Вернемся еще раз к лекции Д.Р.Фирса и его списку прелестей империи: это общий рынок, единая валюта, единое законодательство, свобода передвижения без пограничных и таможенных ограничений. Действительно, удобно. Однако достижимо и без наличия имперского центра. Достаточно желания суверенных народов объединить усилия для создания более тесных взаимоотношений. Европейский и Таможенный союзы тому примеры.
Нельзя сказать, что американцы этого не понимают. В 1956 году они сделали неудачную попытку подтолкнуть Североатлантический альянс к превращению в «нечто большее, чем оборонительный союз» [1] на основе выработки общей внешнеполитической и экономической стратегии, а также сотрудничества в сферах науки и технологий, культуры и информации. В вводной части одного из докладов пояснялось, что, «принимая в 1949 году решение о создании НАТО, его инициаторы руководствовались, прежде всего, страхом перед мощью Советского союза». Однако трансформация власти в СССР после смерти Сталина привела к разногласиям внутри альянса по вопросу о том, как строить отношения с Советским Союзом и странами Варшавского договора в дальнейшем. Некоторые государства-члены НАТО проявили интерес к возможности перехода от конфронтации к диалогу с Москвой и особенно к выгодным экономическим связям с СССР.
В Вашингтоне осознавали, что если европейские союзники потеряют страх перед Советами и начнут сотрудничать с СССР, то особая роль США в этой части Евразийского континента подвергнется эрозии, даже если НАТО создавалась не только против СССР, но и для удержания в «связанном» состоянии побежденной общими усилиями Германии.
Спровоцированная англосаксами холодная война, в которую необдуманно втянулась Москва, на несколько десятилетий задержала сближение Европы с СССР и его наследницей – Россией, но трансатлантического политического и экономического союза из НАТО все равно не получилось. Европейцы с готовностью пользовались американским «оборонным зонтиком», экономя собственные ресурсы, но не спешили начинать процесс объединения с Северной Америкой с использованием экономических, финансовых и иных факторов. Создать общий рынок, договориться о единой валюте, общем законодательстве, свободе передвижения и прочем им легче было без американцев. Тем более что те и так имели в Европе своего «троянского коня» - Великобританию.
Развал СССР и исчезновение «советской угрозы» привел атлантистов в полное замешательство и потребовал срочного поиска нового смысла существования НАТО, иными словами – смысла американского присутствия в Европе. На первых порах этому помог конфликт в Югославии. До сих пор не исчезли еще и «фантомные» страхи центральноевропейцев, хотя они используют мифическую «угрозу» со стороны России больше как средство пополнения своих бюджетов за счет налогоплательщиков США и богатых стран ЕС. Впрочем, скоро и эта раздражающая западноевропейцев уловка перестанет действовать.
Бодрости американцам придало расширение «зоны ответственности» НАТО на всю планету, но поведение союзников в связи с войнами в Ираке и Афганистане показывает, что готовность Европы поддерживать любые американские авантюры не безгранична. Политические и экономические интересы и интересы в сфере безопасности Европы и России могут сблизиться настолько, что подтвердят правоту немецкого политолога Александра Рара, полагающего, что «уход Америки [из Европы] может привести … к …слиянию России и Европейского Союза в некую единую Европу, которая будет способна успешно противостоять глобальным вызовам» [2]. Так А.Рар прокомментировал статью Збигнева Бжезинского, который пугает всех тем, что в случае ослабления Америки "ни одна сила не будет готова выполнять роль, которую мир ожидал от Соединенных Штатов: роль лидера нового мирового порядка глобального сотрудничества" [3].
Стратегам из Вашингтона как-то не приходит в голову поискать себе место доброжелательного соучастника процесса формирования общего пространства сотрудничества Европы и Евразии. Предчувствие приближающегося «стратегического одиночества» толкает Америку к тому, чтобы вновь прибегнуть к испытанному методу «консолидации союзников» и приобретения новых партнеров путем формирования у других народов чувства страха за собственную безопасность. Ведь именно об этом и говорил профессор Д.Р.Фирс в фонде «Наследие», что, оказавшись перед выбором между сохранением суверенитета, но без гарантий безопасности, и подчинением империи, которая даст ощущение такой безопасности, народы выберут безопасность и, соответственно, - империю.
Англосаксы стремятся сегодня создать глобальную империю, не оставляя на планете ни одной точки, где мог бы возникнуть неподконтрольный им центр силы. Для этого им необходимо спровоцировать последовательно нарастающую эскалацию напряженности по всему миру. И тогда американская военная мощь и деньги англосаксонско-еврейской корпорации будут востребованы везде, где воцарятся страх и недоверие.
Вместе с тем в Вашингтоне отдают себе отчет в том, что как Риму не хватало легионов для контроля над всей империей и ему требовалось наличие по ее периферии царьков-вассалов, так и США не в состоянии вести войны по всему миру с использованием только американской армии. Как и в давние времена, «вассалы» Америки тоже должны, с одной стороны, понимать, что «сидят на троне» лишь благодаря Вашингтону, а с другой – они не должны доверять друг другу, чтобы в какой-то момент у них не возникло желание объединиться против своего сюзерена.
