падения режима» в Дамаске. Еврейское государство уже не раз меняло свою точку зрения по сирийскому вопросу: сначала оно воспротивилось свержению Б. Асада, потом приняло американо-европейскую позицию, требующую от сирийского президента отказаться от власти, а в последнее время заняло выжидательную позицию (6).
И наконец – Иран, восточный сосед Сирии. Это единственная страна, которая продолжает поддерживать сирийское правительство. Тегеран и Дамаск подвергли жесткой критике ближневосточную политику США, обвинив их в стремлении расколоть исламский мир ради собственных интересов и интересов Израиля. Стороны договорились совместными усилиями противостоять любым заговорам Вашингтона и Тель-Авива, пытающихся «посеять вражду» среди мусульман. «Создавая раскол среди исламских наций, Вашингтон добивается своих целей», – предупредили Б. Асад и М. Ахмадинежад. Оба президента пришли к выводу, что планы американцев на Ближнем Востоке «проваливаются», и «последняя карта», которую они попытаются разыграть, – это столкновение шиитов и суннитов в Ираке и Ливане и преследование христиан.
В Сирии создано предприятие, которое производит ракеты M-600, способные поражать практически любые цели в Израиле. Выпускаются они по технологии иранской ракеты Фатех-110 – улучшенной версии советско-китайско-северокорейской ракеты “Катюша” (7). Иран финансирует строительство завода, поставляет Сирии конвейеры и технологии. Это сотрудничество двух стран вызывает опасения в Тель-Авиве. Дамаск, как пишет израильская газета “Гаарец”, обязался предоставить половину продукции завода (то есть произведенные ракеты) “Хезболле”.
В целом сценарий, опробованный Соединёнными Штатами и НАТО в Ливии, в отношении Сирии реализуется несколько другими методами. Не дожидаясь принятия резолюций в Совете Безопасности ООН, США и НАТО формируют более боеспособную с их точки зрения армию, чем та, какую они сколотили из ливийских «повстанцев». Для этого мобилизуются силы соседних с Сирией государств. Арабский сайт «Ар-рай аль-араби» сообщил о том, что в Сирию через территорию Турции переброшены порядка 600 ливийских добровольцев, желающих поучаствовать в свержении президента Б. Асада. «Сирийская свободная армия» в какой-то мере является клоном ливийских мятежников: ее сформировали в приграничных с Турцией районах за счет перебежчиков из сирийской армии. Они не раз вступали в столкновения с правительственными войсками. По некоторым сведениям, в Турции и Ливии уже прошла серия переговоров о поставках сирийским мятежникам оружия и добровольцев.
Появление добровольцев говорит об одном: силовой сценарий свержения нынешнего руководства Сирии более чем вероятен. И хотя об участии в тайных боевых операциях на территории Сирии европейского спецназа пока нет данных, это не означает, что они не появятся (8). Авантюризм сил, готовивших и подпитывающих «арабскую весну», далеко себя не исчерпал.
(1) Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии.http://vz.ru/news/2011/11/24/541085.html
(2) Странности войны в Ливии. http://www.contrtv.ru/common/4090/
(3) Падение Асада: Израиль и арабские соседи Сирии выбирают осторожность.http://www.zman.com/news/2011/11/10/113805.html
(4) Кто натравливает Ливан на Сирию?http://topwar.ru/7528-kto-natravlivaet-livan-na-siriyu.html
(5) Островский Александр. Ливано-Израильский конфликт. (глазами оле хадаш -нового репатрианта). http://z166975.infobox.ru/analitika/livanisrael.html
(6) Сирия, Иран и баланс сил на Среднем Востоке. Джордж Фридман, перевод Александра Роджерса. http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/vprint/64041/
(7) Иран строит ракетный завод в Сирии.http://news.mail.ru/politics/4082200/
(8) Из сирийских оппозиционеров на востоке Турции формируют "армию повстанцев" http://warsonline.info/siriya/iz-siriyskich-oppozitsionerov-na-vostoke-…