Напряжённая ситуация в Сирии и вокруг неё активировала пропагандистские клише, которыми Запад клеймит Россию в так называемом «черкесском вопросе». Черкесы – обобщённое наименование родственных по языку и культуре кабардинцев, черкесов, убыхов, адыгейцев и шапсугов Северного Кавказа. Отдельные представители черкесской диаспоры в разных странах не раз высказывали желание репатриироваться на историческую родину - в Россию, и сирийские черкесы тоже не остаются в стороне. 31 января 2012 г. три представителя черкесской общины Сирии прибыли в Кабардино-Балкарию, где встретились с главой республики Арсеном Каноковым, пообещавшим гостям своё содействие в их миссии. «Мы высоко оценили позицию России в ООН при обсуждении сирийского вопроса. Она является объективной, основанной на справедливости, направленной на то, чтобы не допустить превращения Сирии в Ирак или Ливию», - сказал один из посланцев (1). До этого представители сирийских черкесов побывали в Адыгее, а с декабря 2011 по январь 2012 на имя президента РФ Д. Медведева и глав правительств Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии поступили просьбы о помощи от имени более чем 200 черкесов Сирии.
На сегодняшний день в Сирии проживают около 100 000 черкесов. Страна охвачена кровавыми беспорядками и стоит на пороге гуманитарной катастрофы, «заботливо» уготованной сирийскому народу пентагоновскими стратегами. Стремление сирийских черкесов покинуть небезопасное место вполне естественно, но некоторые страны (прежде всего, США), пытаются нагреть на их беде руки и получить политические дивиденды в борьбе против России. Черкесский вопрос для них – лишь повод, чтобы ещё раз ужалить Москву. Этим объясняются попытки американцев «вплести» черкесский вопрос в «подкладку» сирийской проблемы. Если российские власти всё-таки примут решение о репатриации сирийских черкесов (пока такое желание высказали около 1000 из них), Вашингтон заговорит о молчаливом признании Россией того, что режим Башара Асада не в состоянии обеспечить безопасность собственных граждан и довёл страну до гражданской войны (о своих «заслугах» в этом американцы скромно умолчат). Если Москва по каким-либо причинам не сможет заняться черкесской репатриацией, Вашингтон заведёт старую пластинку о преступном равнодушии к страдающему в Сирии черкесскому народу (опять же умолчав, чьими же руками мирная Сирия была доведена до такого состояния). Своё желание принять черкесских беженцев высказали уже США, Канада, Турция и даже Грузия. И если черкесы поедут не в Россию, а в указанные страны, это снова послужит поводом для срежиссированной Западом антироссийской кампании. Себя в этой ситуации США выставят благодетелем всего черкесского народа. Также сделает и Грузия, уже признавшая геноцид черкесов. Турция и Канада, судя по всему, просто готовы на жест доброй воли, хотя в будущем не исключено их присоединение к русофобскому хору, исполняющему «черкесские мотивы» под контролем американских дирижёров.
Сейчас Вашингтон пытается придать черкесскому вопросу широкое международное звучание. В 2011 г. черкесская делегация из США представила доклад о положении этнических черкесов на родине (в России) и в изгнании на 9-м форуме Международной ассоциации исследователей геноцида (International Association of Genocide Scholars). Конференция под названием «Правда. Память. Справедливость. Восстановление» состоялась в Буэнос-Айресе. Проф. Уолтер Ричмонд из Западного института (Калифорния), автор книги «Северный Кавказ», заявил: «Включение черкесского геноцида в программу … ставит эту проблему на один уровень с широко известными и изученными геноцидами в истории человечества, что повлечет рост интереса к этому вопросу в мировой академической среде».
На конференции У. Ричмонд зачитал доклад на тему «Развенчание российской истории: черкесский геноцид в свете тбилисских архивов», где, ссылаясь на помощь грузинских коллег, поведал о том, что в вопросе геноцида черкесов ему удалось разгромить официальную российскую историографию в пух и прах. Внимание к черкесам проф. У. Ричмонда, проживающего в далёкой Калифорнии, продиктовано его научной специализацией. «Мусульмане России», «Советские диссиденты и культура», «Нефть и политика в бассейне Каспийского моря» - вот только некоторые темы его лекций и публикаций, а его заявление о необходимости расширить географию деятельности Международной ассоциации исследователей геноцида на все уголки мира следует рассматривать как угрозу не только России.