Если посмотреть на карту мира, то отчетливо видно, что везде, где есть тенденция к расширению регионального сотрудничества, там появляются «трещины», в которые англосаксы старательно вбивают «колышки» конфликтов.
Американские политологи, уже не стесняясь, называют основными союзниками США в Европе не западноевропейцев, а центральноевропейские державы, прежде всего Польшу и Румынию. Потому что амбиции Варшавы и Бухареста, скрытые под риторикой об их якобы «исторически обоснованных» страхах перед экспансией с востока и запада, как нельзя лучше укладываются в англосаксонскую стратегию изоляции Европы от России, а Центральной Европы – еще и от «пагубного» немецкого влияния.
Работают англосаксы и на «растяжение» ЕС по оси север - юг, стараясь ослабить консолидирующую роль в Евросоюзе Германии. Это можно сделать, заинтересовав «южных европейцев» возможностью усилить свой потенциал приобретениями в других регионах. Когда «вашингтонский Шерхан» начинает охоту за очередной жертвой где-нибудь на границах Европы, он, следуя имперской логике, не против бросить кость с царского стола тем «шакалам Табаки», кто готов помочь ему удерживать захваченную «кормовую базу». Так, например, Штаты уступили Великобритании, Италии и Франции «майку лидера» в операциях в Северной Африке, Ливане и Сирии. Тем самым Америка сделала шаг к изгнанию из Средиземноморья России и Китая и к возвращению территории этого региона под контроль тех союзников, которые когда-то были здесь полноправными хозяевами после раздела остатков Османской империи.
Складывается впечатление, что США собираются восстановить в скрытой форме имперскую роль некоторых европейских государств, растерявших свои колонии, чтобы самим стать «империей над империями», «шахиншахом» («царем царей») глобального масштаба.
Возможно, что «переформатирование» Ближнего Востока является частью этого замысла. Вашингтон, скорее всего, сознательно пошел на то, чтобы ликвидировать устоявшиеся в арабских странах режимы и привести к власти исламистов, вроде бы «врагов» Америки. Получив власть из рук американцев и НАТО, «враги» теперь стали благодарными «вассалами», которые надеются, что «не оскудеет рука дающего».
При этом возникает опасность, что со временем марионеточные режимы, в которых первую скрипку будут играть носители идей «всемирного Халифата», могут вспомнить о своей «великой исламской миссии». Не исключено, что в Вашингтоне считают такую возможность хорошим стимулом, чтобы у европейцев и россиян не иссякло желание сохранить в той или иной степени вовлеченность США в дела Большого Ближнего Востока. На всякий случай.
Тем не менее американцы сами склонны считать такую угрозу в основном виртуальной. Странам "победившего ислама" объединиться не так-то просто. Во-первых, «братья», усевшись каждый в своем уделе и прибрав к рукам лакомые сферы экономики, будут больше заботиться о том, чтобы не потерять полученный из чужих рук «деликатес». Во-вторых, между ними, как всегда между братьями, начнется конкуренция за то, кто из них тут, на Ближнем Востоке, главнее. В-третьих, ислам суннитского толка далеко не так однороден, как кажется со стороны, не говоря уже о тысячелетней войне между суннитами и шиитами. Ну и в-четвертых (а может, и «во-первых»), на то и возвращает Вашингтон скрытый сюзеренитет над арабами Лондону, Парижу и Риму, чтобы «братья» не смогли найти между собой общий язык, кроме арабского. Потому что извечная конкуренция между Францией, Италией и Великобританией втянет в эту борьбу и их новых/старых «вассалов». Разделяй и властвуй. Эффективность этого любимого англосаксами приема еще никто не опроверг. А Америка присмотрит за всеми.
Перепоручив Северную Африку и Левант «бывшим имперцам», Вашингтон получил возможность сосредоточиться на России и Китае, на самых крепких бастионах, не покорив которые в той или иной форме или хотя бы не обессилив их, нечего и мечтать о глобальной империи.
Учитывая, что Китай получает около 85% импорта нефти через проливы между Индийским и Тихим океанами, американская дипломатия в 2011 году приложила немало усилий, чтобы значительно увеличить здесь свое военное присутствие на случай кризиса в китайско-американских отношениях (например, если Пекин захочет избавиться от американских облигаций). А кому поручить провокацию в проливах - не проблема.
Чтобы союзники США в АТР прониклись желанием иметь больше американских войск под боком, глава Госдепартамента Х. Клинтон, по выражению американского политолога Джеймса Петраса, «потратила больше половины 2011 года, делая провокативные предложения азиатским странам, у которых есть морские пограничные конфликты с Китаем. Клинтон «ввинтилась» в эти диспуты, усиливая и усугубляя требования Вьетнама, Филиппин и Брунея в Южно-Китайском море» [6]. Попутно Вашингтон увеличил «присутствие боевых кораблей, атомных подводных лодок и боевых самолётов вдоль китайской береговой линии» и активизировал военно-техническое сотрудничество с Японией, Тайванем, Сингапуром и Южной Кореей.