О мероприятии сразу же раструбил «Голос Америки». Эта радиостанция, активно и успешно продвигающая интересы США во всём мире, в последние годы вплотную занялась черкесским вопросом. «Черкесы и Россия: игнорировать нельзя контролировать», «Россия и черкесы: парламентарии Европы и Эстонии призывают к диалогу», «Черкесский геноцид обсудили в Аргентине» - вот заголовки лишь некоторых новостей. В качестве выступающих - профессор Макмастерского университета в Канаде Джон Коларуссо, бывший советник Госдепартамента США по национальным меньшинствам, ныне руководитель исследовательского отдела Дипломатической академии Азербайджана Пол Гобл (он же – ветеран американского разведсообщества, считается специалистом по перекройке границ на Кавказе), президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард. На сегодняшний день черкесскую тематику усиленно изучают в Западном институте (Калифорния), Университете Джорджа Вашингтона (округ Колумбия), Центре изучения фактов геноцида и разрешения конфликтных ситуаций (Нью-Джерси). И это далеко не все западные центры, где разрабатываются стратегия и тактика отторжения от России Северного Кавказа. Президент Джеймстаунского фонда Глен Ховард уже заявил, что столицей всего Кавказа следует считать Тбилиси: с американской помощью Грузия должна превратиться в альтернативный России полюс притяжения кавказских республик. На это нацелено вещание грузинского Первого кавказского канала, лицемерные слёзы кровавого мясника Саакашвили о судьбе черкесов, обилие кинопродукции грузинских и западных режиссёров, изображающих русских солдат в Чечне либо маньяками, либо разочарованными дезертирами, множество опусов на тему Кавказской войны XIX в. и т.д.
Между тем у России есть позитивный опыт репатриации черкесских семей. С началом боевых действий в Косове именно благодаря доброй воле Москвы несколько десятков косовских черкесов переселили на историческую родину (аул Мафэхабль, т.е. «Аул счастья»). На сайте Circassian Land в материале «Косовские адыги: возвращение на родину» подробно описываются те события: «Переселение горцев в свои европейские владения было выгодно для Турции. Во-первых, это были прекрасные боевые силы. Во-вторых, перенесшие многочисленные лишения и страдания, утратившие родину, махаджиры были озлоблены. Они видели в христианском населении Балкан единоверцев русских, изгнавших их с Кавказа. Османы удачно использовали настроения среди черкесов в своих целях. В последующем подразделения адыгов-махаджиров приняли активное участие в русско-турецкой войне 1877-78 гг. на Балканах» (2). Напомню, тогда турки жестоко расправлялись с сербским и болгарским населением, вырезали целые деревни (прочтите «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского). Тысячи болгар и сербов хлынули в единственную страну, где их ждало спасение, – в Россию. Поэтому содействие черкесов турецкой оккупации Балкан – вопрос щекотливый, но никому в голову не приходит копошиться в исторических фактах 150-летней давности с одной лишь целью – раздуть античеркесский конфликт. Далее: «…албанцы Косова… оказывали постоянное давление на адыгов, проводя в их отношении политику дискриминации… выдвигалось требование изменения национальности с адыгской на албанскую. Албанцы открыто называли их «русскими», требуя, чтобы адыги уезжали в Россию… Занимавшим просербские позиции адыгам постоянно заявлялось, что им больше нет места в Косове. В условиях непрекращающихся угроз и шантажа сербские власти раздали адыгам оружие для самообороны. С началом боевых действий Освободительной Армией Косово (ОАК) положение адыгов еще более ухудшилось. Албанские боевики требовали от них уплаты налога в пользу ОАК, угрожая расправой в случае отказа. Албанское население всячески третировало их, заявляя, в частности, что рано или поздно черкесы сами оставят им свое имущество, так как албанцы принудят адыгов покинуть район Приштины».
Тогда-то Россия и вмешалась в ситуацию. А в марте 2001 г., как сообщала газета «Советская Адыгея», в ауле прошёл антивоенный митинг. В руках митингующих был плакаты “Мы устали от войны!”, “Спасибо России за наши спасенные жизни!”. Один из представителей старшего поколения Искандер Цей заявил: «Если бы Россия не помогла нам вернуться на Родину, одному Богу известно, что сталось бы с нами там, в Косове. Я надеюсь, наша великая российская страна, и Республика Адыгея будут процветать всегда и не позволят никому подтолкнуть свои многонациональные народы к вражде и противостоянию».
В 1884 г. русский путешественник А. Елисеев писал о сирийских черкесах: «Черкесы все-таки сильно скучают по своей родине и вспоминают о родных горах. Эти дорогие воспоминания, связанные с Кавказом, вероятно, и были причиной того, что эти отчаянные джигиты и головорезы принимали скромного русского путешественника с таким почетом и радушием, что нельзя было не верить их искренности».
Как видим, черкесы не смотрят на Россию и русских кровожадным взглядом и враждовать с ними не собираются. Тем больше кое-кому хочется сделать это вместо самих черкесов, но обязательно их руками.