За полтора месяца до Рождества Христова получивший Нобелевскую премию мира авансом Барак Обама решил защитить этот самый мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе с помощью дополнительных 2500 морпехов, которые поселятся в самом северном городе Австралии. Туда же перебазируется группировка кораблей и самолетов под предлогом защиты морских коммуникаций. Прибыв в Канберру, Обама заявил, что США вступают теперь «в лобовое столкновение с Китаем в борьбе за влияние в регионе и дают гарантии безопасности союзникам», естественно, «по их просьбе» [4]. Как следует из смехотворного разъяснения заместителя советника по национальной безопасности Б.Родса, «эта политика происходит из желания народов региона, чтобы США увеличили здесь свое присутствие», потому что такая политика «является продолжением американской помощи …в деле борьбы с экстремистами на Филиппинах, с пиратами в регионе и с последствиями цунами в Индонезии» [5].
Когда здесь произойдет следующее цунами - одному Богу известно, но если в регионе начнет расти напряженность в отношениях между государствами, то уж точно - не Китай будет тому виной.
5 января Белый дом и Пентагон обнародовали совместный документ под названием «Поддерживая глобальное лидерство США. Приоритеты обороны 21 века», наброски которого были подготовлены Объединенным комитетом начальников штабов ВС США еще в феврале прошедшего года. По словам Барака Обамы, выступившего перед военными, «затяжные войны прошедшего десятилетия закончились». Это радует. Однако суть глобальной стратегии США, как можно видеть, от этого явно не изменится.
США и Великобритания продолжат усилия и по установлению контроля над Центральной Азией, чтобы отсечь от нее Россию и Китай. Потерпев, если говорить без экивоков, поражение в Ираке и Афганистане, Вашингтон, скорее всего, ускорит неизбежный раскол этих стран и найдет, как договориться с будущими правителями квазигосударств, которые возникнут на их развалинах. Нашел же Вашингтон общий язык с «Братьями-мусульманами»? Найдет и с Талибаном. Глядишь, тогда и страны Центральной Азии станут более сговорчивыми в вопросе об американском военном присутствии на их земле.
Впрочем, об активности США и Великобритании на Кавказе и в Центральной Азии написано так много, что ее эскалация в свете строительства англосаксами глобальной империи будет восприниматься даже как нечто естественное. И ожидать здесь можно чего угодно (ведь не мог же Саакашвили вот так, без консультаций со стратегическими партнерами, взять и напасть на Южную Осетию, зная, что Россия в стороне не останется?) Так что впереди у нас еще много сюрпризов.
Ко всему прочему, в исторических реминисценциях профессора Фирса есть еще один элемент, указывающий на то, что англосаксы стали на путь создания глобальной империи. "Римляне, - предупреждал Фирс, - чтобы стать империей, сами были вынуждены отказаться от демократии и смириться с военной диктатурой". Нет прямых доказательств того, что трагедия 9/11 - дело рук определенных кругов в США, но когда на кону такая ставка, как контроль над планетой, ничего нельзя исключать. Как бы то ни было, правящая американская элита, по крайней мере, воспользовалась ситуацией, чтобы приступить к превращению "оплота демократии" в полицейский режим. Эта тенденция проявляется все больше. Накануне нового 2012 года президент Обама подписал закон (National Defense Authorization Act 2012), который, по сути, отменяет действие ряда статей Конституции. Отныне любой гражданин США может быть задержан на неограниченный срок ("до окончания противостояния"), всего лишь по подозрению в том, что он тем или иным образом может помогать "силам, враждебным США или их партнерам по коалиции" [7]. Такие заключённые не имеют права на адвоката, а также лишаются возможности подавать апелляционные жалобы.
"Оплот демократии" наносит удар за ударом по основам демократического управления. И это симптоматично. Потому что, как говорил Фирс, " нельзя управлять миром на основе законов, разработанных для демократического государства".
Как же на всё это реагировать Русскому миру?
(Окончание следует)
1. Здесь и далее см. The North Atlantic Treaty Organisation. Facts and Figures, 1989, p. 384-401
2. Цит. поhttp://hvylya.org/news/exclusive/17464-krah-ssha-privedet-k-obedineniju…
3. Z. Brzezinski, After America. How does the world look in an age of U.S. decline? Dangerously unstable // http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/01/03/after_america, Dec/Jan 2012.
4. http://articles.cnn.com/2011-11-16/asia/world_asia_australia-obama-trip…
5. Там же.
6. http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=28144
7. Цит. по http://hvylya.org/analytics/geopolitics/17293-perevorot-po-amerikanski-…